Постинформационное послезавтра наступило вчера

1 ноября 2017 г.

Наши знания устаревают так же быстро, как только что вышедшая модель нового телефона. Чему и как учиться сегодня, чтобы быть востребованным завтра? Этому было посвящено выступление на ключевой сессии выставки RIW 2017 операционного директора сколковской компании «Нетология-групп» Алексея Полехина. Sk.ru предлагает тезисы доклада.

Как изменится жизнь человека через 5-10 лет? Как технологии повлияют на изменения в нашей жизни? В России цифровая экономика имеет потенциал к тому, чтобы вырасти втрое к 2025 году — с увеличением ВВП страны на 4,1–8,9 трлн руб. [McKinsey] Причина этих изменений – меняющееся потребительское поведение людей. Меняется то, что они дают рынку, – данные о себе, собираемые гаджетами. И получают взамен максимально точно подобранное для них предложение. Так укореняется экономика совместного потребления (sharing economy). К 2025 году её объём обещает увеличиться двадцатикратно и превысить $300 млрд. [PwC] Более двух третей компаний и потребителей готовы делиться данными, если увидят в этом интерес и выгоду. [AIG]

В основе такой экономики и нашего общего будущего — искусственный интеллект. Огромная часть действий совершается «умными помощниками», часто без нашего ведома. Реклама, которую вы видите в телефоне, подсказки системы управления автомобилем. Интернет вещей — везде и всюду.

Что происходит с рынком труда? К 2025 году 47% сегодняшних профессий имеют все шансы исчезнуть. [University of Oxford]

Какие профессии под ударом?

Совершенствуются системы управления автомобилем на основе искусственного интеллекта. К 2030 году плотность беспилотных машин на дорогах достигнет 87% [Cognitive Technologies]. В пересчете на российские реалии, 30–40 тыс. таксистов только в Московском регионе могут остаться без работы.

Операционный директор сколковской компании «Нетология» Алексей Полехин. Sk.ru

Ожидается, что в 2020-е годы удостоверять юридические документы будут с помощью технологии блокчейн; 8 тыс. нотариусов в России рискуют потерять работу. По оценке Deloitte, около 39% специалистов на рынке юридических услуг могут быть заменены решениями на базе искусственного интеллекта в ближайшие 20 лет. Уже сейчас интеллектуальные алгоритмы российской юридической системы Pravo.ru позволяют предсказывать исход судебного разбирательства с точностью 82%.

Компьютеризации подвергнутся процессы и их исполнители в логистике и транспортных услугах, исчезнут офисные клерки, обрабатывающие массивы данных, кассиры и продавцы услуг по аренде. О сокращении 30% чиновников, занимающихся рутинной работой и замене их роботами говорит в своей «Стратегии 2024» Алексей Кудрин. Даже профессия, ультрасовременная сегодня, не гарантирует пожизненной востребованности. 65% нынешних младшеклассников предстоит трудиться по специальностям, которых пока попросту не существует. [World Economic Forum]

Какие профессии будут востребованы через 5–10 лет?

Разработчики (в том числе веб-разработчики, создатели приложений), их численность, как и численность специалистов по маркетингу и анализу рынка.

Инженеры-робототехники. Создают и настраивают роботов, программируют их взаимодействие. К 2024 году таких специалистов потребуется как минимум на 33 тыс. больше, чем сегодня.  

Агрокибернетики. Контролируют эффективность хозяйства как единой системы, отслеживают и используют в работе большие данные, получаемые с датчиков «в поле».

«Конструкторы команд». До четверти работников, трудящихся в наши дни на полную ставку, через восемь лет будут работать «по запросу». Востребованы будут коммуникаторы-управленцы, способные быстро объединять фрилансеров из разных точек мира в слаженно работающие проектные команды. [TomorrowToday Global]

Преподаватели — «инженеры опыта». Сама методика преподавания часто будет предлагать создание окружения, в том числе с использованием VR, где обстановка будет приближена к реальной. Возможно, вплоть до инсценировки аварии на нефтяной платформе, как в фильме «Глубоководный горизонт».

