Чилийская атака

17 ноября 2016 г.

Как резидент «Сколково» покорил Старый Свет и отправился в Латинскую Америку

 

Фото: Retail Rocket.

Резидент «Сколково», компания Retail Rocket, начиналась как стартап, но за четыре года успела покорить Старый Свет. Недавно компания вышла и на новый рынок, отправившись открывать Америку. Ее основатель Николай Хлебинский не сразу пришел к успеху, но его история является примером для многих. Как все произошло, разбиралась «Лента.ру».

Истории успеха редко бывают похожими друга на друга. Чаще всего — наоборот. Когда 21-летний москвич Николай Хлебинский начинал путь в бизнес с создания собственного интернет-магазина, он и представить не мог, что в 2016 году его компания будет работать на рынках России, Нидерландов, Испании, Италии, Ирландии и выйдет на рынки Латинской Америки.

Речь идет о Retail Rocket — платформе для мультиканальной персонализации интернет-магазина на основе big data. За время своего существования компания, которая является резидентом кластера информационных технологий Фонда «Сколково», успела пройти путь от стартапа до лидера отечественного рынка в своем сегменте.

 

Первые шаги

История Retail Rocket фактически началась с того, что Хлебинский окончил с красным дипломом Финансовую академию при правительстве России по специальности «инновационный менеджмент». На этом он не остановился — впереди была учеба в бизнес-школе RMA по специальности «менеджмент в сфере интернет-технологий». При этом Хлебинский активно занимается самообразованием, что не только позволяет ему оставаться на острие технологий, но и предвидеть тренды в своей нише технологического бизнеса.

Несмотря на вроде бы гуманитарный бэкграунд Хлебинский обладает неплохими навыкам программирования, стараясь их постоянно совершенствовать. Кроме того, немало времени он уделяет прохождению различных курсов, совершенствуя свое образование. Особый интерес у молодого предпринимателя вызвал нейромаркетинг — дисциплина, сочетающая знания об устройстве мозга и их применения в сфере маркетинга.

То, что Николай Хлебинский знает об электронной торговле, он почерпнул не только из Coursera или подобных курсов. Свой первый бизнес, интернет-магазин, он начал, когда ему был 21 год. Первый блин вышел комом, но и сейчас Хлебинский отмечает полезность подобного опыта.

Предприниматель уверен в том, что электронная коммерция сейчас и сегодня — это два абсолютно разных мира.

«Сегодня в интернете работает большой бизнес, места для начинающих предпринимателей там остается все меньше и меньше», — уверен Хлебинский. Тем не менее за четыре года его третья компания — Retail Rocket — не просто смогла «выстрелить», но и покорить российский и четыре зарубежных рынка: сначала трех европейских стран и вот сейчас открыла новый для себя регион — Латинскую Америку.

Достичь таких показателей удалось благодаря тому, что платформа Retail Rocket учитывает сотни параметров в работе с онлайн-ритейлом. В том числе и наработки из сферы нейромаркетинга, помноженные на массивы big data.

Работа сервиса строится на том, что на основе анализа данных его создатели пытаются понять, что нужно человеку, исходя из его действий, профилей его интересов, действий похожих на него людей, дальше продвинувшихся по сценарию, по которому данный человек идет.

«Все, что может говорить нам о том, к чему человек проявляет интерес и как он это делает, мы так или иначе учитываем. Если попытаться как-то классифицировать параметры, то это будут действия человека: все, что он делает на сайте, а также свойства сущностей, с которыми он взаимодействует — красный цвет ему нравится или синий, высокая цена или низкая и так далее. Все, что можно как-то классифицировать и описать, фиксируется и затем на основе машинного обучения используется для выявления значимых факторов и построения персональных предложений», — описывает работу сервиса Хлебинский.

Самое интересное, что сведения о личной жизни покупателя не интересуют платформу. Главное — «интерес человека», и этот интерес может быть и к женским товарам, и к мужским товарам, и к товарам для детей, и к товарам для животных. Основываясь на этом интересе, можно сказать, что конкретный пользователь связан с мужчиной, с женщиной, с животным или с ребенком, но из этого нельзя сделать однозначный вывод о самом человеке.

