«Сколково» становится хабом для ритейла

7 октября 2021 г.

7 октября в Технопарке «Сколково» стартовал Международный форум электронной коммерции и ритейла. В рамках стратегической сессии «Сохранение баланса на рынке e-commerce» лидеры отрасли, представители государства и эксперты обсудили факторы роста, узкие места, а также меры поддержки и регулирования онлайн-торговли. 

 

В дискуссии приняли участие Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров, Генеральный директор АО «Почта России» Максим Акимов, Председатель Фонда «Сколково» Аркадий Дворкович, президент и генеральный директор ПАО «Магнит» Ян Дюннинг, генеральный директор АО «Российский экспортный центр» Вероника Никишина и другие эксперты и представители рынка. Модератором сессии выступил статс-секретарь — заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Евтухов.

 

_PQZ0488.jpg

Стратегическая сессия «Сохранение баланса на рынке e-commerce» 

 

Денис Мантуров, Министр промышленности и торговли Российской Федерации рассказал о роли государства в балансировании рынка e-commerce: 

 

«Мы отстаиваем принцип минимального вмешательства государства в рыночный сегмент. Задаем стратегический вектор развития и стараемся не допускать искажения конкуренции, монополизации, при этом формируя условия для сбалансированного расширения крупных, средних и малых форматов розницы. Нам критически важно не допустить как раз избыточного доминирования больших площадок-агрегаторов».

 

Мантуров призвал обратить внимание на пример офлайн торговли, где уже в течение нескольких лет действует «Кодекс добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров». Он отметил, что сейчас министерство вместе с представителями рынка готовит аналог такого документа для e-commerce.

 

Максим Акимов, Генеральный директор Почты России: «С такой сбалансированной и системной позицией Правительства и Министерства равновесию рынка ничего в стране не грозит. E-commerce дает нашему потребителю прекрасные решения, потому что в отрасли сохраняется острая конкуренция. Рынок показывает хорошую динамику и расширение продуктовой линейки каждого игрока». 

 

_PQZ0096.jpg

Генеральный директор Почты России Максим Акимов

 

Максим Акимов также отметил основные вызовы для электронной коммерции в ближайшие годы. По его словам, рынку предстоит столкнуться с переоценкой бизнес-моделей, удорожанием неквалифицированного труда, ростом peer-to-peer торговли, виртуализации потребления, а также работой в условиях энергоперехода.

 

Отвечая на вопрос модератора о решениях «Сколково» в контексте электронной торговли, Аркадий Дворкович отметил, что популярность e-commerce-стартапов очень высокая. В 2020 году в Фонд поступило более 2,5 тыс. заявок на получение статуса резидента, и 20 % из них могли быть применены в этой сфере. 

 

Аркадий Дворкович, Председатель Фонда «Сколково»: «Мы видим интерес к решениям резидентов: "Озон" и "М.Видео" пользовались продуктами компании Seowork по оптимизации поисковой выдачи и описания карточек товаров. Компания "Перекресток" применяла анализ больших данных для рекомендательных систем компании PredTech. Philips — систему RichCall, которая позволяет осуществлять диагностику оборудования и оптимизировать сроки ремонта. Это тот пример, когда электронная торговля товарами срастается с продажей услуг, и этот тренд будет только нарастать». 

 

_PQZ0238.jpg

Председатель Фонда "Сколково" Аркадий Дворкович

 

«"Сколково" становится хабом для ритейла. Для онлайн и офлайн торговых сетей мы делаем акселерационные программы и скаутинг технологий, которые им необходимы. С “Почтой России” мы во второй раз провели акселератор. Почти все решения победителей касались электронной торговли или отдельных элементов этой цепочки, например, мониторинг и оптимизация авиадоставки. Также на протяжении двух лет работаем с "Магнитом"  и предлагаем им решения наших резидентов под конкретные запросы сети, а компания "Вайлдберриз" собирается строить у нас свой кампус» — заключил Дворкович. 

 

Обычно онлайн-торговля рассматривается как процесс внутри страны, и на эту тему с точки зрения экспортера предложила взглянуть генеральный директор АО «Российский экспортный центр» Вероника Никишина. По ее словам, экспорт через каналы онлайн-торговли не очень активно развивается. Она отметила огромный потенциал направления, однако существует системный барьер в виде реимпорта, который не позволяет массовому ассортименту выйти на внешние рынки. 

 

_PQZ0090.jpg

Генеральный директор АО «Российский экспортный центр» Вероника Никишина 

 

Вероника Никишина, генеральный директор АО «Российский экспортный центр»: «Мы являемся государственным институтом развития, и создаем партнерство с теми участниками экосистемы онлайн-торговли, которые позволяют нашим клиентам получить бесшовный клиентский путь. Мы ищем идеи, в том числе и в "Сколково", которые позволят интегрировать различные элементы клиентского пути и реализовать его». 

 

Участники дискуссии сошлись во мнении, что рынок должен расти органически, без искусственных преференций и ограничений. По мнению экспертов, эффективность отрасли определяется силой всего рынка, а задача сохранения баланса заключается в ответственном поведении каждого игрока.