Чтобы «взлететь», стартаперу нужно побегать

6 мая 2022 г.

На прошлой неделе в Ростове состоялась менторская сессия в рамках технологического марафона Startup Tour 2022, организованного Фондом «Сколково».

Региональных предпринимателей-инноваторов обучали в режиме онлайн особенностям ведения высокотехнологичного бизнеса в стремительно меняющихся экономических условиях.Впечатлениями от сессии и практическими рекомендациями с нами поделился бизнес-коуч, специалист по управлению брендами и ментор «Сколково» с 2014 года Олег Баранник. 

 

_DSC0419.jpg

Олег Баранник. Фото: Sk.ru  

  

- Какие проекты, представленные стартаперами Юга России, показались вам наиболее интересными и почему?

 

Вызывать интерес – одно из неотъемлемых качестввысокотехнологичных предприятий. Как-никак, им свойственно создавать нечто новое, зачастую буквально невиданное и неслыханное. Например, ростовчанин Антон Пушкин представил неинвазивную технологию диагностики опухолей мозга. Я считаю, что в случае реализации эта разработка станет подлинным технологическим прорывом в области онкологической медицины, поскольку позволяет не в разы, а кратно снизить затраты на страховое покрытие диагностических операций. Может быть, эта технология и не вытеснит полностью диагностику методом МРТ, но станет как минимум его эффективным дополнением – особенно в тех районах, где нет томографов.

 

Еще мне понравилась команда KliirJet, котораясоздает робота-доставщика для логистических компаний. Разработчики KliirJet делают ставку на подключение к сетям 5G, что позволяет перенести часть вычислений с борта робота в облака. А благодаря этому эффекту можно уменьшить габариты дрона, продлив срок работы без подзарядки, или увеличить его полезную нагрузку.

 

Наконец, БПЛА, «заряженные» хищными насекомыми для борьбы с сельскохозяйственными вредителями от компании Flyseeagro – это очень зрелое решение, реализованное сильной командой. Мне кажется, ребята правильно расставляют акценты в своей работе, делая упор на превентивной защите посевов и комплексном снижении использования на полях пестицидов и другой вредной химии. Если им действительно удастся побороть колорадского жука, миллионы россиян скажут им большое спасибо.

 

- А какие ошибки оказались наиболее распространенными?

 

Основной недостаток, характерный, к сожалению, для многих стартаперов – отсутствие решаемой проблемы. Команда придумывает технологию и только потом начинает искать проблему, которую можно решить с ее помощью. Такие проекты заведомо обречены на неуспех, поскольку не факт, что проблема, во-первых, отыщется, а, во-вторых, что у нее не будет уже готовых, апробированных и эффективных путей решения.

 

Второй негативный момент – незнание потребителя. Скажем, приходят ребята и говорят, что придумали эндоскоп, который «позволит хирургу отказаться от ассистента». И тут странное дело – вроде ребята сами из медицинской сферы, но в их представлении ассистент хирурга это всего лишь манипулятор, который подает врачу скальпель. А то, что он выполняет целый ряд других процедур, и без его поддержки хирург не сможет провести оперативное вмешательство, они не берут в расчет. И в итоге получается, что, на первый взгляд, интересное решение не выдерживает критики и сыпется по мелочам.

 

Ну и третья характерная для российских стартапов черта – это умалчивание запроса. Проекты ищут инвестиции, но в презентациях у многих из них нет ни одного слайда на эту тему. Скажем, автор уже упомянутого проекта KliirJet во время менторской сессии затруднился ответить на вопрос о том, какие вложения необходимы для коммерциализации его разработок. Но как можно найти инвесторов, если ты сам не знаешь, сколько средств тебе нужно чтобы внедрить разработку на рынок? Бывают, впрочем, и обратные ситуации – когда инвестиционные ожидания несколько завышены. Поэтому общая рекомендация стартапам – трезво и вдумчиво оценивать финансовую емкость проекта, заранее намечать пути его коммерциализации и, конечно, не стесняться говорить прямо об этих вещах.