  

Новые вершины 

В целом рынок электронной коммерции растет; он растет по всему миру, а в России — особенно быстро. По словам Хлебинского, Россия — крупнейший в Европе интернет-рынок, с точки зрения количества пользователей. При этом в России все еще один из самых низких в Европе уровней проникновения электронной коммерции в ретейл, на уровне 2-3 процентов, по разным оценкам, в то время как в США или в Великобритании этот показатель приближается к 8 процентам.

«То есть задел для роста очень большой, все его ждут, и, несмотря на явления, сотрясающие нашу экономику, рынок электронной коммерции все равно продолжает расти. Он, безусловно, замедлился по сравнению с прогнозами, которые были у нас 3-4 года назад, но рост продолжается», — добавил Хлебинский.

В то же время размеры рынка электронной коммерции в России невелики. В 2015 году рынок E-commerce в России оценивали в 10 миллиардов долларов. Для сравнения: соответствующий рынок Нидерландов — примерно 12,5 миллиардов евро, рынок Испании – 15 миллиардов евро. Во Франции в 3-4 раза больше, еще кратно больше в Германии, в Великобритании.

Выходу Retail Rocket на европейские рынки способствовала не только эффективная модель, но и участие в Фонде «Сколково».

По словам Хлебинского, оно дает компании налоговые льготы.

«Мы IT-компания, на 85-90 процентов наши расходы — это фонд оплаты труда, и налоги на ФОТ — крупнейшие налоги для нас. Участие в "Сколково" позволяет нам содержать гораздо больший штат специалистов, IT-инженеров, чем мы могли бы при наших оборотах, и наращивать его значительно агрессивнее. Другими словами, мы просто имеем возможность гораздо больше инвестировать в НИОКР, в совершенствование нашей платформы», — добавил он.

У «Сколково» есть ряд других программ, в том числе микрогранты. Фонд также оказывает маркетинговую и PR-поддержку, регулярно поступают предложения поучаствовать в конференциях, разместиться на стенде «Сколково».

Кроме того, «Сколково» обеспечивает доступ к крупным IT-корпорациям. Несколько раз в Retail Rocket этим пользовались, что оказалось полезно, поскольку к «Сколково» проявляют интерес гиганты IT-индустрии. Например, Retail Rocket взаимодействует с Microsoft.

  

Прямо в Чили

Развитие компании продолжается: недавно Retail Rocket объявила о запуске операций в Латинской Америке и открытии представительства компании в Чили. Это обусловлено тем, что количество интернет-пользователей в этой стране является одним из самых высоких в регионе, а спрос на розничную торговлю опережает темпы роста торговых сетей.

«Регион Латинской Америки занимает четвертое место по объему B2C продаж в сфере электронной коммерции, что, безусловно, было для нас одним из ключевых моментов в вопросе расстановки региональных приоритетов развития бизнеса на международной арене. Востребованность наших технологических решений доказывают контракты, заключенные уже за первый месяц работы», — уточнил Хлебинский.

В сентябре 2016 года компания Retail Rocket уже заключила несколько контрактов в Чили. Ее первым крупным клиентом стал один из крупнейших в этой стране интернет-магазинов компьютерной техники SPDIGITAL.cl, основанный в 2006 году в Сантьяго.

Руководитель Центра развития технологий для ретейла IТ-кластера Фонда «Сколково» Ольга Стрелова рассказала, что компания Retail Rocket разрабатывает по-настоящему прорывные решения

«Хочу напомнить, что в сентябре ее доклад был на конкурсной основе выбран организаторами RecSys — форума, посвященного рекомендательным системам, — и прозвучал на этом престижном мероприятии в Бостоне. Retail Rocket представляет собой яркий пример экспансии уникальных российских разработок на международный рынок, и мы рады поддерживать такие команды», — уточнила Стрелова. 

    

Источник: lenta.ru

Поделиться