«БОБ ДИЛАН ВСЕМ КАК РОДНОЙ»

17 октября 2016 г.

13 октября стали известны все лауреаты Нобелевской премии 2016 года. Rus2Web рассказывает о новых обладателях престижной премии, а эксперты объясняют, в чем их заслуга перед мировым сообществом.


Литература: Боб Дилан 

Нобелевскую премию по литературе получил американский певец Боб Дилан, хотя фаворитом считался японский писатель Харуки Мураками. Дилан получил награду «за создание новых поэтических выражений в концепции американской песенной традиции».

Александр Кондуков, главный редактор журнала Rolling Stone:

Как и все, я немного удивлен. Некоторые называют присуждение Нобелевской премии по литературе Бобу Дилану модным словом «фейспалм», потому что человек напрямую литературой не занимался. В его песнях тексты были главной силой, и в этом есть некая мораль: он действительно оказал существенное влияние на стихосложение в американской литературе, прежде всего из-за своего хода мысли.

Это настоящая победа американской литературы, как к ней ни относись. В прошлый раз американец получал Нобелевскую премию в области литературы аж в 1993 году — это была Тони Мориссон. Так что Боб Дилан стал своеобразным продолжателем великой традиции Уильяма Фолкнера, Эрнеста Хэмингуэя и Джона Стейнбека. Странно, конечно, этого человека, который вел достаточно хиппующий образ жизни, угощал наркотиками группу Beatles, сравнивать с такими мастодонтами и титанами. Дилан превратил поток сознания в творческий метод, и вся эта ассоциативная, обкуренная бредятина хипповского интеллектуала выразилась у него в вычурных разнообразных песнях.

Я думаю, тут прежде всего речь идет о том, что нужно было как-то отметить его вклад в развитие английского языка, а также то, что английский язык воздействует не только на внутренние дела американского писательского цеха, но и на образ мыслей людей, которые английский знают не очень здорово. В том числе на людей, которые занимались переводами песен Боба Дилана.

Можно привести и российские примеры. В частности, Борис Борисович Гребенщиков многое почерпнул из поэзии Боба Дилана. Кстати, можно задуматься о какой-нибудь литературной награде и Гребенщикову, потому что он оказал на русский рок и стихосложение влияние примерно такое же, как Боб Дилан. Естественно, благодаря Дилану появилось огромное количество ассоциативных хипповских текстов. Даже гонзо-журналистика была отчасти сделана с оглядкой на то, чем он занимался. Вся эта эстетика «что вижу, то пою», подробная фиксация реальности, вплетение в текст ассоциативных образов — с 54-го года Дилан этим занимался, постоянно переизобретая себя. В данный момент он вообще исполняет не самые известные песни из репертуара Фрэнка Синатры — уже никаких революций, такая «ремиссия».

Присуждение ему премии — это грандиозный шок и радость для всех, никто такого не ожидал. Но на самом деле победа Боба Дилана в литературной номинации Нобелевской премии всем очень близка. С теми лауреатами, которые в последнее время получали Нобелевскую премию, вполне возможно, многие россияне не очень-то и знакомы. А Боб Дилан всем как родной, хоть и не думаю, что все знают наизусть его песни. Так что новость была встречена с энтузиазмом: «Наконец-то наш старина Боб получил фантастический, суперпрестижный приз».

 
Медицина: Есинори Осуми 

Лауреатом Нобелевской премии по медицине в 2016 году стал японский ученый Есинори Осуми. Он удостоился награды за изучение механизма аутофагии — процесса «самопоедания» клеток. Известно, что Осуми более 20 лет занимался исследованием этой темы. «Открытия Осуми изменили наши представления о том, как клетки перерабатывают сами себя. Его работы открыли новое направление в понимании аутофагии как части разных физиологических процессов - от приспособления к голоду до реакции на заражение», — говорится в пресс-релизе Каролинского института.

 

Константин Северинов, доктор биологических наук, профессор Сколковского института науки и технологий, профессор Университета Ратгерса (США):

Константин Северинов.

Явление аутофагии открыли в 50-х гг. прошлого века. Оно заключается в том, что клетка «переваривает» некоторые из своих компонентов. Аутофагия — греческое слово, которое происходит от слов αὐτός («сам») и φαγεῖν — («пожирать»). Все клетки, даже те, которые не делятся, синтезируют различные вещества, но такой синтез не может происходить бесконечно. Некоторые вещества или клеточные компоненты, скажем так, портятся со временем и должны быть отправлены на утилизацию и переработку. Аутофагия — один из механизмов, которые позволяют клетке перерабатывать отжившие свое компоненты и использовать их потом для чего-то другого. 

