Алексей Каленчук: «Ничто не содействует развитию российских медиатехнологий лучше, чем привлечение инвестиций»

06 июля 2021 года

Руководитель направления медиатехнологий Кластера ИТ Фонда «Сколково» Алексей Каленчук рассказал sk.ru о стратегических просчетах медиахолдингов, совместном конкурсе с Национальной Медиа Группой и о возможностях, которые даст рынку разработка медиакарты.

  

— Медиатех — одно из самых молодых направлений в «Сколково». Что стало толчком для его создания и развития?

— Медианаправление в «Сколково» начало активно развиваться в 2018 году, когда проходила первая конференция «Медиана». Резиденты «Сколково» совместно с экспертами из мира медиа- и VR-технологий обсуждали передовые технологии, текущие тренды и возможные способы монетизации контента. «Медиана» показала, что у рынка есть определенные особенности и запросы. Мы, в свою очередь, готовы помочь реализовать эти запросы.

Каленчук_Алексей_1.jpg

Руководитель направления медиатехнологий Кластера ИТ Фонда «Сколково» Алексей Каленчук. 

 

— О каких именно особенностях рынка идет речь?

— Медиахолдинги долгое время были монополистами, но сегодня им гораздо сложнее удерживать былые позиции. Они обладают глубокой экспертизой при создании контента (фильмов, сериалов, телешоу), но если копнуть глубже, станет очевидно: многие виды контента перешли и продолжают переходить из традиционного — телевизионного — формата в цифровые каналы. А медиахолдинги не успевают быстро трансформироваться под современные условия.

  

Интернет-компании забирают внимание пользователей. Аудитория начинает по-другому потреблять контент. Да, сериалы от ТНТ или СТС сегодня смотрят и на YouTube, сюда также можно интегрировать рекламу (которая является основным источником прибыли медиа), но нужно понимать: владельцы этой рекламной площадки, сам формат рекламы, как и инструменты ее размещения, здесь совсем другие. Проще говоря, рекламный креатив для ТВ не подойдет для YouTube или TikTok ни по хронометражу, ни по концепции. А если он откручен через инвентарь интернет-компании, то и рекламные доходы оседают там же.

 

1920х1080-02.jpg

 

Нужна трансформация рекламной модели и способов монетизации. На эти вызовы медиахолдинги реагируют медленно и неохотно, теряя прибыль, аудиторию и в перспективе — свое лидерство.

 

1920х1080-01.jpg

 

И это мы еще не говорили о вендорах электроники, которые со своей стороны также конкурируют и с медиахолдингами, и с интернет-компаниями в основном за счет ограничения доступа к пользователям и их данным (последний пример: компания Apple под флагами приватности пользователей отрезала рекламодателей от многих важных данных), навязывают определенные платформой способы монетизации или вообще прямую конкуренцию с собственными продуктами (например, собственными онлайн-кинотеатрами).

 

— С чем связана эта медлительность?

— Телевидение очень долго пребывало в иллюзиях, что у него все хорошо, вплоть до полного отрицания влияния «цифры» на их бизнес. Но сейчас все чаще слышно про «умирающий телек» — хотя это другая полярность, которая имеет мало отношения к реальному положению дел. Динамика рекламного рынка — сегодня объемы интернет-рекламы опережают телевизионную — наглядно показывает перераспределение рекламных доходов в пользу интернет-компаний. И многие медиахолдинги начали осознавать, что мир меняется, причем не в их пользу. При этом та самая глубокая экспертиза в контенте — а лучшие контент-продюсеры, по моему мнению, до сих пор находятся именно в медиахолдингах — тормозит эти компании в технологическом направлении.

Своего рода продюсерские «шоры» зачастую мешают увидеть что-то за пределами идеи Content is the king, а технологические платформы и кардинально новые интерактивные форматы находятся именно там.

 

— Есть ли способы исправить ситуацию?

— У медиахолдингов сегодня есть запрос на технологические решения. На вопрос «что делать?» ответ очевиден: искать новые точки роста и оптимизации, связанные с технологиями. Кто-то уже начал делать внутреннюю технологическую разработку: трудоемкую, затратную и ориентированную на операционные задачи бизнеса. Но есть и второй путь, который значительно ускоряет процесс: поиск внешних решений у стартапов и инновационных компаний. В случае с Национальной Медиа Группой этот запрос трансформировался в конкурс Media Gate.

 

— Как строится сотрудничество «Сколково» с Национальной Медиа Группой по этому проекту?

— В рамках Media Gate НМГ ищет решения и готова их пилотировать. Для этого создается конкурс. Чтобы его запустить, проделывается большая работа, состоящая из нескольких этапов. 

