Компании «Сколково» продемонстрировали ритейл-технологии в Испании

31 июля 2018 г.

Представители Фонда «Сколково» побывали с бизнес-миссией в Испании, где, в частности, провели переговоры с менеджментом группы компаний Inditex, одного из самых инновационных ритейлеров в мире. Испания – очень перспективный рынок для российских технологических компаний, в том числе из Фонда «Сколково», убеждена руководитель делегации Ольга Стрелова, директор Центра технологий для Retail &FMCG Фонда. Она подготовила для Sk.ru подробный материал об итогах поездки в Испанию

Небольшой особняк в Мадриде с российским гербом на табличке «Delegacion Comercial de la Federacion de Rusia» - «Торговое представительство Российской Федерации в Королевстве Испания».  Здесь делегацию «Сколково» встречает торговый представитель Галина Курочкина и ее команда, а также те испанские представители, которые заинтересованы в развитии отношений с российскими компаниями и поддержке экспорта технологичных решений в Испанию.

El Corte Ingles  - крупнейший ритейлер Испании. Фото предоставлено О. Стреловой. 

Сколковская делегация представлена восьмью командами, которые имеют устойчивый оборот в России и готовы к выходу на европейские рынки. Это DoubleData ( анализ открытых данных из социальных сетей и других общедоступных источниках с целью повышения эффективности маркетинга и продаж), «Кошелек» (агрегатор пластиковых карт лояльности), Intelligence Retail (цифровой мерчандайзинг), Atlas (веб-сервис для логистической отрасли, автоматизирующий контроль процесс перевозки груза),  BestPlace (повышение эффективности торговых точек), Tardis (решение для подбора идеального размера одежды в онлайн-магазине), Market Music (автоматизированное управление аудиовизуальным контентом в магазине), Retail Rocket (сервис для персонализации предложений онлайн-магазинов).

Бизнес-миссия Фонда «Сколково» для встречи с испанскими ритейлерами стартовала. В течение недели сколковским компаниям предстоят встречи с представителями ведущих торговых сетей Испании.

Мы перемещаемся из Мадрида в Ла-Корунью в Галисии, крупный город на северо-западе Испании. Здесь делегации предстоит встреча с группой компаний Inditex S. A. – крупнейшей группой компаний, производителем и дистрибьютором одежды. Группа представлена 7 400 магазинами в 94 странах, она объединяет 8 брендов: Zara, Pull & Bear, Massimo Dutti, Bershka, Stradivarius, Oysho, Zara Home и Uterqüe. Капитализация компании составляет 94,3 млрд. евро.В России Inditex  - это более 500 магазинами, компания является лидером по эффективности бизнеса в сегменте одежды. Inditex стремится развивать клиентский сервис и внедрять инновации. В Ла-Корунье был размещен пункт автоматической выдачи товаров вместимостью до 700 пакетов, где покупатели могут забрать свои онлайн-заказы.

Центральный офис Inditex больше похож на пункт контроля в аэропорту: одновременно с приемом заказов из 7500 магазинов по всему миру осуществляется обработка и контроль каждого заказа, совершенного онлайн. В прошлом году онлайн-магазины группы компаний Inditex посетили около 2,5 млрд раз – показатель, который постоянно растет. В этом году количество посещений онлайн-магазинов увеличилось до 10 миллионов в день. В 2017 году Inditex отправила 64,7 миллионов заказов по всему миру, в том числе в Анадырь на Чукотке, Анахолу на Гавайских островах и городок Туктояктук в Канадской Арктике, где практически нет дорог.

В агентстве по инновациям Barrabes Next. Фото предоставлено О. Стреловой. 

Сколковские компании презентуют свои решения представителям Inditex во главе с Фернандо Талином Мариньо, финансовым руководителем Zara. В команде Zara есть и сотрудники из России, которые ранее отвечали за развитие процессов российского бизнеса компании, а теперь экстраполируют свой успешный опыт на другие рынки в головном офисе Inditex.