Исходные наблюдения аутофагии, которые были сделаны цитологом Кристианом де Дювом, документировали явление, но не могли установить его значение для клеток. В микроскоп было видно, что некоторые клетки переваривают свои компоненты, но является ли это патологией, нормой или случайностью, было совсем непонятно. 

Ёсинори Осуми и его коллегами были идентифицированы гены, которые ответственны за аутофагию. Например, в геноме человека около 20-25 тыс генов. Каждый ген для чего-то нужен. Так вот, оказывается, что процесс аутофагии генетически контролируем. Есть определенный набор генов, продукты которых ответственны за него. Количество таких генов невелико, около 20. Полных деталей аутофагии, ее механизм мы точно не знаем, но все, скажем так, генетические игроки, необходимые для осуществления этого процесса, определены в результате анализа. Исследования Осуми проводились на одноклеточных организмах — пекарских дрожжах, но оказалось, что гены, ответственные за аутофагию, и у человека, и у дрожжей одинаковы. Такая эволюционная консервативность, неизменность в течении сотен миллионов лет, прошедших со времен разделения предков человека и дрожжей, лишний раз показывает, что аутофагия — древний и важный процесс.

Как исследования аутофагии изменят нашу жизнь? Пойти сейчас в аптеку и найти там таблетку, которая тем или иным образом влияет на аутофагию, нельзя. Никаких лекарств на эту тему в ближайшее время не будет. Однако вопрос о практической пользе фундаментального открытия в принципе не совсем корректен. Когда в 1953 году Уотсон и Крик предложили знаменитую модель структуры ДНК — двойную спираль — и лет через восемь получили за это Нобелевскую премию, а это, безусловно, одно из важнейших открытий в истории человечества, то непосредственное его практическое значение всего этого было совсем не очевидно. Но ни современная фармакология, ни диагностика без понимания структуры ДНК были бы совершенно невозможны.

Тем не менее, понимание того, как процесс аутофагии контролируется на уровне генов, в принципе открывает новые возможности. Например, если клетка может сама себя съедать в результате каких-то воздействий, то можно каким-то образом активировать этот процесс в раковых клетках, и это стало бы основой нового типа лекарств, направленных против раковых клеток. Продукты клеточной жизнедеятельности накапливаются при старении и при различных стрессовых воздействиях. Соответственно, если в таких клетках можно активировать процесс аутофагии, то можно предположить, что некоторые негативные эффекты, связанные со старением, могут быть уменьшены. 
Сейчас, я уверен, есть сотни лабораторий и тысячи людей, которые всем этим занимаются, и, наверное, из всего этого можно будет получить что-то практически полезное, а, возможно, и нет. Но от этого явление менее интересным не становится. Это существенный, фундаментальный фактор клеточной жизни, это важно знать, если мы хотим понять, как устроена жизнь.

  
Экономика: Оливер Харт и Бенгт Холмстрем

Нобелевскую премию по экономике получили Оливер Харт из Гарвардского университета и Бенгт Холмстрем из Массачусетского технологического института. Они внесли большой вклад в теорию контрактов. Эта теория определяет параметры контракта экономическими агентами и отвечает на ряд связанных с ними вопросов. 

  
 
Антон Суворов, доцент департамента теоретической экономики факультета экономических наук НИУ ВШЭ:

Оливер Харт и Бенгт Хольмстрем привлекли значительно большее внимание к отношениям внутри компании и показали, что результаты в компании напрямую зависят от этих отношений.

Главная работа Бенгта Хольстрема — о том, как искать оптимальный баланс между созданием стимулов и передачей чрезмерного риска начальником подчиненному. 

Исходный посыл модели «начальник-подчиненный» состоит в том, что начальник имеет несколько отличные от подчиненного предпочтения. Начальник хочет получить максимальную выгоду от работы подчиненного, а подчиненный хочет не слишком напрягаться. У начальника есть инструменты, которые он может задействовать для того, чтобы создать для подчиненного стимулы. Представьте, что он не будет создавать никаких стимулов, а будет платить плоскую зарплату (без бонусов —  прим.), которая ни от чего не зависит. Тогда подчиненный будет делать то, что ему больше нравится. Соответственно, надо создавать стимулы. Но как только начальник начинает их создавать, на подчиненного ложится какой-то риск, в том числе за последствия, которые он не вполне контролирует. Результаты его труда зависят среди прочего от удачи, от того, как движутся конкуренты или его коллеги по работе.