 

«В числе ключевых активов холдинга НМГ — лидеры российского медиарынка: эфирные телеканалы — РЕН ТВ, Пятый канал, СТС, Домашний, «Че», СТС Love, СТС Kids; мультимедийный информационный центр МИЦ «Известия», онлайн-сервис more.tv».

 

На первом этапе нужно понять, что требуется конкретным бизнес-юнитам внутри холдинга. Для этого проводятся так называемые диагностические интервью, нацеленные на валидацию реальных потребностей НМГ. Результатом этой работы стал список направлений, в которых НМГ видит потенциальную экономическую выгоду для себя и для стартапов. Верхнеуровневые направления уже определены. Всего их четыре: машинное обучение и искусственный интеллект, инфраструктура, компьютерная графика и анимация, а также комплементарные B2C-продукты. Полный список направлений и их описания есть на сайте проекта

  

Следующий этап — публичный поиск решений. «Сколково» здесь выполняет роль оператора и технологического скаута. Мы ищем решения, основываясь на определенных критериях, и подбираем наиболее перспективные стартапы. Сейчас мы находимся на этапе скаутинга. При этом поиск не ограничивается только резидентами «Сколково» — шанс стать победителем есть у любой технологической компании.

 

— По каким критериям проходит отбор стартапов?

— Во-первых, стартапы должны попадать в одно из направлений, которые я упомянул. Во-вторых, иметь максимальный экономический эффект при масштабировании и синергию с бизнесом НМГ. Третий критерий — наличие продукта, который реально пилотировать в обозримом будущем: от четырех до шести месяцев. Пилот — это финальный этап, который должен либо оправдать ожидания, либо нет. При положительном результате принимается решение о масштабировании. Отрицательное решение — это тоже достижение, поскольку мы проверили в действии одну из гипотез. Media Gate для стартапов является возможностью попасть в достаточно закрытую, но очень интересную и креативную отрасль. По итогам конкурса все значимые заявки также будут размещены на карте медиатехнологий.

 

— Можете описать суть работы карты медиатехнологий?

— Это интерактивная база данных, в которой решения тегированы по технологическим признакам и бизнес-направлениям. Доступ к лучшим разработкам может быть у любого участника рынка: медиахолдингов, инвесторов, консультантов и так далее. Медиакарта рассматривается как некая экосистемная инвестиция. Это точка для привлечения внимания специалистов из индустрии, а не коммерческая история.

 

— Можете привести пример того, как работает медиакарта?

— К примеру, директор по развитию онлайн-кинотеатра получает задачу реализовать рекомендательную систему на своей платформе. Он идет на медиакарту, выбирает блок «Рекомендательные системы», и перед ним появляются все существующие на рынке варианты, максимально близкие к его запросу с указанием технологий. Далее запрашивается связь с компанией, после чего сотрудники «Сколково» помогают наладить коммуникацию. Если на первом этапе всех все устраивает, происходит запуск пилотного решения.

    

2023-3.jpg

  

— Какие плюсы для инвесторов есть у медиакарты?

— У инвесторов есть разные сценарии поведения. Некоторые находятся в ожидании новых проектов или руководствуются принципом сарафанного радио. Через медиакарту стартапы могут прислать профиль своей компании, а внешняя экспертиза от «Сколково» автоматически подтверждает технологичность данной компании и ее высокий уровень. Другой сценарий — ориентация на хайп и современные тренды. В 2019 году многое было связано с Deepfake и виртуальными аватарами. В прошлом году это была дистанционная сфера (обучение, продажи, конференции VR, удаленные шоурумы и т. д.). Этот хайп так или иначе вынуждает инвесторов искать технологии и горячие отрасли, в которые можно вложиться. Медиакарта в данном случае — тот самый инструмент, который позволяет облегчить поиск решений. Большое преимущество медиакарты для инвестора в том, что здесь можно найти кейс успешного внедрения или ссылку на работающий прототип.

 

— В чем состоит глобальная польза для «Сколково» от развития медиатех-направления и разработки медиакарты?

— Для «Сколково» это новая возможность продемонстрировать свою экспертизу в технологической сфере. Показать рынку передовые компании, которые не представляют технологии двадцатилетней давности в новой упаковке, а решают сложные наукоемкие задачи, которые нужно решать здесь и сейчас. Медиакарта — один из инструментов привлечения инвесторов и повышения прозрачности, а также лидогенератор. Главная задача «Сколково», которую поддерживает государство, — поиск и развитие российских технологий. Ничто не содействует развитию российских технологий лучше, чем привлечение в них инвестиций и запуск пилотов.