Участники СЕФИК отметили сотрудничество «Сколково» с инновационными структурами Франции

19 декабря 2017 г.

Фонд «Сколково» подписал меморандум о взаимопонимании с «Бизнес Франс» и французской инновационной организацией Полюс конкурентоспособности (PICOM) в рамках проходящей в Москве XXIII сессии Российско-Французского Совета по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (СЕФИК).

В присутствии министров экономик России и Франции подписи под документом поставили председатель правления Фонда «Сколково» Игорь Дроздов, глава представительства «Бизнес Франс» в РФ Пьеррик Боннар и генеральный директор PICOM Патрик Брюнье.

В присутствии министров экономики России и Франции Максима Орешкина и Брюно Ле Мэра председатель правления "Сколково" Игорь Дроздов (справа), глава "Бизнес Франс" Пьеррик Боннар и генеральный директор PICOM Патрик Брюнье подписали меморандум о сотрудничестве. Фото: Sk.ru

Подписанию соглашения предшествовало пленарное заседание СЕФИК под руководством сопредседателей Совета, главы Минэкономразвития Максима Орешкина и его французского коллеги Брюно Ле Мэра.

Российский министр отметил оживление двусторонних экономических связей. Совокупный объем французских инвестиций в РФ составляет на текущий момент 14 млрд долларов. Помимо сотрудничества между крупными компаниями приоритет в двусторонних отношениях получает в последнее время поддержка выхода российских стартапов на французский рынок, а также движение малых французских компаний в обратном направлении. Глава Минэкономразвития подчеркнул общие подходы между российской научно-технической инициативой и соответствующими французскими программами.

Об этом же говорил Брюно Ле Мэр, который, в частности, упомянул подготовленный в недрах его ведомства законопроект (весной он будет отправлен в Национальную Ассамблею), который посвящен дигитализации малых и средних предприятий. В этой связи он отметил перспективность сотрудничества с Российской Федерацией в этой области, заявив, что приветствует диверсификацию российской экономики. Особо приоритетной сферой сотрудничества министр экономики Франции считает все, что связано с развитием источников возобновляемой энергии и ее накоплением. Все эти и другие вопросы будут обсуждаться во время визита президента Франции Эмманюэля Макрона, который примет участие в ПМЭФ-2018.

Пленарное заседание СЕФИК прошло в столичном Президент-отеле. Фото: Sk.ru


Участники СЕФИК, говорится в протоколе, «приветствовали подписание Меморандума о взаимопонимании между Фондом «Сколково», агентством «Бизнес Франс» и полюсом конкурентоспособности «Пиком», а также соглашения между компаниями «Квант» и «Риал Спикер Лаб»; стороны высоко оценили возможность участия высокотехнологичных компаний двух стран в инновационных форумах конференциях в 2018 г. – Viva Technology (Париж) и Startup Village (Москва)».На заседании СЕФИК имя «Сколково» неоднократно звучало в различных докладах. В финальный протокол внесен пункт о том, что «стороны высоко оценили сотрудничество между французскими инновационными программами и российским инновационным центром «Сколково».

«Сколково» давно и успешно сотрудничает с французскими полюсами конкурентоспособности и другими институтами технологического развития, заявил на заседании СЕФИК председатель правления Фонда Игорь Дроздов, который назвал ряд французских корпораций, являющихся партнерами «Сколково», включая Alstom, Airbus и Schneider Electric (последняя уже создала в иннограде свой R&D-центр).

В центре Игорь Дроздов и Патрик Брюнье. Фото: Sk.ru

«Сколково» сотрудничает со старейшей инновационной зоной Европы – научным парком София-Антиполис и с инновационной зоной Пари-Сакле. Новый импульс сотрудничеству с полюсами конкурентоспобности придал запуск инициативы French Tech и развитие сети её региональных центров-хабов. «Сколково» является сооснователем French Tech Hub в Москве. В 2016 году именно в Сколково Эмманюэль Макрон (в то время министр экономики и финансов) официально объявил о его открытии.

В сентябре Фонд «Сколково» при поддержке French Tech в Лилле успешно провел бизнес-миссию в полюс PICOM и регион О-де-Сен, где расположены штаб-квартиры крупнейших французских ритейл-корпораций. Вообще направление ритейл-технологий выходит на первый план в сотрудничестве «Сколково» с французскими компаниями, отметил Игорь Дроздов.