Кто будет нужен?

Остро востребованы в новом мире будут те, кто:
— обладает умениями, которые останутся недоступными искусственному интеллекту;
— способен совершенствовать машины и организовывать их взаимодействие;

— занимается целеполаганием — решает, зачем решать ту или иную задачу;

— владеет навыками объединения людей и организации совместной работы.

Таким образом:
— разделение на технические и гуманитарные специальности перестанет быть строгим;
— значимость soft skills многократно возрастёт;

— минимальные технические навыки (обращение с данными, кодинг) станут такой же нормой, как сегодня — умение заказать билет по интернету или доехать на автомобиле до работы;

— ещё важнее, чем сейчас, будет умение учиться новому и понимать, чему учиться.

Новое образование

Чтобы не выпасть из новой реальности, требуется новое образование.

Вероятно, многим из нас, особенно нашим детям, предстоит сменить несколько профессий на протяжении жизни. Непрерывное обучение возобладает как образ жизни. Нужны будут не отдельные курсы и инструменты, а экосистема, позволяющая человеку обогащать себя новыми знаниями и навыками и управлять своим движением на жизненных и карьерных поворотах.

В основе такой экосистемы:

- «Смешанное обучение». Новый формат получения знаний и опыта: лекции с преподавателем в сети, практические занятия в аудитории, онлайн-тренажеры, отработка профессиональных навыков в «виртуальной реальности» и тесты, проверяемые искусственным интеллектом (профессорам и школьным учителям больше не нужно проводить вечера за проверкой тетрадей или лабораторных работ).

- «Большие данные». Чем больше мы знаем о студенте, его навыках, предпочтениях, успехах и неудачах в обучении, тем с большей точностью сможем предсказывать, в каком направлении и с какими промежуточными точками ему двигаться дольше. «Большой брат» адаптирует темп, формат и содержание обучения под личные особенности каждого ученика и даёт измеримый результат. Как показало исследование McKinsey, в Университете Аризоны использование адаптивных технологий помогло сделать так, что бросать учебу студенты стали на 7% реже. По небольшим вступительным экспресс-тестам в «личном кабинете» «Нетология» определяет уровень подготовки своего будущего студента, рекомендует программу обучения, и дальше, с помощью таких коротких «срезов» везет через весь процесс обучения и стажировки. “Срезы” студенты проходят с удовольствием, так как получают за выполненный тест виртуальные деньги, которыми можно расплачиваться за обучение.

- «Вовлечение в процесс». Востребовано всё, что глубже вовлекает учащихся в познавательную деятельность и поддерживает их активность. Например, формат «Цифровой хроник», в которой школьники ведут учет изученного и могут делиться достижениями с одноклассниками, учителями и родителями. Студенты-второклассники гимназии Сколково выполняют задания по английскому языку, чтобы получить доступ к призовой мини-игре на британском обучающем сайте ReadingEggs.

«Малые прикладные достижения» - современные профессии базируются на большом количестве знаний, получаемых после окончания вуза или дополнительно, во время учебы в нем. Прикладные утилитарные навыки “добывают” в интернете, на курсах повышения квалификации, и уже не имеет решающего значения, на какой платформе или в каком учебном заведении те были получены. Главное, приобрести актуальное, практически применимое. Сегодня российские школьники в начальной школе умеют делать цифровые презентации, анализировать информацию и подавать ее в удобном аудитории формате или снимать видео, обрабатывать его и выкладывать на Youtube.

Наши знания устаревают так же быстро, как только что вышедшая модель нового телефона. Поэтому они требуют постоянного обновления, совершенствования в профессии и в смежных областях деятельности. Умение обладать актуальными знаниями высоко востребовано на рынке, и трудоустроен будет тот, кто не упустит возможности учиться. Сегодня технологии позволяют это сделать из любой точки мира и под любые запросы.