А. Дворкович: EdCrunch on Demand - очень своевременный проект, который помог миллионам

10 декабря 2020 г.

Участие Фонда «Сколково» в трехдневной образовательной конференции EdCrunch on Demand стало весьма заметным. И это неудивительно: семь из десяти ведущих EdTech-компаний в России - резиденты Фонда. Председатель «Сколково» Аркадий Дворкович убежден: «EdCrunch on Demand - очень своевременный проект, который помог миллионам людей чуть лучше понять, как действовать в нынешнее сложное время»

9 декабря г-н Дворкович беседовал о том, что мешает онлайн-обучению выйти на новый уровень, с Салманом Ханом, экспертом по цифровизации образования из США, основателем некоммерческой платформы Khan Academy с более чем 70 млн учеников из 247 стран. По словам Хана, в течение 16 лет главным принципом работы академии остаётся бесплатный доступ к знаниям везде, где есть гаджеты и Интернет. «Государство здорово справляется с этой ролью, но мы все знаем, что традиционные образовательные системы не всегда бывают такими адаптивными, как частный сектор. Хорошая идея для правительства - помочь с регулированием. Стандарты очень консервативны. Нужно использовать цифровые инструменты. Проблема разрыва стоит очень остро, и в силах правительства решить её. Сейчас все стремятся стимулировать цифровую экономику, это должно быть приоритетом», - считает Салман Хан. 

На следующий день во время панельной дискуссии «Образовательный опыт нового времени» речь шла уже о российском опыте выстраивания новой модели образования. Отвечая на вопрос Владимира Мау, модератора сессии и ректора РАНХиГС, который для описания ситуации с пандемией выбрал аналогию с войной (медики – это солдаты, ученые – разведка и так далее) Аркадий Дворкович, констатировал: в РФ принимали правильные меры, но делали это гораздо медленнее, чем требовалось. 

Аркадий Дворкович. Фото: пресс-служба EdCrunch on Demand

Во-первых, речь идет о создании инфраструктуры широкополосного интернета и доступа к цифровым сервисам, пояснил председатель Фонда «Сколково». «Мы не смогли преодолеть цифровое неравенство и предоставить всем одинаковый доступ к качественному образованию. И это, как мне кажется, безусловный приоритет для правительства. Оно должно дать стимулы тем компаниям, которые занимаются этим направлением, и реализовать собственные программы», - призвал А. Дворкович. 

Есть пространство и для улучшения качества онлайн-курсов. «Мы этим тоже занимались, но не так быстро. Процесс ускорился в разы в последнее время». 

Третий комплекс вопросов связан с самими технологиями образования. «Понятно, что можно прочитать лекцию на 45 минут или полтора часа. Но если говорить о том, что работает, то это, скорее всего, предзаписанный курс. И лучше, чтобы такая лекция длилась не полтора часа, а 6 раз по 15 минут – это воспринимается гораздо лучше. А остальное делать в маленьких группах интерактивно, а не просто зачитывать определенный материал. Мы просто не успели научить большинство преподавателей поступать именно так, не дали требуемые навыки. Кто-то сам успел перестроиться, но таких меньшинство», - отметил Аркадий Дворкович.

По его мнению, новая образовательная парадигма вызывает целый ряд вопросов, касающихся конкурентоспособности университетов. В числе ведущих мировых вузов есть такие, рейтинг которых связан в том числе с наличием правильного окружения и возможностям и социализации, пояснил свою мысль председатель Фонда «Сколково». Будет ли этот критерий ключевым в условиях гибридного обучения, - большой вопрос.

Как изменятся университеты в ближайшей перспективе и каким станет образование через несколько лет. Это еще одна тема, над которой г-н Мау предложил поразмышлять участникам обсуждения (кроме Аркадия Дворковича в сессии участвовали Ярослав Кузьминов, ректор НИУ ВШЭ, и Алевтина Черникова, ректор НИТУ «МИСиС»), и получил в ответ целую палитру мнений. Ярослав Кузьминов полагает: примерно треть образовательных программ будут формировать онлайн-продукты; из-за неопределенности на рынке труда специализация будет начинаться позже. Алевтина Черникова считает: отличительной чертой университетов в ближайшие годы должна стать способность быстро меняться. Смена профессий и технологий была всегда, но сейчас эти процессы приобрели небывалые темпы, констатировала г-жа Черникова. 

