«Станция F»: как работает французский аналог «Сколково»

25 сентября 2017 г.

На территории стартап-кампуса «Станция F» в Париже можно было бы уложить Эйфелеву башню – в прямом смысле. Но правильней это здание сравнивать не с высотой башни, а с протяженностью железнодорожного состава, каковые курсировали здесь на протяжении большей части ХХ века. Затем бывший грузовой вокзал Halle Freyssinet пришел в запустение и попал бы под снос, если бы не инициатива французского миллиардера Ксавье Ньеля.

Ксавье Ньель ( Xavier Niel) -  основатель и мажоритарий телекоммуникационной группы Iliad и совладелец газеты Le Monde. Владеет частью прав на песню «My Way». Член Национального цифрового совета Франции. По данным журнала Forbes, на март 2012 года Ньель занимал 7-е место среди богатейших людей Франции и 232-е в мире с состоянием около $4,5 млрд.

 Общественное пространство "Станции F".  Фото: Sk.ru

О чем не сообщает Википедия, это о том, что мсье Ньель обладает широкими связями во французском политическом истэблишменте и, в частности, в новой французской администрации. Благодаря этому частно-государственному партнерству родился проект Station F, который его представители называют «крупнейшим в мире стартап-кампусом». Кампус открылся 29 июня с.г. на площади в 34 тыс. кв. метров и когда заработает в полную силу, должен разместить тысячу стартапов.

Бывший вокзал в Париже, переоборудованный в стартап-кампус. Фото: Sk.ru

Представители «Сколково», участвовавшие в Парижской Неделе ритейла, посетили «Станцию F» и открыли для себя много всего любопытного.

Как рассказал Sk.ru директор по работе со стартапами «Станции F» Марван Эльфитесс, общий объем частных инвестиций в проект составил 250 миллионов евро.

 Марван Эльфитесс отвечает за работу со стартапами. Фото: Sk.ru 

«Мы называем «Станцию F» стартап-кампусом, потому что он представляет собой нечто большее, чем просто инкубатор, - говорит Марван Эльфитесс. – Здание бывшего вокзала поделено на две зоны. Первая из них, публичная, размещает экосистему, и в этой части здания проводятся различные массовые мероприятия».

Как раз одно из таких мероприятий проходило в тот момент, и перед входом выстроилась группка хорошеньких хостесс на высоких каблуках и в черных футболках со словом STAFF. Девушки были так озабочены встречей участников конференции, что не заметили: буква F в названии стартап-кампуса завалилась на бок. Впрочем, когда сколковская делегация покидала кампус, буква уже заняла подобающую позицию.

Вернемся к рассказу мьсе Эльфитесса. На первом этаже кампуса расположен актовый зал на 350 мест, а также помещения для коворкинга. Остальная часть первой зоны отведена под Центр коллективного пользования, который, когда полностью заработает, будет располагать 3D-принтерами и прочим оборудованием, необходимым стартаперам.   

В первой зоне также находятся офисы венчурных инвесторов. В кампусе в настоящий момент представлены три десятка VC, из которых три имеют постоянный офис и работают в ежедневном режиме. Остальные венчурные инвесторы, в том числе, американские, японские, английские и, естественно, французские, приезжают в кампус пять раз в месяц. На втором этаже расположены помещения для коворкинга, в которых они работают со стартапами. Здесь же находятся офисы ключевых партнеров, в частности, Amazon. В дальнейшем здесь же появятся представительства французских госорганизаций.

Хостесс застыли в ожидании гостей кампуса. Фото: Sk.ru

Кафе кампуса также представляет собой часть коворкинга. Любой стартап может арендовать столик на определенное время для проведения переговоров; при этом он платит не за еду и напитки, а за время. Час стоит 5-6 евро; меню, как можно было убедиться, довольно спартанское, но дело тут, конечно же, не в круассанах, а в творческой атмосфере.

Ключевые партнеры кампуса предлагают свои программы стартапам. Фото: Sk.ru

Вторая зона, в которой расположены рабочие столы стартапов, является полностью приватной, и, если бы не мсье Эльтифасс, представители «Сколково» не смогли бы в нее попасть, как, впрочем, и никто иной, не принадлежащей к экосистеме кампуса.

Здесь французские стартаперы произносят свои питчи перед инвесторами. Фото: Sk.ru

Это просторный опен-спейс, рассчитанный на одновременное пребывание трех тысяч человек. В момент визита количество работающих здесь было на пару порядков меньше. Один из стартаперов занимался медитацией, лежа на диванчике, выполненном в форме доски для серфинга; другой, с ноутбуком на коленях, качался на качелях. В стеклянных переговорках, между тем, кипела работа.

