Обойти на повороте: как резидент «Сколково» масштабирует производство картов

25 ноября 2022 г.

Компания «МИКС Карт» — участник Фонда «Сколково» — за несколько лет достигла практически полной локализации в производстве картов для картодромов и спортивных соревнований. О том, как ей это удалось, рассказывает генеральный директор «МИКС Карт» Алексей Ермилин, отдельно отмечая проект создания картов для людей с ограниченными возможностями.

 

Фото: «МИКС Карт».

 

Адаптировать импорт и создать свой продукт

Развитием прокатного картинга наша компания занимается уже около 20 лет. Большую часть этого времени мы импортировали технику из Европы. За все это время машины не претерпевали серьезных изменений, что в итоге нас перестало устраивать. Около 7 лет назад мы окончательно пришли к выводу, что необходимо развивать собственное производство, — была уверенность, что можем делать карты не хуже. Потребность в современной технике диктовалась тем, что наша компания была организатором многих любительских соревнований, также под нашим управлением есть академия для обучения взрослых и детей.

 

Первым шагом стало видоизменение рамы картов, приходивших из-за рубежа. С помощью более легкой и качественной трубы и изменения самой конструкции мы сделали раму более надежной, легкой и дешевой по сравнению с экземплярами, которые к нам поступали. Так мы и пришли к выводу, что готовы наладить собственное производство. Изменившаяся рама не была каким-то уникальным продуктом, но она стала более совершенной.

 

Вообще, рама — это сердце и основа любого карта. Например, она выполняет функцию подвески. Рама отличает одного производителя от другого. Все, что «навешивается» на нее, — внешний защитный обвес, рулевая стойка, руль, двигатель, колеса, ось — это уже местные разработки, но в них меньше инновационности.

 

Главное наше конкурентное преимущество — управляемость картов. Основа бизнеса компании сейчас — продажа прокатной техники крытым картодромам, где скорости не очень большие, а на первый план выходят внешний вид, эргономика, стоимость обслуживания и доступность поставок.

 

Организовать производство

Конструкторские разработки у нас сосредоточены в Москве, а производственная площадка расположена в Рязани. Производству чуть меньше двух лет, его мощность — один карт в день, что вполне достаточно на данный момент.

 

Для увеличения мощности производственной площадки необходимы более совершенные станки. Например, у нас есть хороший трубогибочный станок, который позволяет изготавливать необходимые решения по раме. Но «узкое горло» в производстве создают другие станки. Сейчас мы занимаемся разработкой новых моделей и узлов, карты пока продаем лояльным клиентам — нескольким картодромам, с которыми у нас давние отношения. Новые разработки дадут нам возможность увеличения производства — в середине следующего года мы планируем начать приобретение дополнительного оборудования.

 

На производстве у нас работает шесть человек. Часть операций размещаем у подрядчиков, например лазерную резку. Недавно приобрели станок по производству пластиковых деталей, что даст нам возможность заместить импортируемые аналоги из Италии.

 

Создать свой двигатель

Сейчас процент локализации нашего предприятия довольно высокий. Мы не выпускаем только двигатели, шины и колесные диски, тормозные суппорты и топливные баки.

 

Двигатели нам поставляются из Китая, диски и шины стараемся приобретать российские, суппорты — пока итальянские, но разрабатываем свои и готовимся выпустить первую партию в середине следующего года.

 

Несмотря на то что двигатели пока импортируются, мы стараемся их частично модернизировать. В Азии они не менялись с момента первого выпуска — более 45 лет назад. Там просто не задумываются об обновлении, тогда как нам оно необходимо для развития.

 

Каждый двигатель разбирается, после чего некоторые внутренние детали, например поршень, клапаны, распредвал, заменяются на те, которые выпущены на нашем производстве или у подрядчиков. Это сильно увеличивает надежность и повышает мощность картов.

