Navigine: «Всегда хочется добиться большего»
Уходящий год был насыщен событиями для участников «Сколково». Sk.ru попросил резидентов инновационного центра поделиться текущими достижениями и планами на ближайшее будущее. Так, к примеру, молодая компания Navigine, создающая геолокационные сервисы для навигации и мониторинга перемещений внутри помещений, за этот год проделала огромный путь и добилась неплохих результатов, рассказал сооснователь, директор по развитию бизнеса Navigine Олег Демидов.
Немногим более года Navigine является участником «Сколково», и это заметно повлияло на развитие компании. Так, по словам Олега Демидова, организованное Фондом для резидентов участие в выставках, в том числе, зарубежных, помогло компании найти партнеров и заказчиков в России и Европе. Команда проекта прошла трехмесячную акселерационную программу «Сколково» и iDealMachine, за время которой смогла улучшить все основные бизнес-показатели в полтора раза. «Мы получали менторскую поддержку от представителей IT-кластера Сколково, а также помощь в организации встреч с крупными российскими заказчиками. Также мы подали PCT-заявку на международный патент по навигации внутри помещений при поддержке ЦИС Сколково», — рассказал Олег Демидов.
Navigine работает на рынке геолокационных сервисов, применяемых внутри помещений (indoor-навигации). «Этот рынок растет на 30-40% в год, и уже в этом году перевалил миллиардную планку в долларах. Естественно, рынок становится все более зрелым. Если в прошлом году нам в основном приходилось объяснять заказчикам и партнерам, что это вообще за сервисы, для чего они нужны и как работают, то в этом году уже получали достаточно большой поток осознанных заявок от заказчиков. Зачастую, сами партнеры и заказчики ставят новые задачи, о которых мы сами не успевали подумать, — рассказал Олег Демидов. — Наиболее заметно это проявилось при работе на рынке Германии: многие компании там уже запускают пилотные проекты или начинают выходить на промышленную эксплуатацию решений. Естественно, конкуренция на развитых рынках заметно сильнее — приходится бороться за место под солнцем».
За год из проекта с первыми внедрениями, которые носили несистемный характер, Navigine превратилась в компанию с налаженным процессом продаж. «Появилось четкое понимание, какие продукты продаем, кто наши заказчики, появился структурированная воронка продаж. Также стало понятно, что наши продукты востребованы и конкурентоспособны на международном рынке. Да и сама команда заметно укрепилась — с 8 человек в начале года мы выросли до 13», — рассказал Олег Демидов.
Основными вехами с точки зрения разработки продукта для команды стали релизы мобильной платформы с навигационными функциями внутри помещений, приложений Navigine в Google Play и AppStore, трекинговой платформы для мониторинга перемещений сотрудников, техники и оборудования. Сейчас продуктами Navigine пользуются уже более 150 клиентов из сферы бизнеса, в основном — мобильные разработчики и системные интеграторы. Выручка компании за год составила более 100 тысяч долларов.
Еще одним важным достижением компании стало соглашение с НП «ГЛОНАСС» о развитии рынка позиционирования внутри помещений в России. При содействии НП «ГЛОНАСС», Navigine создала с компанией «Городские информационные системы» совместное предприятие, занимающееся разработкой и коммерциализацией систем навигации и трекинга внутри помещений. По словам Олега Демидова, у СП, созданного в апреле текущего года, уже есть первая выручка, а пайплайн проектов на ближайшие два года оценивается в более чем 10 млн долларов.
Активным год был и с точки зрения маркетинга и продаж — представители компании приняли участие в десятке зарубежных отраслевых конференций и выставок. «Думаю, самым продуктивным мероприятием оказался Mobile World Congress, где через наш уголок на стенде «Сколково» прошло более 150 человек, проявивших интерес к нашим решениям. По итогам этого мероприятия уже через месяц мы сделали первое пилотное развертывание в Берлине. Также, с точки зрения полезного общения с зарубежными заказчиками, партнерами и инвесторами, стоит выделить такие мероприятия, как Hannover Messe и Slush».
Для начала развития бизнеса в Германии, в сентябре 2015 года Navigine привлекла посевной раунд от венчурного фонда AYR Ventures в размере 200 тысяч долларов. В планах на будущий год — продвижение в США и привлечение следующего раунда финансирования.
Сферы применения навигационных сервисов внутри помещений расширяется — например, заказчики стали интересоваться ими с точки зрения обеспечения физической безопасности на предприятиях и в офисах. Кроме того, геолокационные сервисы становятся основой для решений в таких перспективных областях, как умные города и здания и интернет вещей. Все это открывает для игроков рынка новые возможности, которые важно не упустить. Развитие проекта Navigine в 2015 году оказалось весьма стремительным, хотя, как заметил Олег Демидов, — «Всегда хочется добиться большего».