Каждая презентация сколковской компании вызывает обсуждение и вопросы для дальнейшей проработки. «Все представленные решения интересны и могут быть применены для повышения эффективности наших процессов», -  отмечает Фернандо Талин Мариньо. Он и его коллеги поделилась приоритетными областями развития, в которых инновации наиболее востребованы. Центр технологий Фонда «Сколково» для Retail & FMCG готов представить подобные наработки.

На следующий день делегацию Фонда встречают в Invest in Madrid – агентстве по привлечению инвестиций и молодых талантливых команд для развития испанской экономики. Мадрид занимает 4-ое место по размещению головных офисов крупнейших мировых корпораций после Лондона, Парижа и Амстердама: здесь расположены офиса BBVA, Repsol, Telefonica, Inditex, CaixaBank,  Amadeus, Santander и другие. В 2017 году Мадрид привлек 31 миллион евро российских инвестиций: здесь расположены офисы Газпром, Kasperskiy, ZeptoLab, Natura Siberica, KrasFarma и другие.

Бизнес привлекают выгодные условия: невысокие налоговые ставки (ниже, чем в Ирландии, Нидерландах и Великобритании), доступ к квалифицированным кадрам (здесь расположены лучшие в рейтинге технические университеты и бизнес-школы), выгодное географическое расположение. В Испании проживают 46 миллионов потребителей, сюда ежегодно приезжают 82 миллиона туристов. Здесь зарегистрировано 3 385 стартапов, в 2017 году было привлечено 784 миллиона евро инвестиций.  Российские команды пригласили подать заявку в акселератор Rising Start Up Spain: до 4 августа 2018 года у всех желающих выйти на испанский рынок есть возможность воспользоваться  возможностью облегченного старта.

Мария Хименес, отвечающая в Invest in Madrid за иностранные инвестиции, поясняет: «Наша миссия – привлечение зарубежных стартапов в Мадрид, особенно тех, кто фокусируется на инновационных решениях.  В сотрудничестве с Фондом «Сколково» и его стартапами мы рассчитываем на привлечение новых инвестиций под новые идеи, которые станут основой уверенного роста».

Одним из самых ярких выступлений представителей Сколково и его стартапов стала презентация решений для Конфедерации предпринимательских организаций Испании (CEOE). Ее руководство пригласило участников конфедерации – крупнейших ритейлеров страны  - познакомиться с российскими инновациями.

Директор кабинета президента CEOE г-н Нарсисо Касадо, член совета директоров конфедерации,  открыл встречу рассказом  о важности испанско-российских отношений. По его оценке, модернизация и диверсификация российской экономики, улучшение делового климата и рост инвестиций являются факторами, которые способствовали росту интереса делового сообщества Испании и развитию делового сотрудничества между Москвой и Мадридом. Выступающий обратил особое внимание на то, что Россия является главным игроком на международной арене и  в торговых связях со странами Европы и Центральной Азии, что делают нашу страну стратегическим партнером для Испании.

Торговый представитель Российской Федерации в Испании Галина Курочкина поделилась историей сотрудничества двух стран в сфере высоких технологий и рассказала об успехе российских компаний на международных рынках. Г-жа Курочкина отметила, что Фонд «Сколково» специализируется на поддержке стартапов; эти компании  очень молодые, но у них есть амбициозные планы, которые помогут сделать деятельность испанских предприятий более эффективной.

Презентация решений стартапов "Сколково" представителям Ассоциации ритейлеров Испании  ACES. Фото предоставлено О. Стреловой

Ольга Стрелова, руководитель сколковской делегации и Директор Центра технологий для Retail & FMCG Фонда «Сколково»,  сделала презентацию о Фонде, о международных и российских индустриальных партнерах, открывших центры разработки на территории «Сколково», а также о достижениях стартапов-участников Фонда в сфере научных разработок.

Мероприятие посетили представители Inditex, Il Corte Ingles, DIA, Mercasa, Испанской футбольной лиги LaLiga, Realmadrid, Barrabes, Repsol, Cepsa, Центра технологий производства обуви Ла-Риоха и других компаний. Резиденты Фонда рассказали о своих решениях, а после прошли индивидуальные переговоры, в которых сколковские команды получили подтверждение востребованности своих решений. 