 

Следующий шаг — полностью собственное производство. У нас уже есть готовый чертеж блока двигателя. В начале 2023 года мы планируем изготовить первые прототипы на одном из предприятий Татарстана и в течение 2023–2024 годов выйти на серийное производство.

 

Мощность двигателя на взрослый карт составляет 5,5–13 л. с. Мы модернизируем с 9 л. с. до 18 л. с. Кроме того, совместно с Российской автомобильной федерацией (РАФ) готовим четырехтактный двигатель мощностью 23 л. с. Это тоже проект по модернизации, сейчас проводятся его испытания. Он не сильно изнашивается и редко ломается, а спортсмену удобен с точки зрения удешевления участия в соревнованиях. Для сравнения: двухтактный двигатель мощностью 28 л. с. каждые 40 мото-часов надо перебирать, что стоит около 70–80 тыс. рублей, тогда как нашего четырехтактного за чуть меньшую стоимость хватит на весь сезон.

 

Вести продажи

Мы продаем самостоятельно. Собственники картодромов — довольно узкое сообщество, все друг друга знают, и им известны наши планы. Пока на льготных условиях мы поставляем технику на три площадки (помимо своей), собираем обратную связь и вносим на ее основе изменения.

 

Планируем, что уже в конце этого года начнем предлагать свои карты по всей России. Хотя первый такой проект уже есть. Недавно к нам обратилась компания, которая изначально хотела разместить заказ в Германии. Теперь через два месяца они получат 25 картов по цене в два раза дешевле той, которую им предлагали в Европе.

 

Дополнительным импульсом для продаж может стать наше партнерство с Российской автомобильной федерацией и SMP Racing по разработке рамы детского карта для участия в российских профессиональных соревнованиях по картингу. Это спортивная рама для малышей от 5 до 8 лет. В РАФ нам рассказали, что импортный вариант сейчас не только менее доступный, но и дорогой. Поэтому они обратились к нам. Сейчас завершается разработка прототипа, рассчитываем, что в следующем году выпустим около 25 машин. Для нас это важный проект — поставки в спортивный картинг являются определенным знаком качества.

 

Но пока основной объем производства для картодромов. Мы думали, что к гоночным картам придем через 2–3 года, а получилось быстрее. Помогли общие акценты в экономике страны на импортозамещение.

 

Картинг для людей с ограниченными возможностями

Мы модернизируем карты под нужды тех людей, кто по разным причинам не может использовать ноги. Для этого разработаны система подрулевого управления и ложементы для ног, газ и тормоз находятся под рулем. Ноги в результате располагаются как у всех гонщиков, а с помощью ложементов и системы ремней фиксируется тело.

 

Эти элементы мы ставим на нашу штатную технику. Благодаря этому ребята могут участвовать в обучении и соревнованиях наряду с остальными пилотами, что является очень редким примером инклюзивности в спорте.

 

На своем картодроме для лиц с ограниченными возможностями мы организовали секцию, к нам приезжают ребята из разных городов России. Два раза в месяц ученики секции выступают в полноценных гонках. В этом году в Москве на День города они даже участвовали в соревнованиях «Обгони Сироткина» с известным российским пилотом Сергеем Сироткиным, ранее выступавшим в «Формуле-1». Из 50 человек наш парень занял 4-е место.

 

Недавно мы получили президентский грант на развитие и масштабирование секции. Следующим шагом станет поставка этих универсальных систем управления в другие города. Причем они будут подходить под любые карты, не только под наши.

 

Наладить экспорт

Пока у нас есть пилотные поставки в другие города России — в основном на юг страны. Ведем переговоры с ребятами из Грузии, Казахстана, Узбекистана, которые хотят открыть в своих странах картинг-центры и приобрести нашу технику.

 

Вообще, буду считать моральной победой, если наши карты вызовут интерес не только в России, но и в зарубежных странах. Опередить конкурентов на внешних рынках в честной борьбе — это дорогого стоит.

Поисковые теги
Поделиться