Айсен Николаев: «Якутия может выращивать единорогов»

6 марта 2019 г.

ЯКУТСК. Если спросить среднестатистического обывателя в России и за ее пределами, что они знают о Якутии, то два слова, наверняка, окажутся наиболее часто упоминаемыми: «холод» и «мамонты».

Действительно, нигде на планете не сохранилось такого количества мамонтов, как в Якутии. Что, естественно, связано с холодом – почти вся территория Якутии представляет собой зону вечной мерзлоты. Между тем глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев убежден в том, что его земляки в скором времени смогут выращивать технологические компании-«единороги».

В день открытия Стартап-тура в Якутске глава Республики Саха Айсен Николаев и старший вице-президент Фонда "Сколково" Александр Чернов дают интервью местным и федеральным СМИ. Фото: Sk.ru

В интервью, которое г-н Николаев дал Sk.ru после того, как принял участие в открытии Стартап-тура в Якутске, руководитель республики рассказал о том, как развиваются инновации на якутском морозе, почему Якутия делает упор на ИТ-разработки и как ей помогает в этом сотрудничество со «Сколково». Ниже – выдержки из интервью.

-В первый день Стартап-тура в Якутске компания Русгеотех, участник «Сколково», представила технологию мониторинга вечной мерзлоты. Ее создали два москвича, которые по удивительному совпадению оба родом из Якутии – один из Вилюйска, другой – из-под Мирного. В чем, на Ваш взгляд, конкурентное преимущество, которое предоставляет Якутии ее климат и география?

Мы живем и работаем в самых суровых условиях на планете, если иметь в виду регионы, где постоянно живет человек. Если брать Якутск, то максимальный перепад температур может доходить до 106 градусов. Самая холодная точка Северного полушария находится в Якутии, там температура опускается ниже 70 градусов. И, конечно, в этих условиях говорить о развитии каких-либо промышленных производств не приходится.

«Для нас проведение Стартап-тура, с одной стороны, - почетно, с другой стороны, - это вложение в будущее»

При этом мы понимаем, что наше будущее – за цифровизацией, когда мы можем за счет создания новых технологий, за счет использования новых технологий обойти природно-климатические и транспортные сложности. И когда такие инновации появляются, то в конечном счете появляются и те продукты, которые помогают нам более продуктивно заниматься обустройством жизнедеятельности в условиях вечной мерзлоты. Взять тот же мониторинг вечной мерзлоты [от участника «Сколково»]. Я с этим проектом уже ознакомился и дал правительству поручение отработать с ним. Вот такой проект говорит о том, что подобные разработки могут для нас создаваться.

Айсен Николаев: со стороны кажется, что бурное развитие ИТ-отрасли в Якутии произошло внезапно. Фото: Sk.ru

Другой вопрос, что мы сами не можем выступать в качестве заказчиков таких продуктов, потому что это очень узкоспециализированное направление; на нем большой бизнес [только на территории Якутии] не сделаешь. А вот разработав его здесь, может выходить на рынки других регионов и стран, где есть потребность в таких технологиях.

Когда заходит речь о подобных технологиях, я всегда вспоминаю свой разговор с одним из руководителей японской компании Bridgestone, одним из мировых лидеров по производству автомобильных шин. Я ему полчаса рассказывал, какой у нас холодный климат, и как было бы здорово, если бы Bridgestone смогла испытать у нас свои шины, которые будут эксплуатироваться при температуре -50 и ниже: мол, только у нас можно создать такие условия.

Собеседник очень внимательно меня слушал, а потом сказал: «Все это прекрасно. Но сколько шин в мире ездят при температуре ниже -50? Боюсь, что это будет меньше одной сотой процента. Под такой крохотный рынок создавать достаточно серьезный испытательный полигон при супернизких температурах – даже для такой корпорации, как наша, будет неэффективно».

Вместо этого он предложил создавать полигон для температур -30 градусов – у нас такая температура держится достаточно долго, и таких мест на Земле очень мало, - вот тогда мы будем готовы работать с вами. И вот сейчас мы совместно с Северо-Восточным федеральным университетом, с компанией Bridgestone работаем над созданием такого полигона в Якутии. В нашем понимании -30 – обычная температура [накануне открытия Стартап-тура в Якутске 5 марта был -31 градус; нормальная весенняя погода для столицы Якутии – Sk.ru].

-Как можно рационально объяснить взрыв творческой энергии в Якутии – от развития ИТ-технологий до создания самого оригинального в России кинематографа (в Якутии в год выпускают три десятка картин, и по этому показателю республика занимает третье место в стране)?

-Знаете, многим в стране и в мире кажется, что это возникло внезапно. А мы шли к этому достаточно долго, шли целеустремленно. Например, поддержкой ИТ-отрасли и той же киноиндустрии я как глава города [А.Николаев, прежде, чем возглавить республику, был мэром Якутска – Sk.ru] занимался с 2012 года. До этого я, работая в правительстве республики, был одним из инициаторов создания якутского Технопарка.Тогда это решение казалось не очень понятным, но сегодня мы понимаем, что оно оказалось правильным. Это серьезное дело, я уверен, что создание ИТ-парка на площади 10 тыс. кв. метров нам реально даст уже скоро очень значительный рост тех компаний, которые смогут производить продукцию в значительных масштабах и когда-нибудь смогут претендовать на то, чтобы стать единорогами.

Шествие народных мастеров из якутских улусов в центре Якутска. Фото: Sk.ru

Я всегда понимал, что у нас есть предпосылки для развития ИТ-отрасли или того же кино – просто надо правильно мотивировать людей, правильно их поддержать. И на самом деле никаких глобальных госзатрат на поддержку и кино, и ИТ-компаний не потребовалось.

-Стартап-тур «Открытые инновации» проводится в Якутии третий раз. Насколько это полезно для республики?

-Мы оцениваем проведение у нас Стартап-тура как признание со стороны профессионального сообщества и экспертов Якутии как одного из лидеров ИТ-отрасли на Дальнем Востоке, в стране в целом. Мы понимаем, что те стартапы, которые были отобраны здесь раньше, они уже каким-то образом пытаются стать серьезными компаниями. Мы уверены, что из 30 проектов с Дальнего Востока, которые отобрало жюри Стартап-тура для участия в финале конкурса, окажутся те, которые дадут реальный рост экономики нашей республике.

Для нас проведение Стартап-тура, с одной стороны, - почетно, с другой стороны, - это вложение в будущее.