Хольстрем сформулировал теорему о достаточной статистике. Она говорит о том, что всю информацию, которая полезна для того, чтобы оценить усилия подчиненного, нужно использовать, а ту информацию, которая накладывает на него риск, за который он не отвечает, использовать категорически нельзя: не нужно возлагать на подчиненного ответственность за то, что он не контролирует. В жизни, впрочем, начальники не всегда действуют согласно этому принципу.

Модель «начальник-подчиненный», которая используется в теории контрактов, может применяться к совершенно другим областям, например, народ и избранный президент или совет директоров компании и нанятый менеджмент. Это довольно абстрактная теория, которая имеет вполне жизненные приложения.

Одна из ключевых проблем модели «начальник-подчиненный» — это проблема оппортунизма. Начальник не контролирует напрямую усилия подчиненного, а создает для него какие-то стимулы. Это могут быть бонусы, больший или меньший шанс на продвижение по службе или в каких-то ситуациях, наоборот, угроза увольнения. Еще сложнее создавать стимул в команде, когда у вас не один подчиненный, а много, и вы не можете отличить результат одного из них от результата другого.

Как быть, если подчиненный работает сразу по нескольким направлениям и какие-то из них можно легко измерить, а какие-то измерениям не поддаются? Важное понятие в работах Хольстрема — динамические стимулы. Если о результатах труда нельзя написать контракт, потому что они объективно неизмеримы, за начальника это делает рынок. Если подчиненный достаточно долго работает и думает о своем будущем, то в начале карьеры он будет работать очень много. Он делает это для того, чтобы произвести впечатление на рынок, прямого вознаграждения за свой труд он не видит. Ему важно, чтобы все верили в его таланты и работоспособность.

Если говорить о работах Харта, то с ним связано такое направление как теория неполных контрактов. Главный ее посыл состоит в том, что жизнь сложна и написать контракты на все на свете невозможно. Нельзя все предусмотреть, и ключевую роль в таком случае будут играть переговоры между участниками. В переговоры придется вступать по ходу дела, когда будут выясняться новые подробности. Они будут дополнять базовый рабочий контракт, который уже заключен. Здесь очень важно, кому принадлежат права принятия тех или иных решений.

Теория неполных контрактов также оказалась перспективной моделью, которая нашла свое развитие в теории организации, в теории корпоративных финансов — это все ее практическое применение. Она дает ответы на вопросы, как правильно строить капитал компании, сколько в ней должно быть акционерного капитала, и какой размер долга приемлем.

  
Другие лауреаты

Лауреатами Нобелевской премии по физике стали американец Дэвид Таулесс, британец Данкан Халдейн и шотландец Джон Костерлиц. Они получили премию за теоретические открытия фазовых переходов и топологических фаз материи. Они показали, что в двумерных системах может наблюдаться сверхпроводимость (почти полное отсутствие электрического сопротивления) и сверхтекучесть (способность вещества в состоянии квантовой жидкости протекать через капилляры без трения). Важность этого достижения в том, что описанное учеными явление до этого считалось невозможным.

В области химии лауреатами Нобелевской премии стали француз Жан-Пьер Соваж, шотландец сэр Фрэйзер Стоддарт и голландец Бернард Феринга. Ученые разработали молекулы с контролируемыми движениями, которые могут выполнять определенные задания. «С точки зрения развития науки, молекулярные двигатели сейчас на том же этапе, что и электрический двигатель в 1830-е годы. Тогда ученые показали работу кривошипных механизмов и колец, не зная, что это приведет к созданию поездов, стиральных машин, вентиляторов и кухонных комбайнов», — объяснили в Нобелевском комитете.  

А Нобелевскую премию мира получил президент Колумбии Хуан Мануэль Сантос за усилия в разрешении конфликта между властями страны и партизанами Революционных вооруженных сил (FARC), который длится более 50 лет.    

 

Предсказание Симпсонов

В этом году Нобелевская премия запомнится еще и тем, что некоторых ее лауреатов предсказали в мультсериале «Симпсоны» в 2010 году. В первой серии 22-го сезона герои мультсериала смотрели трансляцию Нобелевской премии и делали ставки на возможных лауреатов. В списке номинантов были Бенгт Роберт Хольмстрем, лауреат 2016 года по экономике, и Бернард Феринга, который в этом году получил премию по химии. 

Такой точный прогноз объясняется тем, что сценаристы мультфильма Дэвид Коэн, Эл Джин, Джефф Уэстбрук и Стюарт Бернс имеют ученые степени в математике, физике и других науках. А сам мультсериал полон математических шуток и отсылок к научному миру.

    

Источник: rus2web.ru 

Поделиться