Двигайся и развивайся: как интерактивное оборудование помогает в борьбе с гиподинамией

12 января 2021 г.

Медики в один голос твердят: ребенок не будет гармонично развиваться, если он не активен физически. Но в современном мире дети все больше времени проводят с гаджетами в руках. Можно ли как-то изменить эту ситуацию, рассказывает директор компании «Стендап инновации» (резидент «Сколково») Дмитрий Андреев.


Гиподинамия – это огромная проблема для детей, рожденных в XXI веке. Они мало времени проводят на улице, почти не бегают и не играют в прятки, салки, вышибалы, зато пользуются лифтами, эскалаторами и даже траволаторами. Родители возят их в школу и сад на личном автомобиле. И прививают таким образом привычку к неправильному малоподвижному образу жизни. А в нынешних пандемичных условиях дети и подростки и вовсе не покидают квартиру, поскольку учатся дистанционно. И перемещаются только от компьютера к телевизору. 

В результате их мышцы без нагрузки слабеют, сила и выносливость снижаются. Порой случаются и депрессивные эпизоды, что приводит в ужас школьных психологов, ведь это совершенно не типичная картина для такого возраста. Дети по природе своей жизнерадостны, их сниженное настроение краткосрочно и должно проходить без последствий.

Также из-за недостатка подвижности происходят функциональные изменения дыхательной и сердечно-сосудистой систем, мозг не получает питания, начинаются головные боли, ребенок начинает плохо учиться и жалуется на плохое самочувствие. За снижение успеваемости ругают и учителя, и родители, школьник еще дольше делает уроки. И круг замыкается, плохое самочувствие ребенка становится причиной совсем плохого, потому что постоянное сидение еще приводит к деформации позвоночника.

Следствием малоподвижного образа жизни также становится лишний вес. И тут медики бьют тревогу, ожирение диагностировано у 6% российский детей. К сожалению, многие родители не воспринимают лишний вес как проблему и считают, что ребенок перерастет этот этап. Но нет, в 80% случаев полнота остается на всю жизнь. А это означает диабет, гипертонию, высокий риск инсультов и инфарктов и в целом значительное снижение качества жизни при сокращении ее продолжительности. 

Как бороться с гиподинамией у детей?

Уже в два-три года можно приучать малыша к зарядке, состоящей из примитивных упражнений. Тогда спортивные развлечения не встретят отторжения у школьника, и положенные ему по возрасту 40000 шагов он будет преодолевать без особого труда. И, конечно, по возможности сочетать обучение с активными играми. Так, доктор педагогических наук Ирина Емельянова уверена, что программы для детей должны сочетать свободу движения с обучением, развитием умственной работоспособности в игре. 

Интерактивное оборудование резидента позволяет проводить обучающий процесс в движении. Песочница развивает когнитивные способности, моторные навыки, мелкую моторику, координацию в пространстве. Комплекс работает на основе технологии дополненной реальности: на песок с помощью датчика глубины проецируется изображение, оборудование считывает движения ребенка и окрашивает песок в цвета, «рисует» вслед за руками ребенка ландшафт – горы, реки, озера.

К примеру, интерактивный пол распознает движения детей, речь, фигуры разных форм и цветов. Ребенок может сам рисовать. Комплекс включает 42 локации, каждая из игр разработана для совершенствования конкретной области развития детей. При этом ребенок взаимодействует не только с дополненной реальностью, но и с реальными геометрическими фигурами из игр Vay Toy. По словам педагога высшей категории, врача-психотерапевта Олеси Котловановой, ребенок постоянно двигается, ему нужно куда-то нажать, установить мягкие геометрические фигуры в нужном месте, по порядку, по памяти. В зависимости от режима - вовремя прыгнуть на клавишу, что-то бросить, переложить. 

Скалодром априори предполагает физическую активность в игровой форме: на скальную стену с зацепами проецируются задания: добраться до вершины, собрать урожай, построить маршрут, пройти путь по заданным параметрам и так далее. Задействованы все группы мышц – ребенок получает полноценную физическую нагрузку и одновременно развивает логику, внимание, учится счету.

В обучающих играх дети управляют интерфейсом с помощью движений тела, рук и ног. Благодаря современным технологиям ребята больше не сидят у монитора, а учатся в процессе увлекательной игры. Например, играют в виртуальные снежки и изучают английский или экологику.

В игре двигательная активность сочетается с обучением. Все режимы, разработанные специалистами, решают педагогические задачи: дети знакомятся с окружающим миром, развивают мышление, логику, речь, коммуникативные навыки. В каждом режиме есть конструктор, который позволяет педагогу создавать игры и подстраивать их под тематический план и образовательные задачи. Тем самым педагог сам создает дополненную реальность, которая к тому же максимально индивидуализирована. 

Самое главное, что дополненная реальность, на основе которой работает оборудование, вовлекает ребенка в процесс обучения. Живая картинка, авторская анимация, интерактивные герои – это фишки, провокации, которые мотивируют ребенка заниматься. Ребенок становится не объектом, а субъектом обучения за счет того, что имеет право выбирать содержание, понимать, что он делает, рефлексировать. 

Оборудование дает свободу, позволяет ошибаться, но за ошибку никто не будет критиковать. Можно сколько угодно пробовать и смотреть на реакцию программы. «Я не раз замечала, как дети сначала делают все правильно, получают подкрепление – выбегает, к примеру, герой и говорит: «Ты справился!», звездочка выскакивает. А потом ему становится интересно – а что будет, если я положу кубик на другое место? Как отреагирует программа? Получается некий вызов игре, живой диалог с интерактивом», - рассказывает Ирина Емельянова. 

Интерактивное оборудование позволяет закрепить различные навыки в игре - счет, письмо, фонетический разбор. Например, играя в интерактивный пол, можно построить домики любых форм, форм и конфигураций. Пол реагирует на то, какую геометрическую фигуру дети на него кидают. Если ребенок захотел кинуть большой желтый квадрат, то основа домика будет желтая квадратная. Если он хочет красный круглый домик, значит он должен кинуть красную круглую фигуру. И здесь ребенок задается вопросами: какой я хочу домик, какая у него будет основа, а если сам домик будет круглый и крыша круглая, это гармонично? Когда он кидает маленькие фигуры, то формирует окошки, двери или цветы. Кидая фигуры, ребенок смотрит на то, что получится и как будет лучше, думает, как проявить свое творчество и сделать домик необычным. Ирина Емельянова говорит, что обычно разбивает группу на две команды и ставит задачу: не поссорившись построить оригинальный дом, который бы нравился каждому члену команды. Так происходит работа над прокачкой soft skills.

Обучающие продукты применяют тысячи детских садов, центры дополнительного образования, коррекционные центры. Работать можно в группе и индивидуально. Программы показывают отличные результаты в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с тяжелыми заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Эти занятия не могут полностью заменить физкультуру и специальные занятия, но их можно эффективно встроить в процесс обучения. 

Педагоги, выбирая уровень сложности, могут выстроить более индивидуализированное занятие. Детей привлекает яркая анимация, возможность строить свой мир. Интерактивные технологии увеличивают мотивацию ребенка и дают больше возможностей для обратной связи, поэтому занятия проходят ярче, интереснее.

    

Источник: vc.ru

Поделиться