Цифровизация туризма отстаёт от развития IT-технологий

1 июля 2021 г.

Российский цифровой туризм в зачаточном состоянии. По мнению экспертов, говорить о серьёзном развитии направления пока рано, хотя будущее за ним.


Весной 2021 года в России был представлен национальный проект "Туризм и индустрия гостеприимства". Он предполагает до 2030 года нарастить туристический поток с 65 млн до 140 млн поездок по стране в год, а также увеличить количество рабочих мест в отрасли до 4,7 млн, то есть в 2 раза. Исполнительный директор IT–стартапа Biletarium Анисия Евдокимова уверена, что без цифровизации это невозможно.

"Большую роль будут играть алгоритмы персонализации, которые, учитывая все возможные предложения, будут формировать для туриста пакетный тур за секунды", — говорит она.

  

Не только бронирование

Продукты, которые относятся к цифровому туризму, можно разделить на решения для b2c– и b2b–сегментов. Первые появились на рынке не вчера и подразумевали в том числе онлайн–бронирования. Сегодня на ведущие позиции вышел искусственный интеллект, который анализирует данные и сообщает, на какие даты цена на билеты будет самой низкой.

 

Директор по акселерации в области ретейла кластера информационных технологий фонда "Сколково" Ольга Стрелова. Фото: Sk.ru

 

B2b–сегмент тоже развивается всё активнее. Например, цифровая платформа для организации командировок "Ракета" позволяет забронировать билеты, оформить размещение в отеле, заказать трансфер и различные офлайн–услуги. Помимо этого на платформе можно получить бухгалтерские документы для оформления командировки, сформировать авансовый отчёт, рассчитать суточные, а также загрузить все чеки и квитанции из поездки.

Эксперты называют Петербург важным туристическим хабом для развития цифровых сервисов. Директор по акселерации в области ретейла кластера информационных технологий фонда "Сколково" Ольга Стрелова указывает, что сегодня туризм продолжает оставаться "аналоговым". Составляя план путешествия, люди или самостоятельно изучают интересные места в поисковиках, или обращаются в турагентства. Хотя появляющиеся на рынке стартапы в последнее время предлагают не только онлайн–бронирование, но и смысловое наполнение поездки.

 

"Анализ big data позволяет на основе предпочтений пользователя предлагать ему релевантные услуги. Например, разработка резидента фонда “Сколково” Neuro.Travel от “Онлайн–Экспресс” позволяет подобрать тур в соответствии с социально–психологическим профилем клиента на основе самообучающейся нейросети. Понятие цифрового туризма включает и технологии, которые дают возможность удалённо посещать туристические объекты. Ещё один резидент “Сколково”, компания Next.Space, создала проект, благодаря которому возможно посетить Эрмитаж, Музей космонавтики и другие экспозиции в дополненной реальности", — рассказывает Ольга Стрелова.

Она также отмечает, что последнее время наблюдается рост количества проектов в области локального туризма. Так, в 2020 году была запущена платформа Road.Travel от сколковского резидента "Таймсинери", которая предлагает более 200 автомобильных маршрутов для самостоятельных путешественников. Кратно выросло число запросов на платформе BookRussia! с готовыми турами от UTS Group.

"В сфере b2b мы наблюдаем возросший интерес к системам–агрегаторам, а также к технологиям для инфраструктуры: например, системы “умный дом” (или “умный отель”) — электронные замки для гостиниц, системы голосового и жестового управления, контроля оптимального расхода водоснабжения и электроэнергии, 3D–печать для сокращения расходов на строительство объектов размещения", — добавляет Стрелова.

   

Проблемы "старой школы"

Если говорить о гостиничном бизнесе, то для крупных и малых отелей также важна автоматизация. "Смешно наблюдать, когда учёт ведётся в Excel, хотя в городе есть удобные продукты, например облачная система управления отелями Ecvi.ru, которая давно работает с отелями из различных регионов", — указывает директор департамента развития бизнеса компании "Рексофт" Николай Потапов.

Анисия Евдокимова в качестве успешных кейсов цифрового туризма приводит St. Petersburg card, информационный реестр гидов на сайте ГТИБ Петербурга, применение и выдачу Qr–кодов Safe Travel Spb на базе рекомендаций UNWTO, развитие портала visitPetersburg.

И всё же цифровой туризм в городе на Неве ещё только зарождается: до пандемии интерес к решениям в этой области был минимальным, отмечает директор по развитию web–технологий Artezio Сергей Матусевич. Он считает, что говорить об этом направлении всерьёз можно будет, когда появятся доступные технологии для качественной оцифровки реальных предметов и трансляции их визуальных и физических образов.

Руководитель проекта Travel Marketing Елена Белоусова согласна: цифровизация в сфере туризма находится в самом начале пути, хотя новые IT–решения и появляются на рынке, их внедрение всё ещё происходит медленно.

Современному travel–рынку не хватает инструментов работы с экскурсиями и турами: данные в агрегаторы приходится вводить вручную, в то время как на Западе эти рутинные действия автоматизируют при помощи channel manager. "Думаю, причина кроется в неразвитости самого рынка: большинство туроператоров — это компании “старой закалки”, им не хватает гибкости, чтобы осваивать новые технологии", — говорит Белоусова. Но успешные инновационные проекты всё же есть. Например, инструмент Atom–S, который позволяет создать сайт для туроператора, разместить свои продукты и с помощью удобных виджетов продвигать их на сторонних ресурсах — сайтах агентств или компаний, работающих в другой нише. Подобные решения есть и на Западе, например система Rezdy или Bokun.

  

Наследство локдауна

Самым интересным направлением Елена Белоусова считает виртуальный туризм.

Этот инструмент в будущем можно было бы использовать и для продвижения офлайн–туров. VR–путешествие может создать нужный wow–эффект для стимулирования продаж.

"В первую волну коронавируса виртуальные экскурсии, онлайн–туры, инстаграм–прогулки стали весьма популярны: не было альтернатив. На волне хайпа появились даже целые сервисы, которые проводят исключительно онлайн–экскурсии. Несмотря на весь скепсис, они продаются до сих пор. Думаю, что в той или иной степени такие цифровые продукты останутся с нами и после окончания пандемии. К сожалению, далеко не всем доступны путешествия в дальние страны, а виртуальные экскурсии позволяют соприкоснуться с местами мечты", — подчёркивает руководитель Travel Marketing.

Эксперты считают, что цифровому туризму необходимы драйверы. Доцент Высшей школы сервиса и торговли СПбПУ Ольга Воронова обращает внимание на три пункта: чёткую систему регулирования, прописанный функционал объектов туристического рынка, внятное госрегулирование (в том числе на региональном уровне).

"Необходимо получить синергетический эффект от объединения профессионалов отрасли туризма, институтов развития (таких как “Сколково”), поддержки государственных органов на федеральном уровне: Ростуризма и Минцифры, передовых корпораций, а также региональных властей", — согласна Анисия Евдокимова.

      

Источник: dp.ru