Алексей Каленчук: метавселенная — это следующая версия интернета

3 июня 2022 г.

В рамках конференции «ЦИПР» (16+) 1 июня прошла панельная дискуссия, на которой эксперты обсудили вопросы создания и развития метавселенных. Корреспондент ИА «Время Н» пообщался с руководителем направления «Виртуальная и дополненная реальность, технологии геймификации» ИТ-кластера Фонда «Сколково» Алексеем Каленчуком и узнал, как развивается эта сфера и когда метавселенная станет частью реальности.

 

 

Алексей, что такое метавселенная? Где используются технологии?

 

Метавселенная — это концепция, и она ближе всего к слову «интернет». Это не какой-то отдельный виртуальный мир. Виртуальный мир — это уже поддомен общего интернета, общей метавселенной. У нас около 200 компаний, которые занимаются так или иначе тематикой, близкой к метавселенным — это и инфраструктурные операторы, и VR/AR-разработчики — только их около сорока разных. Это те, кто делают образовательный, медицинский контент. Те, кто делает конструкторы для создания контента. Кто делает системы, компоненты для железа, например, систему трекинга и позиционирования, ведь движение для VR очень важно. Это одна часть. Есть те, кто занимается просто визуальным контентом: видео-редакторы, инструменты на базе нейросетей для графики. Есть те, кто занимается рекомендательными системами отдельно. Практически на любую тематику есть или резидент «Сколково» либо компания в России, которая это делает.

 

Достаточно ли технологий для создания виртуальной реальности в России?

 

Полного стыка нет. Самый большой прогресс в России с точки зрения ПО. Просадки начинаются на уровне движков и железа, допустим, очков виртуальной реальности или смартфонов, компьютеров. У нас в стране или мало производств, или вообще нет. На уровне движков у нас есть движки, но они не массовые. Они узкого или корпоративного применения, например, в симуляции тренажеров. На этом уровне у нас уже есть разрыв. С точки зрения инфраструктурных технологий у нас достаточно много российских технологий. С точки зрения машинного обучения — тоже много российских технологий. Там тоже базово есть зависимость от международных фреймворков (программных платформ — прим. ред.) и таких площадок.

 

Как санкции сказались на создании метавселенных?

 

Санкции влияют на все, что связано с государством очень сильно. Многие движки и инструменты стали по сути недоступны, по крайней мере, в официальном поле для компаний, которые попали под санкции. На те же игровые движки может быть запрет. Соответственно, те компании, которые не под санкциями, продолжают пользоваться.

 

Что делают те компании, которые попали под санкции?

 

Зачастую проблему пытаются решать «в лоб». Нет движка — давайте найдем российский. Это сейчас не получается, потому что российский движок или нужно сильно доработать, или он доработан, но просто людей, которые умеют на нем работать, мало. Мы втыкаемся в то, что «в лоб» заменить не получается. Второй вопрос зачастую стоит так: зная такой набор инструментов, можем ли поменять какой-то бизнес-процесс? Например, процесс разработки и съемки кино — можем ли мы использовать меньшее количество инструментов или переделать процесс съемки, так называемый пайплайн? Можем ли мы что-то снимать на реальных макетах или все будет виртуальным? Уже логика смешается с прямого замещения на переосмысление бизнес-процессов, перестройку цепочки действий для достижения такого же результата.

 

Достаточно ли специалистов для создания метавселенных?

 

Специалистов достаточно, но продукты, которые они делают, еще зачастую не дотягивают до уровня, который нужен для производства. В каких-то сферах уровень уже достигнут, в каких-то стремимся. В каких-то, есть такое мнение, что его в принципе невозможно достигнуть на масштабах рынка, и не только российского. И здесь начинается вопрос, когда глобальная экономика так же будет перестраиваться на новые рынки. Есть какие-то технологии, которые окупаются на масштабах сотни миллионов людей, а не на масштабах 50 млн людей.

 

Как вы считаете, как все будет развиваться в течение ближайших лет?

 

Я думаю, что сейчас все линейно. Все сейчас мыслят в логике тушения пожаров и закрытия всех критичных сфер какими-то альтернативными внутренними решениями или решениями из стран, которые не являются подсанкционными. В перспективе это правильная стратегия и логика про цифровой суверенитет. У компетентных людей внутри страны есть понимание набора критичных технологий и подстраховки в случае, если технологии не собственные. Какие могут быть аналоги и постоянный контроль возможности обеспечить суверенитет в случае необходимости.

 

Когда метавселеннная станет частью дополненной реальности?

 

Дополненная реальность — это просто перспективный интерфейс доступа в интернет. В следующем году мы уже ждем очки дополненной реальности от Apple, в этом году скорее всего могут быть еще очки дополненной реальности от запрещенной в России Meta*. В целом, вопрос, кто сделает качественные массовые доступные очки дополненной реальности сейчас. В следующем году будут новые версии очков, которые по новому принципу делают смешанную дополненную реальность не через систему проекций, а через видеокамеры и экраны. Точно, это будет. Это выйдет. Пока эти устройства достаточно дорогие. VR-шлем уже относительно дешевый, это 300 долларов. А VR-устройства достаточно дорогие. Они будут стоить более 1000 долларов, скорее всего, в районе 1,5 тысяч долларов. И они собственно выйдут и покажут планку технологиям, а потом будут дешеветь. Скорее всего через несколько версий мы получим доступное устройство, здесь горизонт 3−5 лет.

 

Как будут развиваться метавселенные?

 

Метавселенная — это просто следующая версия интернета. Сейчас в основном мы потребляем услуги через интернет, через смартфон и все сервисы там. Ключевое отличие метавселенной будет в том, что она будет более иммерсивной (погружающей в виртуальный мир — прим. ред.). Интернет вокруг вас без необходимости смотреть в какой-то экран. Вы будете в очках или в чем-то еще. Будут разные сущности. Какие-то сервисы превратятся в ботов, какие-то — в летающие поверхности. Скорее всего, вам уже не потребуется иметь рекламу в виде билбордов, потому что она может быть замещена в дополненной реальности. Телевизоры и прочие вещи тоже мало имеют смысла, потому что цифровые услуги будут постоянно вокруг вас.

 

То есть все будет примерно так, как в фильме «Назад в будущее»?

 

Да, или в фильме «Особое мнение». Еще есть фильм «Главный герой» про виртуальный мир и персонажа, который там живет. Вот ближе к такому. В принципе любой объект может быть как физическим, так и цифровым. И различия между ними будут минимальными и будут постепенно стираться. Метавселенная — это с одной стороны цифровой слой по всей реальности, который есть, а с другой бесконечное количество цифровых миров, которые вообще не связаны с реальностью. И в этом переход. Пространственность будет еще более расширена. Ограничение и лимит пространства физического мира будут стерты.

 

*Meta признана экстремистской в РФ.

 

Источник: «Время Н».

Поделиться