А. Дворкович: EdCrunch on Demand - очень своевременный проект, который помог миллионам
Участие Фонда «Сколково» в трехдневной образовательной конференции EdCrunch on Demand стало весьма заметным. И это неудивительно: семь из десяти ведущих EdTech-компаний в России - резиденты Фонда. Председатель «Сколково» Аркадий Дворкович убежден: «EdCrunch on Demand - очень своевременный проект, который помог миллионам людей чуть лучше понять, как действовать в нынешнее сложное время»
9 декабря г-н Дворкович беседовал о том, что мешает онлайн-обучению выйти на новый уровень, с Салманом Ханом, экспертом по цифровизации образования из США, основателем некоммерческой платформы Khan Academy с более чем 70 млн учеников из 247 стран. По словам Хана, в течение 16 лет главным принципом работы академии остаётся бесплатный доступ к знаниям везде, где есть гаджеты и Интернет. «Государство здорово справляется с этой ролью, но мы все знаем, что традиционные образовательные системы не всегда бывают такими адаптивными, как частный сектор. Хорошая идея для правительства - помочь с регулированием. Стандарты очень консервативны. Нужно использовать цифровые инструменты. Проблема разрыва стоит очень остро, и в силах правительства решить её. Сейчас все стремятся стимулировать цифровую экономику, это должно быть приоритетом», - считает Салман Хан.
На следующий день во время панельной дискуссии «Образовательный опыт нового времени» речь шла уже о российском опыте выстраивания новой модели образования. Отвечая на вопрос Владимира Мау, модератора сессии и ректора РАНХиГС, который для описания ситуации с пандемией выбрал аналогию с войной (медики – это солдаты, ученые – разведка и так далее) Аркадий Дворкович, констатировал: в РФ принимали правильные меры, но делали это гораздо медленнее, чем требовалось.
Во-первых, речь идет о создании инфраструктуры широкополосного интернета и доступа к цифровым сервисам, пояснил председатель Фонда «Сколково». «Мы не смогли преодолеть цифровое неравенство и предоставить всем одинаковый доступ к качественному образованию. И это, как мне кажется, безусловный приоритет для правительства. Оно должно дать стимулы тем компаниям, которые занимаются этим направлением, и реализовать собственные программы», - призвал А. Дворкович.
Есть пространство и для улучшения качества онлайн-курсов. «Мы этим тоже занимались, но не так быстро. Процесс ускорился в разы в последнее время».
Третий комплекс вопросов связан с самими технологиями образования. «Понятно, что можно прочитать лекцию на 45 минут или полтора часа. Но если говорить о том, что работает, то это, скорее всего, предзаписанный курс. И лучше, чтобы такая лекция длилась не полтора часа, а 6 раз по 15 минут – это воспринимается гораздо лучше. А остальное делать в маленьких группах интерактивно, а не просто зачитывать определенный материал. Мы просто не успели научить большинство преподавателей поступать именно так, не дали требуемые навыки. Кто-то сам успел перестроиться, но таких меньшинство», - отметил Аркадий Дворкович.
По его мнению, новая образовательная парадигма вызывает целый ряд вопросов, касающихся конкурентоспособности университетов. В числе ведущих мировых вузов есть такие, рейтинг которых связан в том числе с наличием правильного окружения и возможностям и социализации, пояснил свою мысль председатель Фонда «Сколково». Будет ли этот критерий ключевым в условиях гибридного обучения, - большой вопрос.
Как изменятся университеты в ближайшей перспективе и каким станет образование через несколько лет. Это еще одна тема, над которой г-н Мау предложил поразмышлять участникам обсуждения (кроме Аркадия Дворковича в сессии участвовали Ярослав Кузьминов, ректор НИУ ВШЭ, и Алевтина Черникова, ректор НИТУ «МИСиС»), и получил в ответ целую палитру мнений. Ярослав Кузьминов полагает: примерно треть образовательных программ будут формировать онлайн-продукты; из-за неопределенности на рынке труда специализация будет начинаться позже. Алевтина Черникова считает: отличительной чертой университетов в ближайшие годы должна стать способность быстро меняться. Смена профессий и технологий была всегда, но сейчас эти процессы приобрели небывалые темпы, констатировала г-жа Черникова.
