«Папа, а что такое руль?»

29 сентября 2021 г.

Почему лет через тридцать родители будут объяснять детям, кто такой шофер

 

Беспилотный транспорт — это будущее человечества. Возможно, через три-четыре десятилетия родители будут объяснять детям, что такое руль и в чем заключалась профессия шофера. Одним из лидеров беспилотных технологии в России стал Инновационныи центр «Сколково».

 

— Беспилотный транспорт уже сегодня во всем мире выходит на дороги, и Россия в этом плане в тройке лидеров наряду с Китаем и США. По развитию беспилотных технологий в целом Россия в 2020 году занимала 26-е место из 30 в рейтинге готовности стран к использованию беспилотного транспорта по версии всемирно известной аудиторской компании KPMG.

   

 

По моему мнению, данный рейтинг должен выглядеть совсем иначе, Россия ежегодно совершает серьезные технологические и правовые рывки в развитии отрасли, растет и индекс принятия технологии гражданами.

 

Первым ключевым событием является принятие в 2018 году постановления №1415, которое разрешает тестировать беспилотные машины с оператором за рулем на дорогах общего пользования, когда человек только сидит в машине, но руля не касается.

 

Одним из полигонов для тестирования беспилотных машин стало «Сколково», и это вполне логично: с одной стороны, здесь закрытая территория, с другой — дороги общего пользования. Инноград «Сколково» — это 55 км дорог, перекрестки, пешеходные переходы, остановки, а еще это бегущие в гимназию ученики, студенты Сколтеха, то есть реальная модель настоящего города. Через нас прошло около 11 технологических команд, в том числе «Яндекс», StarLine, «КамАЗ» и др. Эксперимент, начавшийся в «Сколково» и Иннополисе (Татарстан), сейчас расширился на Санкт-Петербург, Ленинградскую, Мурманскую и Новгородскую области.

 

Сегодня речь идет уже о том, чтобы вывести беспилотные машины на городские дороги в экспериментально-правовом режиме. Началось все 15 марта 2021 года, когда первый заместитель председателя правительства Андрей Белоусов утвердил комплекс мероприятий по тестированию и поэтапному вводу на дорогах общего пользования беспилотных автомобилей без присутствия инженера-испытателя в салоне. В ближайшее время должно выйти постановление правительства за подписью председателя правительства Мишустина об утверждении программ экспериментально-правовых режимов в сфере цифровых инноваций по эксплуатации высокопилотизированных транспортных средств. Это значит, что, возможно, уже в этом году в «Сколково» можно будет вызвать беспилотное такси «Яндекс» через приложение Yandex GO и оплатить услуги робота-водителя аналогично тому, как это происходит сейчас в случае с водителем-человеком. Важно понимать, что данная услуга будет выведена в приложении в отдельный вид услуги и пользователь должен дать согласие на перевозку роботом.

 

Развитие беспилотных автомобилей идет в двух направлениях: дооснащение привычных транспортных средств искусственным интеллектом и другими интеллектуальными системами и создание кардинально новой машины будущего, полностью беспилотной, без привычных автомобилистам механизмов управления. Современный софт на существующие машины устанавливают «Яндекс», StarLine, BaseTracK, МАДИ—«МосТрансПроект», SberAutoTech. При этом SberAutoTech пошел и по второму пути, представив на ПМЭФ-2021 автономный автомобиль потенциально 5-го уровня беспилотности «Флип», то есть без руля, без педалей, без коробки передач. Правда, сегодня вывести на улицу такой автомобиль вряд ли возможно по целому ряду причин. Вероятно, мы придем к этому несколько позже, на горизонте 10–15 лет.

 

 

Как вы уже поняли, беспилотники — это не только легковые автомобили. Это и грузовики, и сельхозтехника, и погрузчики в складских помещениях. Небольшой грузовик EVO-1, который уже можно купить, есть у компании «Эвокарго». Тяговый электродвигатель для нее создает сколковский стартап «Электротранспортные технологии».