Компания Repsol вышла на рынок России в феврале 2006 года, купив 10% акций шведской компании West Siberian Resources, которая ведет добычу нефти в Томской области и в Республике Коми. Антонио Перес Лепе, менеджер по инновациям компании, этим летом посетил Skolkovo Startup Village и познакомился со стартапами из кластера энергоэффективности, занимающимися повышением качества нефтепродуктов компании. Во время визита делегации «Сколково» в Мадрид он узнал и о решениях участников кластера информационных технологий для ритейловой сети Repsol.

«Для меня стало приятным сюрпризом осознание того  факта, что «Сколково»  - это одна из самых организованных [инновационных] экосистем в мире. Адресованная всему миру конференция Startup Village организована на блестящем уровне, она содействует установлению контактов между стартапами и их потенциальными инвесторами. У Repsol есть представительство в РФ, мы ведем деятельность в России, и тем ценнее возможность воочию увидеть технологии, которые могут быть полезны нашей компании. С учетом того, что Repsol  занимается в том числе корпоративными венчурными инвестициями, мы являемся одним из самых стратегически ориентированных венчурчных фондов в отрасли. В сфере наших интересов – не только возврат инвестиций в стратапы, но и активизация процесса инкорпорирования и коммерциализации технологии и в компании Repsol y в целом в отрасли»,  - констатировал Антонио Перес Лепе.

Еще одной значимой встречей стали переговоры с Ассоциацией торговых сетей ACES, в частности, г-ном господином Дель Пино и его коллегами. Г-н Дель Пино высоко оценил значимость сколковских решений.

В ACES входят крупнейшие торговые центры Испании - El Corte Inglés. Луис Гранже Алемань, директор коммерческого департамента El Corte Inglés, объяснил интерес компании к инновациям: «Продукты и гастрономия – очень важные категории для El Corte Inglés. Мы ищем новых производителей товаров и предоставляем им возможность выхода на рынок; мы заботимся о высоком качестве продукции, которую мы продаем в наших супермаркетах;  мы предлагаем широкий ассортимент, поскольку верим, что покупателю необходимо предоставлять выбор; мы поставляем специальные товары для особых категорий людей. Таким образом, El Corte Inglés фокусируется на постоянных инновациях в товарах и сервисах, новых коммерческих концепциях, оборудовании и стилях управления».

Испанский ритейл продемонстрировал очевидную заинтересованность в инновационных решениях молодых команд для увеличения эффективности процессов: сектор, по данным испанского Минэкономики, занимает 5,5% экономики страны. Это 470 000 компаний, 585 000 точек продаж, 1,9 миллионов рабочих мест. 90% всех продаж реализуется непосредственно в магазинах.

Чтобы привлечь покупателей, испанские ритейлеры тестируют новые технологии: Beacons для передачи информации о товаре на смартфон, Led Light – сигнал, который исходит от экранов витрин для отображения информации о товарах на смартфоне проходящего покупателя, интерактивные экраны, технологии виртуальной реальности, «умные» примерочные, оснащенные интерактивными экранами, которые позволяют выбрать другой цвет или размер, вызвать ассистента нажатием кнопок на зеркале. Например, компания по производству матрасов Casper запустил чат-бот для клиентов, страдающих бессонницей. Клиенты отправляют сообщение в чат и общаются с роботом, пока не заснут.

Испания – очень перспективный рынок для российских технологических компаний, подводит итоги поездки Ольга Стрелова: «Испанские ритейловые компании формировали для российской делегации свои инновационные потребности, которые мы удовлетворили. По возвращении в Москву общение не прекратилось: по результатам поездки три из восьми участников бизнес-миссии, резиденты Фонда, планируют выход на испанский рынок в 2018 - 2019 годах. Мы видим потенциал рынка и планируем делать подобные бизнес-миссии ежегодными». 

Филипп Шубин, операционный директор компании CardsMobile, разработчика приложения «Кошелёк», отметил: «Благодаря насыщенной программе, организованной «Сколково», нам удалось пообщаться с представителями ритейла из разных сегментов и с большим количеством ассоциаций, которые объединяют игроков сферы торговли, IT-инфраструктуры, стартапов и бизнеса. Это позволило нам составить полное представление об испанском рынке для принятия решения о целесообразности выхода на него нашего проекта».