 

- Есть ли у подобных мероприятий региональная специфика? Если да, то в чем она заключается применительно к южным регионам?

 

Ростов-на-Дону столетиями был торгово-промышленным и транспортно-логистическим центром. Отсюда и южная специфика с упором на индустриальные технологии – такие, например, как представленные на сессии проекты производства термоэлектрических преобразователей, солнечной черепицы для выработки электроэнергии с высоким КПД или технологии устранения мусора и разливов нефти в водоемах. Много сильных проектов в области IT, робототехники. И, конечно, бросается в глаза большое количество биотехнологических проектов в области медицины и сельского хозяйства. Что, впрочем, неудивительно, так как в Ростове есть сильный медицинский вуз – РГМУ, а биотехнологическим премудростям обучают также в Южном федеральном, Донском государственном аграрном и Донском государственном техническом университетах.

 

- На что необходимо обратить внимание в первую очередь, готовясь к презентации своего проекта?

 

Чтобы привлечь инвестиции, нужно правильно расставить акценты, описав все преимущества и маршрутную карту реализации своего проекта. И по возможности избежать недочетов вроде упомянутых выше ошибок, которые могут отпугнуть или запутать потенциальных инвесторов и партнеров. Понятно, что для наилучшего восприятия презентация должна быть яркой и запоминающейся, но главное – она должна быть доступной для понимания. К сожалению, некоторые пишут о своих проектах чересчур академично или вообще канцеляритом, а иные настолько уверены, что их разработка заинтересует весь мир, что предлагают презентации отечественныхразработок исключительно на английском. Пожалуй, не стоит так делать: нужно с уважением относиться к региональному рынку и его игрокам.

 

- Как начинающему предпринимателю, у которого есть инновационный проект, искать потенциальных инвесторов?

 

Для начала нужно понимать, что инвесторы интересуются не проектами, а компаниями. Вложиться в проект – это спонсорство. А вот вложиться в компанию, приобретя ее долю и получая процент от прибыли вашего бизнеса – это как раз то, что называется инвестициями. По сути, инвесторы — это акционеры, вне зависимости от того, частные ли это лица, венчурные ли фонды или же невенчурныепроекты: банки и региональные фонды поддержки. И в поисках инвестиций нужно не бояться, что эти люди или институции станут вашими акционерами, потому что, сделавшись равноправными участниками вашего бизнеса они подписываются под обязательствамикомпании, становятся неотъемлемой частью вашей жизни, вносящими вклад в ваше уже совместное будущее.

 

Для того чтобы стартап «взлетел», команде технологического предприятия нужно как следует разбежаться. А для этого придется много общаться не только с инвесторами и бизнес-ангелами, но и с экспертами рынка, со специалистами в своей научной области, наконец – с другими стартаперами. Я нередко встречал бизнесменов, которые говорят, что, мол, им нужны только деньги, а дополнительное бизнес-образование или общение с локальным стартап-сообществом им ни к чему. И вот когда я слышу, что у человека есть все, и нет только денег, чтобы перевернуть мир, я понимаю, что никто в здравом уме не инвестирует в его проект ни копейки. Потому что главный актив предпринимателя в наше время – это как раз не деньги, а связи и информация.

 

- Насколько сейчас осложнился доступ к венчурным инвестициям за пределами России для отечественных стартапов? Можно ли говорить о переориентации на азиатские фонды и бизнес-ангелов?

 

Безусловно, события последних двух месяцев внесли существенные коррективы в экономическую действительность. В эпоху структурной трансформации вступает не только российская, но и глобальная экономика. Одни связи рушатся, другие налаживаются, и, конечно, в связи с уходом западных инвесторов из России технологические предприятия будут вынуждены переориентироваться на другие финансовые рынки. То же, кстати, касается не только инвесторов или бизнес-ангелов, но и конечных клиентов. Есть вызов, который нужно принять – и действовать сообразно сложившимся обстоятельствам.

  

Источник: rostovgazeta.ru

Поделиться