«Наша цель — «расшивка тонких мест» в регулировании и управлении»
Как Сколково помогает бороться с картелями и совершенствовать антимонопольное право, «Газете.Ru» рассказал Алексей Иванов, директор Департамента правовой политики и общественного развития Фонда «Сколково», директор Института права и развития ВШЭ-Сколково.
— Каковы главные проблемы антимонопольного права и политики в России и в мире?
— К сожалению, антимонопольное право и политика в большинстве стран мира, а в России в особенности, сейчас с трудом отвечают на вызовы новой экономики. Новая экономика – это экономика рынков, на которых основным товаром являются знания и информация. Это экономика, в отличие от экономики индустриальной эпохи, подчинена иным законам организации рынков – во-первых, она в гораздо большей степени глобальна, причем глобальна не только в части оборота товаров, но и в организации производства; во-вторых, модель рыночной организации в этой экономике существенно отличается от промышленной – новые рынки организованы на базе платформ и иных сетевых моделей, которые также меняют и логику рыночной конкуренции.
Важно иметь в виду, что, в связи с высокой долей знаний и информации в рыночном обороте, меняются и барьеры входа на такие рынки.
Сегодня в условиях сверхконцентрации прав интеллектуальной собственности — а эти права в современных условиях опосредуют в значительной степени оборот знаний и информации — в руках транснационального бизнеса барьеры входа на рынки инновационной продукции для малых и средних инновационных компаний становятся запретительно высоки.
К числу таких барьеров относятся, например, технологические стандарты, соблюдение которых может являться условием входа на соответствующий рынок. Как правило, подобные стандарты контролируются транснациональными корпорациями посредством патентов на ключевые технологии и являются результатом сложных договоренностей между ними о выборе индустриальных стандартов в соответствующей сфере. В результате участники таких договоренностей формируют пул объектов интеллектуальной собственности, с помощью которого контролируется использование индустриального технологического стандарта и создаются условия для извлечения монопольно высокого дохода за счет новых компаний, планирующих выйти на соответствующие рынки.
Например, стандарт мобильной связи GSM был утвержден как результат договоренностей нескольких крупнейших европейских телекоммуникационных корпораций, включая Nokia, и права на него контролируются участниками этого пула. Компания Apple не участвовала в разработке стандарта и, как результат, не могла долгое время выпустить iPhone в формате GSM – участники исторического патентного пула требовали от Apple запретительно высоких платежей за использование стандарта. Переговоры между Apple и участниками пула GSM привели к длительному судебному спору, по результатам которого стороны, все же, заключили соглашение об урегулировании отношений по использованию Apple объектов интеллектуальной собственности, необходимых для работы в стандарте GSM. Помимо прочего, Apple была вынуждена выплатить порядка 800 млн. долларов США отступных в пользу Nokia. Очевидно, что для малых и средних инновационных компаний такие условия оказались бы запретительными. В связи с этим в большинстве стран мира вопросы доступа инновационных компаний к объектам интеллектуальной собственности, являющимся частью сложившихся индустриальных стандартов, вошли в сферу особого внимания со стороны антимонопольных регуляторов.
Например, еще в 2012 г. антимонопольный регулятор Китая выдвинул условия для одобрения сделки по приобретению компанией Google компании Motorolla, потребовав от Google принудительного лицензирования в отношении платформы Android на условиях открытой и свободной лицензии. Антимонопольные дела похожего рода в Китае приобретают все большее значение. Например, в марте 2015 г. китайский антимонопольный регулятор наложил штраф в размере 1 млрд. долларов США на американскую компанию Qualcomm и обязал последнюю предоставлять права на использование своей интеллектуальной собственности, необходимой для производства микросхем, всем обратившимся к ней китайским производителям на жестко оговоренных регулятором условиях. Можно привести десятки аналогичных дел из практики антимонопольных ведомств США, Европы и других крупных экономик.
Сегодня ФАС России рассматривает дело по иску Яндекса к Google в отношении как раз прав на использование указанной платформы. Однако, мы - единственная страна со значительной экономикой в мире, которая сознательно отказалась от использования механизмов антимонопольного регулирования для противодействия злоупотреблениям в использовании прав интеллектуальной собственности. Эта совершенно аномальная ситуация приводит к чрезмерной монополизации российского рынка и подрывает конкурентоспособность российского малого и среднего инновационного бизнеса в мире.
Характерно, что использование интеллектуальной собственности не для коммерциализации новых разработок, а для подавления экономической активности возможных конкурентов становится все более распространенным явлением в современной глобальной экономике. Примечательно, что по данным New York Times, транснациональные корпорации вкладывают больше средств в защиту прав своей интеллектуальной собственности и судебное преследование потенциальных конкурентов на инновационных рынках, нежели в исследования и разработки новых продуктов.
Такое антиконкурентное поведение особенно болезненно сказывается на малых и средних инновационных компаниях, которые не способны противопоставить гигантам встречные требования и потратить огромные ресурсы на юридическое сопровождение споров, как это делала компания Apple в споре с Nokia, например.
В нашей стране законодательство по защите конкуренции не распространяется на оборот объектов интеллектуальной собственности, что выводит из-под антимонопольного регулирования важнейший экономический блок и лишает возможности цивилизованно противодействовать соответствующему антиконкурентному поведению.
Но надо иметь в виду, что в сложившейся ситуации отдельному антимонопольному ведомству сложно противостоять глобальным монополиям, и одной из задач является объединение усилий антимонопольных ведомств стран, заинтересованных в развитии инновационных секторов своей экономики. Инновационный бизнес из России и других стран БРИКС сталкивается со схожими проблемами в противостоянии глобальной монополизации мировой экономики. Это создает хорошие условия для объединения усилий наших антимонопольных регуляторов и сближения правовых позиций.