 

Существует еще и беспилотный рельсовый транспорт: поезда, трамваи, метро. В Париже, например, уже несколько линий метро полностью переведены на беспилотный режим. А в Москве идет работа над проектом по автоматизации трамвая, который совместно реализуют «Яндекс» и городской департамент транспорта. Кроме того, человек строит планы по освоению воздушного пространства, и в «Сколково», например, уже есть проект аэротакси «Ховер».

 

Над разработкой систем искусственного интеллекта для беспилотных транспортных средств трудится еще один резидент — Cognitive Pilot. «Фишка» компании — автоматизация сельскохозяйственной техники. Тракторы, комбайны и другие машины, оборудованные системой автономного управления Cognitive Agro Pilot, уже с 2020 года самостоятельно, без участия человека ходят по полям Ростовской области, внимательно следя компьютерным зрением за тем, чтобы земля обрабатывалась качественно, а при уборке урожая не был потерян ни один колосок.

 

Агробот собственной разработки есть и у другой сколковской компании «Аврора Роботикс», которая не только делает софт, но и сама собирает свою технику. Этот беспилотный мини-трактор, больше похожий на пришельца с другой планеты, незаменим для фермеров, ведь он может в прямом смысле пахать 24 часа в сутки, в дождь и туман и даже ночью. На счету компании также беспилотная транспортная платформа для российской армии «Марс А-800», способная самостоятельно передвигаться по земле и воде. Есть еще интеллектуальный автобус IQ-BUS, который движется по заданному замкнутому маршруту без водителя, предлагая товары для продажи или перевозя людей. Он умеет распознавать препятствия и пешеходов, взаимодействовать с другими участниками движения. На беспилотной лодке IQBoat от той же «Аврора Роботикс» можно с комфортом прокатиться по озеру или другому закрытому водоему.

 

Еще один необычный пример беспилотников — горнодобывающая техника. Ее автоматизирует сколковский резидент «Вист майнинг технолоджи», разработавший роботизированную систему управления для «интеллектуальных» карьеров. Все машины там работают без водителей — ими управляют дистанционно, в самом карьере людей нет. Компания поставляет свою технику горнодобывающим предприятиям в России и странах СНГ, а еще в Индии, Марокко, Перу, Чили. Беспилотные машины добывают открытым способом уголь, золото, фосфаты, цветные металлы, железную руду.

 

Однако не стоит думать, что уже завтра все мы поедем на беспилотных автомобилях. Переход к беспилотной технике будет идти постепенно, 30–35 лет. Зато возможности, которые он сулит, поистине безграничны. Уйдет в прошлое тяжелый физический труд — вместо людей будут трудиться роботы-беспилотники. Курьеров-людей заменят курьеры-роботы, которых уже сейчас тестирует «Яндекс». Уйдет в прошлое профессия шофера — на смену водителям придут операторы, которые будут осуществлять за беспилотниками удаленный контроль. Массовыми станут специальности разработчика ПО и хардовой части типа радаров, лидаров и т. п. Вообще появится больше интеллектуальных профессий, и государство уже сейчас должно вкладывать деньги в образование нового типа.

 

Когда машины станут беспилотными, владение личным транспортом потеряет смысл. Гораздо выгоднее будет вызвать через мобильное приложение беспилотник, сесть и уехать по своим делам. Если личный автомобиль используется максимум два часа в сутки, то беспилотник будет работать значительно больше времени. Автомобили, скорее всего электрические, станут курсировать целый день и не будут занимать городское пространство, потому что их не нужно парковать. Перестроится и городское пространство — в нем станет меньше машин и появится больше места для людей. Беспилотный мир, который откроется для новых поколений, будет кардинально отличаться от нашего.

 

Кирилл Жанайдаров, руководитель управления по транспорту Фонда «Сколково»

   

Источник: kommersant.ru

Поделиться