Новые образовательные технологии могут улучшить офлайн-компоненту образования и высвободить время и преподавателей, и учащихся для его лучшего применения, считает Аркадий Дворкович. Из-за распространения технологий искусственного интеллекта нечто похожее произошло с банковской сферой и здравоохранением. «Дальше возникает вопрос, насколько правильно мы сможем использовать высвободившееся время для выработки новых навыков и так далее. Если сможем, то через 5 лет это будет улучшенная традиционная модель, которая вберет в себя лучшие стороны прежней и отдельные элементы новой. Мне кажется, к этому нужно стремиться», - сказал А. Дворкович.
Площадкой для этого обмена мнениями стала VII глобальная конференция EdCrunch on Demand, которая была организована НИТУ "МИСиС" и Университетом 20.35 при поддержке Минобрнауки России и Mail.ru Group. Конференция проходила 8-10 декабря онлайн на специальной интерактивной платформе.
Организаторы называют задачей EdCrunch содействие широкому внедрению новых образовательных технологий. Эта площадка вышла за рамки обычной конференции и с каждым годом становится все более важным, значимым и масштабным событием, причем не только для академического, но и для бизнес-сообщества, уверяют устроители. Сегодня это целая экосистема, включающая множество мероприятий и проектов. Участники конференции обсудили возможности применения цифровых технологий в образовании, новые роли учителя и ученика в эпоху искусственного интеллекта и способы гибкого обучения в период кризиса, вызванного пандемией. На сессиях и дискуссиях восьми параллельных каналов платформы EdCrunch on Demand выступили 360 экспертов мирового уровня, разработчиков инновационных решений, EdTech-инвесторов и представителей венчурных фондов.
«EdCrunch on Demand - очень своевременный проект, который помог миллионам людей чуть лучше понять, как действовать в нынешнее сложное время. Наши дети смогли продолжить учиться благодаря тому, что образовательные технологии, позволяющие преодолевать самые сложные вызовы, создавались на протяжении уже многих лет», - отозвался о конференции Аркадий Дворкович. От имени Фонда «Сколково» он поблагодарил всех тех, кто сделал конференцию EdCrunch on Demand возможной.
«Далеко не все еще гладко, не все получается, но такие конференции, как EdCrunch on Demand, помогают обменяться лучшим опытом, узнать лучшие практики, задать вопросы и услышать ответы, познакомиться с единомышленниками. В следующем году нас ждут новые открытия, новые прорывы в области образовательных технологий и я уверен, что именно российские EdTech-компании будут одними из лидеров этого рынка. Горжусь, что Фонд «Сколково» был достаточно успешен в поддержке таких компаний. Мы впитываем все лучшее со всего мира и будем продолжать растить таланты именно у нас в России», - заверил Аркадий Дворкович.
Образовательный ландшафт в стране и мире формируют такие команды из Сколково, как «Якласс» (интернет-ресурс для школьников, учителей и родителей, которым пользуются миллионы школьников в России, Латвии, Армении, Австрии, Индии, Финляндии, Германии, Казахстана, Киргизии, Узбекистана и Белоруссии), Skyeng (российская онлайн-школа английского языка, основанная в 2012 году; обучает языку с помощью курсов на сайте, рассылок, мобильного приложения), Skillbox (онлайн-университет digital-профессий с преподавателями-практиками; основные направления обучения: дизайн, маркетинг, программирование и управление), Учи.ру (образовательная онлайн-платформа, на которой школьники со всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме), «Нетология-групп» (компания, специализирующаяся на образовании полного цикла) и другие.