Артем Разумков - Из деревни Кондратово в деревню Сколково

6 августа 2012 г.

Артем Разумков

Обладатель государственной премии в области инноваций

 
 Тема интервью: «Из деревни Кондратово в деревню Сколково»

 

 А. Разумков - генеральный директор пермской инновационной компании «Сателлит Инновация», разрабатывающей программные решения для профессиональных систем видеонаблюдения. Компания является одним из первых резидентов центра «Сколково». 

В чем суть вашего проекта?

Мы разрабатываем интеллектуальное программное обеспечение для систем видеонаблюдения, которое используется в профессиональных системах безопасности. Самая интересная наша технология должна дать миру что-то наподобие Гугла или Яндекса, но для видеоконтента. Почему это важно? В мире сейчас огромными темпами растет количество видеоданных. Найти что-либо в них просто невозможно. Мы создаем такие инструменты, которые позволят, например, найти людей в красной рубашке и синих джинсах - система сразу выдаст те видеофрагменты, где они встречается.

А как она это делает?

В программу поступают данные с видеокамер, она в реальном времени их индексирует, выделяет объекты, понимает где что - человек, машины, здания. Снимает с этих объектов большое количество параметров и сохраняет в базе данных. Затем, когда в систему вводится запрос, определенным образом осуществляет поиск в этой базе данных и выдает результат.

Расскажите про ваш проект, как вы начинали.

Начиналось все так. Я работал в достаточно крупной компании и занимался системами безопасности, в частности системами видеонаблюдения. В какой-то момент мне пришла в голову идея, что можно не ограничиваться установкой каких-то небольших систем на предприятия в Пермском крае, а было бы здорово сделать универсальный продукт, который может использоваться по всей стране и даже по всему миру. Я примерно придумал, какие у этого продукта могут быть конкурентные преимущества, которые могут принести ему успех и дать распространение. С этой идеей, что совершенно логично, я пришел к руководству своей компании, но они отнеслись к ней без энтузиазма, посоветовав мне вернуться с небес на землю. Вместе с тем, я не последовал их совету, а узнал, что такое венчурное инвестирование, инновационные проекты и по каким механизмам они развиваются. Я понял что, то что я придумал, находится на уровне идеи, и для того чтобы получить инвестиции, необходимо сначала довести ее до некого прототипа, который бы показывал, что идея в принципе работоспособна. А для этого нужен так называемый посевной капитал. Участие в конкурсе на получение финансовой поддержки «Фонда содействия развитию малых форм предприятий, в научно-технической сфере», известного как фонд Бортника, позволило довести идею до некого прототипа. Я всегда говорю, что наш проект вырос из кухни в деревне Кондратово. Готовя заявку на конкурс этого фонда, мы с моим другом просидели пару недель ночью на его кухне в Кондратово. После успешной защиты заявки, у нас появился первый миллион рублей, который позволил нам создать компанию, набрать команду, финансировать ее работу и довести проект до следующей стадии. Вот если отвечать на вопрос как собственно все начиналось, то начиналось вот с этого. Потом было еще много всего - венчурные инвестиции, Сколково, национальная премия в области инноваций.

 

Сегодня многие молодые люди хотят что-то придумать, либо уже нашли оригинальную идею для своего бизнеса, но не знают, куда двигаться дальше. Что вы бы могли им посоветовать?

У каждого свой путь, и не каждому наш путь подойдет. Я считаю, что это одна из самых главных проблем: людям говорят - идите сюда, идите туда, обратитесь к тем-то, не давая им самим разобраться какие инструменты существуют. Если говорить об инновационных проектах, то для них существует венчурное финансирование. Однако, венчурные фонды обычно финансируют проекты на стадии, на которой уже есть прототип будущего продукта. Известно, что из десяти идей до прототипа доходит одна, из десяти прототипов, кстати, только один доходит до выхода на рынок. Чтобы венчурным инвесторам что-то финансировать, необходимо чтобы кто-то до них профинансировал десять идей. Во всем мире это делают бизнес-ангелы, посевные фонды или государство. Так сложилось, что в России бизнес-ангелов почти нет. Посевных фондов тоже немного. Зато в России есть прекрасный фонд - фонд Бортника. Многие проекты находят посевное финансирование в нем. Мы в их числе. Но у фонда Бортника конкретная задача - финансирование очень наукоемких, высокорискованных проектов, в которых инвесторы заинтересованы, но отказываются вкладываться из-за больших научно-технических рисков. И вот для того, чтобы убедить инвестора, что идея работоспособна, фонд предоставляет деньги ее проверить. То есть этот фонд имеет очень узкое предназначение и далеко не любой бизнес или проект может развиваться с использованием средств этого фонда, это очень важно. Наш путь большинству бизнесов не подойдет. Не потому что эти бизнесы какие-то плохие, а просто потому что они иные и для них нужны другие инструменты.

 

В таком случае, где искать, кого спрашивать какой инструмент подойдет для их проекта?