Новые образовательные технологии могут улучшить офлайн-компоненту образования и высвободить время и преподавателей, и учащихся для его лучшего применения, считает Аркадий Дворкович. Из-за распространения технологий искусственного интеллекта нечто похожее произошло с банковской сферой и здравоохранением. «Дальше возникает вопрос, насколько правильно мы сможем использовать высвободившееся время для выработки новых навыков и так далее. Если сможем, то через 5 лет это будет улучшенная традиционная модель, которая вберет в себя лучшие стороны прежней и отдельные элементы новой. Мне кажется, к этому нужно стремиться», - сказал А. Дворкович. 

Площадкой для этого обмена мнениями стала VII глобальная конференция EdCrunch on Demand, которая была организована НИТУ "МИСиС" и Университетом 20.35 при поддержке Минобрнауки России и Mail.ru Group. Конференция проходила 8-10 декабря онлайн на специальной интерактивной платформе. 

Организаторы называют задачей EdCrunch содействие широкому внедрению новых образовательных технологий. Эта площадка вышла за рамки обычной конференции и с каждым годом становится все более важным, значимым и масштабным событием, причем не только для академического, но и для бизнес-сообщества, уверяют устроители. Сегодня это целая экосистема, включающая множество мероприятий и проектов. Участники конференции обсудили возможности применения цифровых технологий в образовании, новые роли учителя и ученика в эпоху искусственного интеллекта и способы гибкого обучения в период кризиса, вызванного пандемией. На сессиях и дискуссиях восьми параллельных каналов платформы EdCrunch on Demand выступили 360 экспертов мирового уровня, разработчиков инновационных решений, EdTech-инвесторов и представителей венчурных фондов. 

«EdCrunch on Demand - очень своевременный проект, который помог миллионам людей чуть лучше понять, как действовать в нынешнее сложное время. Наши дети смогли продолжить учиться благодаря тому, что образовательные технологии, позволяющие преодолевать самые сложные вызовы, создавались на протяжении уже многих лет», - отозвался о конференции Аркадий Дворкович. От имени Фонда «Сколково» он поблагодарил всех тех, кто сделал конференцию EdCrunch on Demand возможной.

Владимир Мау, Алевтина Черникова и Аркадий Дворкович. Фото: пресс-служба EdCrunch on Demand

«Далеко не все еще гладко, не все получается, но такие конференции, как EdCrunch on Demand, помогают обменяться лучшим опытом, узнать лучшие практики, задать вопросы и услышать ответы, познакомиться с единомышленниками. В следующем году нас ждут новые открытия, новые прорывы в области образовательных технологий и я уверен, что именно российские EdTech-компании будут одними из лидеров этого рынка. Горжусь, что Фонд «Сколково» был достаточно успешен в поддержке таких компаний. Мы впитываем все лучшее со всего мира и будем продолжать растить таланты именно у нас в России», - заверил Аркадий Дворкович. 

Образовательный ландшафт в стране и мире формируют такие команды из Сколково, как «Якласс» (интернет-ресурс для школьников, учителей и родителей, которым пользуются миллионы школьников в России, Латвии, Армении, Австрии, Индии, Финляндии, Германии, Казахстана, Киргизии, Узбекистана и Белоруссии), Skyeng (российская онлайн-школа английского языка, основанная в 2012 году; обучает языку с помощью курсов на сайте, рассылок, мобильного приложения), Skillbox (онлайн-университет digital-профессий с преподавателями-практиками; основные направления обучения: дизайн, маркетинг, программирование и управление), Учи.ру (образовательная онлайн-платформа, на которой школьники со всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме), «Нетология-групп» (компания, специализирующаяся на образовании полного цикла) и другие.