Аэротакси, микроспутники и морские дроны: резиденты «Сколково» представили на авиасалоне МАКС-2021 транспорт будущего

23 июля 2021 г.

За три дня на авиасалоне МАКС-2021 были подписаны десятки крупных контрактов. Работа крупнейшей в стране выставки достижений авиационной отрасли доказала: спрос на продукцию всемирно известных российских авиаконцернов и сегодня необычайно высок.

  

Но в последние годы становится все очевиднее и другой тренд — интерес гостей салона к беспилотной авиации. Предвосхищая данный запрос, двенадцать компаний из «Сколково» представили в подмосковном Жуковском широкую линейку решений в сфере БПЛА, а также продукты для космической отрасли.

_DSC6402.jpg

  Представители Фонда «Сколково» знакомятся c макетом МКА от Avant-Space Systemsпредназначенного для рекламы из космоса.  Справа налево: Кирилл Каем, старший вице-президент по инновациям, Алексей Беляков, вице-президент, исполнительный директор Кластера передовых производственных технологий  и Иван Косенков, старший проектный менеджер кластера передовых производственных технологий. Фото: Sk.ru

    

Космический сервер

Компания «Орбитальный Экспресс», специализирующаяся на разработке малых космических аппаратов и систем их запуска на околоземную орбиту, в первый день работы авиасалона заключила контракт с АО «Главкосмос космические услуги»

на запуск на орбиту микроспутника класса CubeSat размерностью 3U (10х10х30 см) с полезной нагрузкой в виде сервера RuVDS. Запуск запланирован в следующем году на ракете-носителе «Союз-2.1а». 

     

Контейнер с неземными функциями

«КосмоЛаб» привезла в Жуковский транспортно-пусковой контейнер 12U. Перед компанией стояла задача разработки системы отделения космических аппаратов с максимальным использованием отечественной элементной базы в соответствии с действующими стандартами российской ракетно-космической отрасли. Возможна установка контейнера на ракетоносители и на внешнюю поверхность транспортно-грузового корабля «Прогресс МС» при транспортном обеспечении МКС.

_DSC6478.jpg "КОСМОЛАБ" предлагает услугу по обеспечению запусков малых космических аппаратов с использованием контейнера транспортно-пускового  собственной разработки с возможностью его установки на ракетоносители и на внешнюю поверхность транспортно-грузового корабля "Прогресс МС" при транспортном обеспечении МКС. Фото: Sk.ru

   

Пролетая над пробками

Резидент «Сколково» ОКБ «Ховер», входящий в десятку мировых разработчиков электрических летательных аппаратов вертикального взлета и посадки, представил на МАКС-2021 прототип городского аэротакси. В начале года аппарат успешно прошел испытания, и теперь его ждет подготовка к выходу в серию.  

_DSC6021.jpg

Гендиректор компании Hover Александр Атаманов. Фото: Sk.ru   

   

«Мы видим огромный интерес к идее применения в будущем летающих автомобилей, это очень нас радует», — заявил sk.ru генеральный директор Александр Атаманов. 

  

Глава конструкторского бюро добавил, что готовая к серийному производству модель аэротакси появится уже этой осенью.

    

На реактивной тяге

Компания «Васп Эйркрафт», ставшая резидентом «Сколково» зимой 2021 года, продемонстрировала гостям площадки прототип конвертоплана «Васп-500» с реактивным приводом. БПЛА разрабатывается в беспилотном и пилотируемом вариантах и нацелен на доставку грузов в труднодоступные для сухопутного транспорта регионы и сотрудничество с добывающими компаниями. На сегодняшний день стартап находится на стадии сборки прототипа и поиска инвестиций. 

 

Мнение разработчика

В рамках дискуссий деловой программы генеральный директор «Васп Эйркрафт» Дмитрий Плешков отметил, что на сегодняшний день развитие беспилотного транспорта сталкивается с двумя основными барьерами — технологическим и регуляторным. Разрушить первый барьер в состоянии инновационные компании, которые предлагают прорывные решения. Для нейтрализации второго необходимо, чтобы между ведущими представителями сегмента и властью имел место конструктивный и результативный диалог.

