Что происходит с онлайн-образованием в 2022 году?

23 июня 2022 г.

В 2021 году взрослые россияне потратили на дополнительное онлайн-образование 226 млрд рублей — это больше, чем на очное обучение (214 млрд рублей), говорится в исследовании «Нетологии» и Data Insight. Последние годы рынок стабильно рос, но эксперты прогнозируют, что в этом году он просядет на треть. 

 

GOR_5584.jpeg

Наталья Царевская-Дякина на ПМЭФ-2022. Фото: Анна Горбань/Росконгресс.

 

Мартовское пике

 

«В марте мы зафиксировали резкий спад популярность онлайн-образования, — говорит Наталья Царевская-Дякина, директор направления EdTech ИТ-кластера Фонда "Сколково". — В первую очередь это был спад в сегменте дополнительного профессионального образования для взрослых». Почему это произошло?

 

Горизонт планирования снизился с нескольких месяцев до нескольких дней. Получение новых знаний — процесс длительный, а в момент резкой турбулентности сложно планировать долгие проекты. Причем в марте просели все предприниматели — значение индекса RSBI, отражающего настроения малого и среднего бизнеса, тогда снизилось до 47,7 пункта, аналогичные показатели фиксировали в начале пандемии коронавируса.

 

Оказались недоступны рассрочки и кредиты, а дорогие и длинные образовательные курсы в сегменте ДПО продавались именно за счет них. Но во время колебания курса и изменения базовой ставки ЦБ банки ужесточили потребительское кредитование.

 

Ушли привычные каналы работы с аудиторией — популярные соцсети. В марте-апреле количество вторичных продаж выросло практически вдвое, то есть образовательные проекты работают с уже имеющимися клиентами. А новые форматы продвижения пока только разрабатываются.

 

Сейчас часть этих процессов входит в привычную колею: люди привыкают к очередной новой реальности, растет горизонт планирования, рассрочка и кредитование снова стали доступны. К тому же отечественный EdTech учится работать в новых условиях: создают короткие и дешевые продукты, пробуют работать с новыми каналами привлечения клиентов, используют кросс-продажи. 

 

Всех спасет ИТ

 

Наталья Царевская-Дякина поделилась данными исследования, которое проводил Фонд «Сколково». В нем анализировали, как пострадали те или иные сегменты онлайн-образования. Наименее пострадавшими оказались программы подготовки к ЕГЭ и языковые курсы. Сильнее всего просело узкоспециализированное (курсы риторики, обучение пению для взрослых или курсы по сложным переговорам) или премиальное образование (MBA, долгосрочные управленческие курсы). 

 

«Мы полагаем, что взрослое профессиональное образование отыграет свои позиции назад, — отмечает директор направления EdTech ИТ-кластера Фонда "Сколково". — Сейчас самые популярные меры поддержки получает ИТ-отрасль, а значит, люди потянутся осваивать новые профессии. И спрос на обучение ИТ-специальностям компенсирует падение остального дополнительного профессионального образования». 

 

«Подводить какие-то итоги раньше, чем через полгода, бессмысленно, потому что в первом квартале в бухгалтерии учитываются платежи предыдущих периодов», — утверждает Наталья Царевская-Дякина.

 

Что будет дальше: три тренда

 

На рынке появилось много мер поддержки ИТ-компаний (а большинство EdTech компаний имеют в основе собственные софтверные разработки) со стороны Фонда «Сколково», Минцифры, Корпорации МСП и Департамента предпринимательства Москвы и др. Это даст компаниям возможность пережить сложный период.

 

Есть потенциал у консолидации игроков, в ближайшее время образовательные проекты будут объединяться в консорциумы и холдинги, предлагать совместные продукты.

 

Наталья Царевская-Дякина прогнозирует, что в ближайшее время мы увидим несколько M&A — сделок по слиянию компаний, — потому что EdTech-компании подешевеют, а инвесторы неизбежно активизируются.

Поделиться