Работать можно и на качелях. Фото: Sk.ru

По словам директора по работе со стартапами, за два месяца в кампусе запущено 26 программ, из них 23 принесли с собой VC и ключевые индустриальные партнеры, такие, как Facebook и Microsoft. «В каком-то смысле мы похожи на университет: стартаперы могут выбирать необходимый им трек, - говорит Марван Эльфитесс. – Все зависит от степени продвинутости стартапа и направления его работы. Программы Facebook связаны с искусственным интеллектом; Microsoft – это big data. Ряд французских компаний предлагает программы по геймификации, кибербезопасности и т.п. Если компании-партнеры сами выбирают какой-то стартап для участия в своей программе, участие для стартапа бесплатно. В других случаях стартаперы платят определенную сумму. Наш кампус не стремится к получению дохода, но мы, безусловно, хотим вернуть инвестору те средства, которые он затрачивает на содержание кампуса». Речь идет о примерно 5 миллионах евро в год, сообщил представитель «Станции F».

Переговоры проходят вот в таких переговорках. Фото: Sk.ru

По словам Марвана Эльфитесса, когда проект кампуса зарождался, французы изучили мировой опыт, включая опыт «Сколково». Он высказал интерес к сотрудничеству между двумя проектами, а также пригласил сколковские стартапы становиться резидентами. 

Ольга Стрелова , ИТ-кластер "Сколково" (слева) и Вера Бунина (международный департамент Фонда) беседуют с Марваном Эльфитессом. Фото: Sk.ru

Представитель международного департамента Фонда Вера Бунина, готовившая этот визит, сказала Sk.ru, что «Сколково» внимательно следило за подготовкой и первыми шагами «Станции F», благо посольство Франции в Москве, Business France и French Tech постоянно предоставляли подробную информацию на этот счет.

Зона стартапов закрыта для посторонних. Здесь можно и помедитировать. Фото: Sk.ru

«Станция F» для «Сколково» – потенциальный и, возможно, наиболее профильный партнер во Франции, - говорит г-жа Бунина. - Мы подробно изучали французскую экосистему инноваций. Она весьма разнообразна, и сами французы считают, что у них лучшая система господдержки инноваций в Европе. При этом собственно партнеров для нас не так много. В свое время Фонд «Сколково» подписал соглашение о взаимодействии со старейшим центром поддержки инноваций, София Антиполис. Затем мы довольно много общались и продолжаем общаться с кампусом Париж-Сакле; он немного моложе нашего проекта, но имеет много точек соприкосновения. Как Сколково, это тоже территория, которая находится в ведении метрополии, в данном случае, Большого Парижа. Они также много строят, создавая и виртуальное, и физическое сообщество стартапов. И у них тоже создают университет на своей территории».

Впрочем, немало и отличий, прежде всего, по направлениям деятельности. Сакле довольно узко тематически ориентирован: в его основе - Комиссариат по атомной энергии, находящийся на этой территории.

«В этом смысле контакт со «Станцией F», которая заявляется как новый опыт французской экосистемы, не имеющий ограничений по тематике, и который направлен, прежде всего, на поддержку стартапов – вне зависимости от их национальности и территориальной принадлежности, - для нас очень интересен, - продолжает Вера Бунина. -  Тем более, что у «Станция F» много общего со «Сколково».

Вера Бунина обратила внимание на то, что даже внешне Технопарк «Сколково» и «Станция F» имеют общие черты, хотя в первом случае это совершенно новое пространство, созданное французским архитектором Жаном Пистром. А во втором – старинное здание, переоборудованное архитектором Жан-Мишелем Вильмотом (по любопытному совпадению, Вильмот – автор проекта Русского духовно-культурного центра в Париже).

Но дело, конечно, не во внешнем облике и даже не в схожих принципах дизайна и устройства инновационной среды. По сути «Станция F» - прямой аналог «Сколково», говорит представитель международного департамента Фонда: «Здесь располагаются приблизительно те же субъекты, что и в Сколково: венчурные фонды, ключевые партнеры, стартапы и сервисно-техническая инфраструктура – коворкинги, центры коллективного пользования, лаборатории и т.д. В то же время модель взаимодействия стартапов и ключевых партнеров и инвесторов несколько отличается от принятой в «Сколково. Инвесторы и ключевые партнеры приходят на «Станцию F» сразу со своими программами акселерации стартапов. То есть процесс взаимодействия B2B и B2C на «Станции F» заложен в саму парадигму этой организации, и участие в этих адресных программах происходит на конкурсной основе, и это сервисы, за которые стартапы платят. Этот опыт стоит принять во внимание.

Стартапы, выбранные на программы Microsoft, не платят за участие в работе кампуса. Фото: Sk.ru

Второй момент, который очень интересен, - это поддержка «Станцией F» любых стартапов, не только французских, но и иностранных, и их готовность к совместным программам с зарубежными партнерами. За два месяца своего существования «Станция F» уже заключила соглашение с китайскими технологическими парками. Нам был высказан интерес к обсуждению этого вопроса со «Сколково».

Мы надеемся на сотрудничество. Мне кажется, то, что мы рассказали о «Сколково», вызвало интерес французских партнеров, общение с которыми рассчитываем продолжить на конференции Startup Village в иннограде в следующем году».