    

Летающая лаборатория

Частью силовой установки электродвижения в составе летающей лаборатории Як-40ЛЛ стал сверхпроводниковый двигатель, где используется технология сколковского резидента «С-инновации». В первый день авиасалона летающая лаборатория и входящие в нее компоненты были представлены президенту Российской Федерации Владимиру Путину.

 

_DSC6643.jpg Сверхпроводящие материалы обмоток электродвигателя выполнены компанией "СуперОкс" (технологии "С-Инновации"). Фото: Sk.ru

  

Морское течение

«Дрон Солюшнс» показала на МАКС-2021 свою ведущую разработку — Sea drone («Морской дрон»). Аппарат наделен широкими возможностями для экологического мониторинга и мониторинга безопасности в акваториях. На данный момент БПЛА существует в двух модификациях: Sea drone ME и Sea drone MG. Модели отличаются способом зарядки и дальностью полета.

 

Сверхполный привод

«ЕME-Аэро» — одна из немногих компаний, которая успешно разрабатывает электроприводы и генераторы, соответствующие требованиям 6-го технологического уклада, то есть сочетает в себе наукоемкость, высокотехнологичность и экологичность.  

_DSC5902.jpg  Компания ЕМЕ-АЭРО демонстрирует инновационные электродвигатели на постоянных магнитах. Фото: Sk.ru

   

В рамках выставочной и деловой программы сооснователь компании Михаил Есаков представил гостям авиасалона запатентованные технологии — систему вложенных катушек CCSC и CCSC-3. «EME-Аэро» также познакомил посетителей выставки с другой своей новинкой — синхронные высокомоментные электроприводы позволяют создавать прорывную высокотехнологичную продукцию: сверхкомпактные и экономичные системы электродвижения.

    

Зондируя землю

«Скайер ИТ» представила 3D-версию платформы для визуализации геопространственных данных и дистанционного зондирования земли, полученных с помощью БПЛА. 

  

«Наше предложение отличается тем, что мы представляем не только сами БПЛА, но и софт, который позволяет обрабатывать полученные данные нужным образом, — пояснил сооснователь компании Григорий Болотин. — Нашими заказчиками являются как конечные пользователи в лице владельцев строительных объектов, представителей горнодобывающей отрасли, так и дистрибьюторы, которые также продают софт».

   

Среди других ярких технологических проектов, с которыми смогли ознакомиться гости салона, — агродрон от компании «ДС-СК», значительно упрощающий процесс обработки полей с помощью мультикоптера, ударно-волновой компрессор для комбинированной силовой установки летательного аппарата от Проблемной лаборатории «Турбомашины». 

_DSC5932.jpg Разработка компании "ПЛ Турбомашины". Фото: Sk.ru

   

Со стенда — на реальный рынок

Одним из наиболее результативных стало участие в авиасалоне компании «Аэроксо», разрабатывающей беспилотные летательные аппараты нового поколения на основе концепции конвертоплана и комплексы на основе беспилотных летательных аппаратов. Специалисты «Аэроксо» привезли на выставку реальный конвертоплан ЭРА-54Д, способный совершать трехчасовые полеты с полезной нагрузкой до 3 кг на крейсерской скорости  105 км/ч. Разработка быстро нашла своего потребителя — продано уже более 30 аппаратов.

  

_DSC6063.jpg

Основными преимуществами конвертоплана АЭРОКСО являются низкий вес и потребление топлива, простота в эксплуатации, а также высокие показатели

стабильности полета, аэродинамики и полезной нагрузки. Фото: Sk.ru

  

Компания «Индустриальные Дроны», Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) и компания BirdView Drone BioControl из Бразилии подписали соглашение о намерениях по поставке десятков летательных аппаратов на лизинговых условиях. Бразильская компания будет использовать российские дроны для сельскохозяйственных работ. Аппараты, разработанные резидентом, обладают высокими показателями грузоподъемности (до 200 кг), при этом могут развивать скорость до 72 км/ч. Автономная беспилотная платформа может находиться в воздухе до 2 часов, время заправки составляет менее 5 минут.