«Аэротакси – это мечта всей нашей отрасли»

30 мая 2022 г.

Сессию «Полеты во сне и наяву. Городская аэромобильность» по праву можно назвать флагманской на Startup Village 2022, ведь на ней обсуждались вопросы и инициативы, которые способны изменить облик городов и превратить мечту в реальность. Еще вчера мы видели дроны и летающие такси в фантастических фильмах, а сегодня они уже летают над нашими головами. Тем не менее, чтобы сформировать индустрию и создать полноценный город будущего, требуется огромная подготовительная работа. Механизмы создания инфраструктуры беспилотной авиации обсуждали заказчики, регуляторы и разработчики летательных аппаратов.

 

Руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Алексей Фурсин. Фото: sk.ru.

 

По словам экспертов, разработка инфраструктуры ведется полным ходом: уже в самое ближайшее время на территории России откроется несколько тестовых зон, в которых будут использоваться различные типы беспилотных летательных аппаратов, а также профильные наземные объекты и сервисы. Одним из главных испытательных полигонов станет территория «Сколково»: именно здесь будут проводиться тестирования в режиме городской застройки. Вице-президент, Исполнительный директор Кластера передовых производственных технологий, ядерных и космических технологий Фонда «Сколково» Алексей Беляков отметил, что большинство потенциальных потребителей услуг БЛА проживают в мегаполисах, поэтому роль «Сколково» в создании первичной инфраструктуры будет основополагающей. Руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Алексей Фурсин отметил, что городские власти будут всячески способствовать развитию тестовой зоны, в том числе с помощью налоговых преференций и продвижения проектов в крупных федеральных СМИ.

 

«Полеты во сне и наяву. Городская аэромобильность». Фото: sk.ru.

 

В ходе обсуждений затрагивался целый ряд фундаментальных направлений: правовой режим, регуляция, навигация и создание сопутствующих сервисов. Обсуждались технические вопросы и безопасность людей. В первую очередь технологии должны дублироваться, то есть страховать друг друга. Минимизация рисков, грамотная прокладка маршрутов, создание полос отвода — первичные задачи для навигации и логистики. Также необходимо внедрение цифровой платформы управления. Большую роль будет играть сеть 5G, которая позволит наладить качественную связь между операторами и летательными аппаратами. Представители компаний-производителей отметили важность системы технического зрения, которая будет использоваться при взлете и посадке, а также при распознавании объектов. Отдельно рассматривались вопросы коммуникации.

 

Александр Каниовский, заместитель генерального директора компании FLYDRONE: «Очень важен стимул: а для чего вообще летать? Нужна бизнес-миссия, которую реализуют два участника: исполнитель и заказчик. Сегодня они не знают, где и как найти друг друга. Наша компания занимается созданием маркетплейса, который должен стать неким мостиком для взаимодействия заказчика и исполнителя. Сервис в том числе поможет оперативно оформить необходимые документы для согласования. Нам нужно сократить бумажную работу, чтобы было время заняться непосредственно полетами».

 

Практически все спикеры отметили, что рынок не будет развиваться, если решение об одобрении полетов со стороны администрации будет затягиваться. Чтобы соответствовать мировым стандартам, нужно значительно сократить скорость процедуры. Для качественного прорыва уже сегодня этот процесс должен занимать не дни, а часы.

 

В сессии приняли участие и представители компании, которые потенциально могут войти в число ключевых заказчиков. Так, компания OZON с интересом наблюдает за ходом тестовых полетов на территории Томской области. Инновационные летательные средства особенно актуальны для отдаленных населенных пунктов, куда сложно поставлять товары обычным способом. Для городских условий в первую очередь важна экономическая составляющая.

 

Алексей Минаев, заместитель управляющего директора компании OZON: «Важно смотреть на экономику процесса. Нужно понимать, что классическая доставка товаров в густонаселенные районы с помощью курьеров и мобильных средств передвижения обходится довольно дешево. Если крупные компании увидят, что помимо маркетингового эффекта новый вид доставки принесет еще и экономическую выгоду, они будут присоединяться».

 

Вершиной пирамиды должен стать запуск аэротакси, однако эта цель должна реализовываться поэтапно: от маленьких весов к большим, а от грузов — к людям. Несмотря на организационные сложности и внушительный объем работы, аэромобильная отрасль является одной из самых перспективных. В мире отмечается кратный рост беспилотных летательных аппаратов, а их востребованность будет только увеличиваться.

Поделиться