На мой взгляд, предприниматель он на то и предприниматель, что он сам должен найти себе информацию, людей, необходимые ресурсы. Ничего такого особенного делать не надо. Я тоже не знал ничего, но воспользовавшись интернетом, читая книги, я нашел все необходимые инструменты. У меня даже был такой забавный случай: я наткнулся на лжеинвесторов, которые оказались мошенниками. Много было самых разных ситуаций, но это нормально. Абсолютно каждый предприниматель должен быть готов это все пройти. Если человек не знает, где найти информацию, ресурсы, его нужно за ручку водить, то ему не стоит этим заниматься, потому что на его пути встретятся испытания, которых он не пройдет.

 

Как вы оцениваете развитие IT-рынка в Перми?

Как можно оценивать? Только очень высоко. Часто когда я рассказываю, чем хороша Пермь и какой у нее потенциал, я привожу в пример такие компании как «Прогноз», «ЭР-Телеком». Ведь не каждый город и не каждый регион может похвастаться наличием у себя таких компаний. Я считаю, что они являются стимуляторами конкуренции на рынке труда и одновременно являются кузнецей кадров в сфере IT. Безусловно, наличие таких компаний, их еще иногда называют якорными компаниями, стимулирует развитие среды, а это всегда положительно сказывается на всех тех, кто в эту среду включен. У нас есть такие успешные компании как Альтернатива, Xsolla, которые также находятся на пути успеха, но продвинулись по этой дороге не так далеко, просто потому что они более молодые. Очень важно, что у нас не просто одна суперуспешная копания. Есть компании, которые идут следом и скоро догонят.

 

Насколько комфортно вам работается в Перми?

Надо признать, что любой бизнес руководствуется, прежде всего, эффективностью. Ведение подобного бизнеса в Перми - это достаточно эффективно и примером, служат упомянутые ранее компании. Какие тут факторы? Первое - человеческий потенциал. В Перми очень много талантливых людей, высококвалифицированных специалистов в сфере информационных технологий. У нас есть ВУЗы, которые выпускают специалистов мирового уровня: школа программирования на мехмате классического университета известна по всему миру, а ее представители побеждали на чемпионатах мира по программированию. Могу сказать откровенно, что та команда разработчиков, которая работает в нашей компании, одна из лучших команд в мире. Я не знаю, где бы я еще такую нашел! Второе - эффективность повышается за счет того, что ряд ресурсов здесь дешевле. В третьих, нужно откровенно признать, что я здесь родится, вырос, учился и так далее, и, стало быть, мне не приходилось выбирать, где начинать бизнес. Есть факторы, которые объективно делают работу в Перми более выгодной, более эффективной, чем в других городах. Хотя есть преимущества и у Москвы по сравнению с нами. Мы сейчас начинаем международную экспансию и откроем офис в Москве, но центр компании, его штаб-квартира, как высказался однажды Андрианов (Дмитрий Андрианов - генеральный директор международной инновационной компании «Прогноз»), она будет здесь.

 

Что государство может сделать для поддержки молодых предпринимателей?

Самое главное создавать среду. Другое дело, что все об этом говорят, но никто не объясняет, что это значит. Первое, что государство может сделать - это популяризировать эту тему. Второе - оно должно создавать некие симуляторы, где люди могут себя попробовать, без страха потерпеть большую неудачу. Чтобы создать среду, комьюнити, нужно организовывать мероприятия и места, где люди могут общаться. И только в последнюю очередь государство должно накачивать эту сферу деньгами. Самое важное создавать комьюнити. Если люди сами не могут организоваться, обмениваться идеями, опытом, нужно им помочь.

Что государство может сделать для поддержки молодых предпринимателей?

Самое главное создавать среду. Другое дело, что все об этом говорят, но никто не объясняет, что это значит. Первое, что государство может сделать - это популяризировать эту тему. Второе - оно должно создавать некие симуляторы, где люди могут себя попробовать, без страха потерпеть большую неудачу. Чтобы создать среду, комьюнити, нужно организовывать мероприятия и места, где люди могут общаться. И только в последнюю очередь государство должно накачивать эту сферу деньгами. Самое важное создавать комьюнити. Если люди сами не могут организоваться, обмениваться идеями, опытом, нужно им помочь.

В этой связи как вы оцениваете «Сколково»?

Вовлечения молодых людей в предпринимательство - одна из задач Сколково, но она не основная. Некоторые участники Сколково далеко не новички. Задача Сколково - аккумулировать ведущий научно-технический бизнес, создать для него специальную, очень питательную среду, включить представителей этого бизнеса во взаимодействие, чтобы между ними возник синергетический эффект, и был какой-то прорыв. В этой связи Сколково очень много делает, чтобы создать комьюнити, эту среду, дать возможность людям общаться, взаимодействовать. Нужно понимать, что этот проект - это попытка. Насколько она будет успешной, покажет время. Сейчас есть некий промежуточный результат.

 

Какое у вас любимое место в Перми?

Мне нравится наш город. Я очень люблю центр города, особенно осенью, когда прошел дождь, уже окончился и фонари отражаются в мокром асфальте.

 

Источник: gorodperm.ru