Всего с партнерами из Франции сотрудничают порядка 50 сколковских участников, более 20 из них подписали NDA и коммерческие соглашения.

Председатель правления «Сколково» также отметить интерес к развитию сотрудничества с парижской «Станцией F», которая представляется партнером во Франции, наиболее подходящим профилю «Сколково» (подробнее о том, как работает«Станция F», см здесь).

«Мы придаем большое значение подписанию Меморандума о взаимопонимании с полюсом конкурентоспособности PICOM и Business France, - заявил Игорь Дроздов. - Документ предусматривает развитие сотрудничества в области инновационных технологий в торговле и логистике, содействие молодым технологическим предприятиям из Франции и России в установлении технологического партнерства, налаживании бизнес-контактов, выходе на рынки двух стран.

Ареш Аламир (.Auchan Russia) и Ольга Стрелова ("Сколково") обсуждают развитие сотрудничества в области ритейл-технологий. Фото: Sk.ru

 «Сколково» активно работает над международной акселерацией стартапов, в том числе, в сотрудничестве с профильными зарубежными акселераторами. В целях развития рынка высокотехнологичных проектов двух стран необходимо продвигать инновационные компании – через программы акселераторов, корпоративные инкубаторы, инновационные центры и полюсы конкурентоспособности. Мы готовы к созданию совместных акселерационных проектов с PICOM и другими полюсами конкурентоспособности, что также нашло отражение в тексте меморандума, который подписывается сегодня», - резюмировал председатель правления Фонда, который пригласил французские стартапы принять участие в крупнейшем в Восточной Европе и России инновационном фестивале Startup Village, который проходит в «Сколково».

Генеральный директор PICOM Патрик Брюнье сказал в интервью Sk.ru, что считает «важным шагом» подписание меморандума со «Сколково», пояснив, что сотрудничество с Фондом будет способствовать расширению международного присутствия этого французского инновационного института, специализирующегося в области ритейл-технологий. «Главная цель нашей договоренности со «Сколково» - способствовать налаживанию рабочих контактов между лидерами французского ритейла с самыми инновационными стартапами из России».

Об этом же в беседе с Sk.ru говорил присутствовавший на заседании СЕФИК директор по инновациям Auchan Russia Ареш Аламир. По его словам, ритейл-технологии российских, в том числе, сколковских стартапов находятся в фокусе его компании. С рядом участников «Сколково» идет конкретное обсуждение созданных ими разработок.

Директор центра ритейл-технологий Фонда Ольга Стрелова привела некоторые примеры такого сотрудничества: «Сколковская компания Navigine помогает делать навигацию для мобильного приложения Auchan. Вы пришли в гипемаркет за молоком, и чтобы не обходить в его поисках весь огромный магазин, вы вводите в поисковик слово «Молоко» и получаете кратчайший путь к полкам с этим продуктом. Это очень удобная штука, пилот которой они сейчас собираются запустить.

Компания Vocord сделала разработку видеоналитики в магазине для маркетинговых целей. Еще один сколковский участник Timebook предоставил систему учета рабочего времени. Компания CPS Labs создала браслеты, которые также работают с системой учета рабочего времени. При этом браслеты являются инструментом, с помощью которого сотрудник магазина может получить задание; нет необходимости объявлять по громкой связи поручение для конкретного продавца, он получит все инструкции на свой браслет».

В качестве очень перспективного направления дальнейшего сотрудничества Auchan со «Сколково» Ареш Аламир называет VR. «Сколково» участвует в работе совместной группы с французской компанией и рядом других крупных игроков на российском рынке по созданию концепции VR-инструментов для ритейла. Такой инструмент необходим крупным компаниям для сокращения костов на создание планограмм: «Вместо того, чтобы переставлять товары с полки на полку, вся команда надевает VR-очки и может двигать товары в виртуальном пространстве. VR – это также инструмент промо-акций: наводишь телефон на пакет хлопьев, а у тебя на экране начинает прыгать кролик, рассказывая, какие полезные для здоровья ингредиенты в них есть; какие рецепты с ними можно приготовить. Вот такие перспективные истории мы сейчас обсуждаем с российскими партнерами», - говорит представитель французского ритейлера.