— Какие предложения прозвучали на конференции БРИКС по антимонопольному праву и политике, прошедшей в Санкт-Петербурге?
— Прежде всего, было принято решение о создании действующей платформы по выработке единых подходов стран БРИКС к антимонопольному регулированию инновационных и социальных значимых рынков, оператором которой станет Институт права и развития ВШЭ – Сколково. Проект будет реализован в рамках планируемого к подписанию Меморандума о взаимопонимании в сфере сотрудничества конкурентных ведомств стран БРИКС.
Руководитель ФАС Игорь Артемьев озвучил предложение о расширении кооперации между антимонопольными ведомствами по расследованию картельных сговоров и по совместному рассмотрению сделок экономической концентрации на пространстве БРИКС.
— Какие меры представители института права и развития Сколково и НИУ ВШЭ предлагают для разрешения сложившихся проблем?
Дополнить законодательство по защите конкуренции хорошо проработанным механизмом по противодействию антиконкурентному поведению, основанному на злоупотреблении интеллектуальными правами, на инновационных рынках.
Расширить механизмы координации антимонопольных ведомств стран БРИКС, направленных против возможных злоупотреблений со стороны транснационального бизнеса, особенно в социально значимых и инновационных отраслях.
— Реально ли создать международную организацию, которая помогла бы эффективно бороться с картелями и картельными сговорами?
— На наш взгляд, такое направление работы представляет большой интерес. Учитывая общественную опасность картельных сговоров и тот факт, что в большинстве правопорядков картельный сговор рассматривается в качестве одного из самых злостных нарушений антимонопольного законодательства - например, в России, картельные сговоры относятся к уголовно наказуемым деяниям - создание международной организации по типу Интерпола на базе ООН возможно, но это не вопрос ближайшего будущего.
В то же время, уже сейчас мы выстраиваем направленное на защиту конкуренции взаимодействие стран БРИКС, позволяющее эффективно решать задачу обмена информацией. Подобные модели взаимодействия, в основе которых лежит, прежде всего, договоренность о качественном информационном обмене, уже успешно функционируют в мире. Например, Соглашение между Европейским союзом и Швейцарией (вступило в силу в 2014 году) содержит детальные положения по обмену информацией (включая конфиденциальную информацию) между конкурентными ведомствами стран ЕС и Швейцарии.
Если аналогичное соглашение будет достигнуто между странами БРИКС, это даст мощный толчок к повышению качества конкуренции на глобальных рынках и создаст новые возможности роста для российских инновационных компаний.
— Какие работы уже ведутся в сфере антимонопольного права и политики представителями Сколково?
— Мандат Сколково подразумевает, прежде всего, устранение барьеров для выхода компаний-участников экосистемы на инновационные рынки. Развивая эту тему, мы уже проработали целый комплекс проблем.
Крайне невыгодные условия для покупки импортного технологического оборудования сегодня сложились в связи с действующим в России региональным принципом исчерпания исключительных прав. Наши компании требуют решить эту проблему, ограничивающую возможность полноценно конкурировать на международных рынках. Мы провели анализ нормативной базы в странах БРИКС и ряде развитых экономик, проанализировали информацию от участников Сколково и пришли к выводу о необходимости скорейшего перехода на международный принцип исчерпания интеллектуальных прав, во всяком случае, для инновационных секторов.
Также совместно с ведущими мировыми экспертами в области права интеллектуальной собственности и регулирования мировой торговли Фонд «Сколково» и Институт права и развития ВШЭ-Сколково провели предметный анализ международно-правовых обязательств России и правил ВТО в отношении выбора правильного принципа исчерпания интеллектуальных прав для ЕЭС.
Недавно был запущен проект, посвященный функционированию и регулированию продовольственной отрасли стран БРИКС.
Сфера производства и дистрибуции продовольственных товаров — одна из тем первоочередного значения для России и стран БРИКС. Стремительная трансформация данного сектора экономики показывает, насколько даже, казалось бы, традиционные отрасли выстраиваются в логике новой экономики – экономики знания, сетей и платформ. Повышение роли биотехнологий и новых моделей рыночной организации привели к тому, что в продовольственной сфере в мире ключевую роль начинают играть все те же факторы монополизации, характерные для рынков, основанных на обороте знаний и информации. Например, стоит отметить, что почти 90% рынка производства биотехнологических семян в современном мире находится в руках семи ведущих мировых компаний. При этом, интеллектуальные права данных производителей (Monsanto, Syngenta, Bayer и др.) настолько плотно переплетены, что очень сложно определить, кому принадлежит конкретный интеллектуальный продукт. Фактически рынок биотехнологического производства семян превратился в вотчину указанных глобальных игроков с запретительными условиями входа на него новых хозяйствующих субъектов.
Россия, как и другие страны БРИКС, находится в этой связи не в лучшем положении, поскольку в числе указанных монополий нет российских компаний или компаний из стран БРИКС. В связи с этим мы запустили работу по данному проекту в тесном сотрудничестве с командами из других стран БРИКС. Это позволит выработать наиболее эффективные меры защиты конкуренции и снятия барьеров для выхода на рынок малых инновационных компаний из наших стран, что особенно важно для «Сколково», учитывая недавнее расширение мандата Фонда на сферу агротехнологий.
Также важно отметить, что Институт права и развития ВШЭ-Сколково совместно с Фондом «Сколково» тесно вовлечены в работу Национальной технологической инициативы, цель которой – это «расшивка тонких мест» в регулировании и управлении, что позволит российским растущим инновационным компаниям полноценно конкурировать на глобальном рынке.