Время генералов прошло: какие тренды формируют предпринимателей будущего

21 октября 2021 г.

Мы проживаем "третью волну" развития общества. Она предполагает децентрализацию информпотоков, уход от концентрированной модели собственности, равнодоступность средств производства. Как это влияет на бизнесменов, рассуждает Игорь Дроздов (фонд "Сколково")

 

Исторически владельцы крупных состояний получали их за счет доступа к материальным ресурсам, прежде всего земельным, а также к орудиям труда, упрощающим производство товаров, работ и услуг. Позже к факторам успеха добавились эксплуатация природных ресурсов (нефть, газ), а также решения, связанные с организацией производства. Классический пример - предприятия Генри Форда. Но уже к концу XX века основным рецептом успеха стали технологии - из 15 крупнейших по капитализации компаний сегодня лишь четыре - Saudi Aramco, Berkshire Hathaway, JPMorgan и Johnson & Johnson - с определенными оговорками не относятся к технологическим. Впрочем, в топе промышленного списка Forbes Global 500, который учитывает финансы, еще достаточно много "физических" корпораций. Чем бизнес будущего будет отличаться от бизнеса настоящего?

 

 

Председатель правления Фонда «Сколково» Игорь Дроздов. Фото: Sk.ru.

 

  

Глобально как деятельность с целью получения прибыли за счет собственной креативности в широком смысле этого слова - ничем. Однако виды бизнеса и бизнес-модели будут модифицироваться. Скажем, экосистемы уже меняют представление о дополнительных продажах и монетизации. Тем не менее предприниматели грядущих десятилетий будут отличаться от своих предшественников, живших в середине прошлого столетия, или от наших современников. Можно выделить шесть основных трендов, влияющих на их формирование.

  

1. Поколенческие факторы У каждого поколения свой подход к обработке информации, взятию на себя риска, ответственности, коллективной работе. Представители поколений Z (те, кто родился в 2000-2010 годах), Alpha (люди 2010 года рождения и позже) и следующих за ними более склонны к формированию распределенных команд, запуску новых инициатив, венчуру. Их поведенческие предпочтения будут накладывать отпечаток на манеру ведения бизнеса. Исторически большинство людей считали основной траекторией карьерного развития наемный труд.

 

Задача состояла в том, чтобы устроиться в успешную организацию. Сейчас эта логика мышления меняется. Молодые люди больше ориентированы на самостоятельное движение, попытку реализовать себя, а не идти по пути наемного сотрудника. Думаю, это связано еще и с тем, что в России предпринимательство появилось 30 лет назад. Поэтому история отечественного бизнеса, а тем более технологического, совсем короткая. За это время страна проделала значительный путь, произошла кардинальная трансформация менталитета людей и их ценностей. Более молодое поколение, не отягощенное привычками из прошлого, проще относится к риску и более склонно проявлять во вне свою индивидуальность.

 

2. Географические факторы Место нахождения предпринимателя имеет все меньшее значение. Во многих случаях собственник бизнеса выбирает местом жительства ту страну, где ему наиболее комфортно. В то же время место разработок, производства и продаж по-прежнему зависит от юрисдикции (прежде всего, регуляторики в технологической сфере и налогообложения), инвестиционного климата, местонахождения ключевых клиентов. Хотя для многих ИТ-проектов, например в сфере облачных технологий, даже это уже не так важно. Не случайно и в России обсуждается инициатива по внедрению в законодательство конструкции цифровых юридических лиц. Надеюсь, что привычной практикой станет, когда российский предприниматель запускает проект за рубежом, оставаясь при этом в России.

  

3. Отрасли Несомненно, на занятия будущих бизнесменов влияет эволюция видов деятельности и отраслей экономики. Появляются новые профессии, в которых может реализовать себя предприниматель, например биофармаколог, архитектор "зеленых" городов, тайм-менеджер, игромастер, медиаполицейский, гид в сфере космического туризма, и целые секторы - биотехнологии, искусственный интеллект, робототехника, облачные технологии, зеленая энергетика и многие другие.

 

4. Социальный фактор Отдельной сферой деятельности становится социальное предпринимательство в широком смысле. Многие компании имплементируют в свою деятельность ESG-политики, где один из элементов социальный. Это могут быть любые проекты, направленные на повышение качества жизни людей вокруг: от сбора мусора до организации инклюзивных программ для сотрудников с ограниченными возможностями. Меняется и характер работы благотворительных организаций, а также их функционал. Благотворительные фонды теперь имеют собственные управленческие команды, финансовые планы и цели. Иными словами, они во многом функционируют так же, как и бизнес-структуры. Их запуск и развитие требует тех же качеств, что и коммерческая деятельность.

 

5. Бирюзовость Многие социологи и бизнес-психологи говорят, что "роль личности в истории" снижается.

Организации становятся "бирюзовыми" - они уходят от жесткого центризма к самоорганизации, гибкости и работе в команде. Роль лидера больше не генеральская, она - вдохновляющая. Предприниматель - это, конечно, не профессия. В моем представлении профессия - это прежде всего профессиональные навыки и знания, а предпринимательство - это скорее склад характера. На мой взгляд, успешный технологический предприниматель, как правило, сочетает в себе как минимум два качества.

Первое - он умеет оценивать финансовые последствия того, что делает.

Второе - он обладает креативностью, которая предполагает умение придумать идею, преобразовать ее в бизнес-идею, а потом продать уже в виде созданного на ее основе готового продукта. Такой человек должен чувствовать перемены, уметь общаться, преодолевать страх и неуверенность в себе, быть открытым к новому и готовым к риску. Конечно, это идеальная картина мира. Далеко не всегда нужно, чтобы эти качества сочетались в одном человеке. Ими в совокупности может обладать команда единомышленников, в которой грамотно распределены роли.

  

С течением времени доля распределенных бизнесов, компаний, структурированных в форме цифровых кооперативов, будет расти. Запускать и поддерживать их работу смогут только предприниматели без излишнего эгоцентризма. Но отходим ли мы от громких имен? Взгляните на топ-20 компаний в самом "бирюзовом" секторе, технологическом: Alibaba - это Джек Ма, Tesla - Илон Маск, Google - Сергей Брин и Ларри Пейдж, Facebook - Марк Цукерберг. Каждая великая корпорация ассоциируется с одним-двумя людьми, и общественность не знает никого уровнем ниже, не говоря о рядовых сотрудниках. Значимые бизнесы всегда ассоциируются с какой-то конкретной персоной. Кто в самом деле вносит вклад в развитие компании и технологии - это немного иной вопрос. Причина несовпадения реального участия в развитии фирмы и популярности, узнаваемости, публичности - пиар.

Внешней аудитории необходим символ. Кроме того, самим работникам организации нужно объединяющее звено - вдохновитель, за которым они следуют, который их сближает, даже если они с этим человеком не общаются.

   

Источник: pro.rbc.ru

Поисковые теги
Поделиться