EdTech-хаб поможет образовательным стартапам выйти на рынок и получить инвестиции

25 января 2022 г.

Руководитель направления EdTech кластера информационных технологий Фонда «Сколково» (Группа ВЭБ.РФ), директор акселератора ED2 Наталья Царевская-Дякина рассказала о том, зачем Фонд «Сколково» запустил EdTech-хаб, как он поможет развивать рынок образования и какие возможности получат образовательные стартапы.

 

Зачем Фонд «Сколково» запустил EdTech-хаб?

 

Индустрия EdTech, с одной стороны, достаточно молода, а с другой стороны — это часть одного из самых глобальных мировых рынков — образования. В мировом масштабе он превышает рынок медиа, рекламы и телевидения и исчисляется в размере 6,5 (в прогнозе — более 7) трлн долларов. Мировой EdTech до недавнего времени занимал всего 4% этого рынка (в прогнозе — 6,5%), то есть потенциал роста еще есть. Рынок кажется очень большим, взрослым и насчитывает многие сотни лет, однако новые образовательные технологии, которые должны помогать учиться быстрее, лучше, эффективнее и соответствовать скорости экономики, только начали  активно появляться, меняя ландшафт мирового образования.

 

Что касается российского сектора EdTech, то у нас насчитывается уже больше сотни EdTech-компаний, которые работают в коммерческом сегменте. Есть лидеры этого рынка, есть небольшое количество стратегических инвесторов, которые этот рынок консолидируют достаточно успешно. Для чего тогда EdTech-хаб?

 

Помочь развиваться самой молодой части рынка — образовательным стартапам. Если взрослые EdTech-компании на стадии появления копировали традиционные формы обучения только в онлайне, то стартапы нового поколения уже относятся к категории EdTech 2.0 — это следующая категория проектов по цифровизации образования, которая изначально подразумевает методологическую и педагогическую переработку контента, применение новых механик и технологий, например, AR/VR, нейротехнологий. Существуют, в том числе, и совершенно не занятые ниши. Этим проектам нужно помогать выходить на рынок.

 

_DSC3711.jpg

 

Руководитель направления EdTech кластера информационных технологий Фонда «Сколково», директор акселератора ED2 Наталья Царевская-Дякина. Фото: sk.ru.

 

Формирование самого рынка. На нашем рынке образования есть доминирующий игрок — государство. Сейчас появились окологосударственные компании, которые разрабатывают свои образовательные продукты. Есть коммерческие компании, которые разрабатывают обучение для взрослых специалистов, то есть на рынок выходят корпоративные университеты. Растет сегмент частного образования. Со всеми нужно налаживать диалог. Необходим один нейтральный бренд, нейтральная идеология, которая могла бы собрать все запросы с рынка и, например, донести их до регулятора и настроить диалог в интересах всех участников.

 

Нехватка инвестиций. Это характерно для многих инновационных индустрий. За последние пять лет, к сожалению, не было создано ни одного инвестиционного фонда, ни одной профильной программы поддержки именно образовательных стартапов. Все-таки хочется, чтобы к этой категории стартапов было особое внимание. Поэтому мы хотим в рамках EdTech-хаба создать всю инфраструктуру, которая поможет стартапу привлечь инвестиции, будь то венчурные студии, инвестиционные клубы, синдикаты бизнес-ангелов или какие-то другие варианты взаимодействия и помощи для EdTech-стартапов.

 

Какие возможности получат компании?

 

Образование — это очень длинный продукт, его достаточно долго и сложно создавать, его долго и сложно потреблять, образование как процесс не одномоментен, а получать от него эффект еще дольше. Любые образовательные стартапы — длинные в реализации. Поэтому в рамках EdTech-хаба мы хотим предоставить для образовательных стартапов возможность пилотирования и customer development, организовав различные площадки: от образовательных организаций до  корпоративных университетов и партнерскую среду для апробации и пилотирования новых образовательных механик, методологий и технологий.

 

Набор сервисов для самих стартапов. Мы хотим, чтобы в EdTech-хабе были свои студии создания контента, команды методологов и разработчиков образовательных продуктов. Создавая основной продукт, стартапы очень много аутсорсят — часто продакшн контента и методологию. Поэтому, мы планируем создать сеть профильных сервисов для EdTech-компаний, плюс набор необходимых услуг для стартапов, например, в области юридической помощи или финмоделирования.

 

Образование для EdTech-специалистов — создание программ, закрывающих кадровых нужды индустрии, а у нас они уже есть. В этом смысле EdTech-индустрия достаточно зрелая: она создала новые профессии, и у нас уже не хватает таких кадров, как методист/методолог образовательных курсов, продюсер, сценарист, специалист по цифровизации образования. Этих специалистов нужно учить и приводить на рынок. Мы хотим создать отдельный трек — собственные образовательные курсы. Вторая подчасть — предпринимательский тип образования. Это акселератор либо экспертно-консультационные и менторские программы, которые помогают именно в становлении бизнеса. Часть из этого уже работает на площадке «Сколково»: акселератор ED2 стал частью EdTech-хаба, встречи с инвесторами и корпорациями и другие мероприятия проводятся там.

 

Существуют ли на рынке программы обучения специалистов для EdTech?

 

Предложение уже есть, и есть лидеры, в профессионализме которых я не сомневаюсь. Например, платформа EdMarket, которая обучает специалистов именно для образования, есть игроки поменьше. Но мы не планируем конкурировать, мы планируем партнерствовать. Если верить HeadHunter.ru, в среднем в месяц рынок генерирует около 500 вакансий на должность методист/методолог в онлайн-образовании, и у нас наблюдается традиционная нехватка маркетологов, особенно профессионалов в продвижении образовательных цифровых продуктов.

 

Расскажите про акселератор ED2. Какие возможности он дает стартапам?

 

Это совершенно классический акселератор. Он существует уже более трех лет, и сейчас идет программа 7-го набора. Акселератор проходит при поддержке «Сколково» и компании Иннопрактика. У нас в пайплайне более 2000 проектов, более 500 прошли обучение, а 12 получили инвестиции от наших партнеров-инвесторов. Даже первая сделка компании Skyeng в формате M&A была именно с нашим резидентом. По методологии — это классическая экспертно-консультационная программа с участием топ-экспертов рынка образования. В нее попадает 20 команд, наборы у нас проходят 2 раза в год. Количество заявок на каждый — около 200-300. Это сравнимо с конкуренцией в хорошем вузе — более 10  проектов на одно место.

 

_DSC3571.jpg

 

Дискуссия в EdTech-хабе "Нужны ли корпорациям стартапы". Фото: sk.ru.

 

Чем мы отличаемся от других акселерационных программ. Первое — узкая профильная экспертиза — мы учим только образовательные стартапы, набор коучей, экспертов и менторов только с опытом работы с EdTech. Когда мы читаем лекции по продажам и маркетингу, то их читают специалисты по продажам и маркетингу из образовательных стартапов, если по юридическим вопросам, то юристы из Нетологии и SkillBox. Если про привлечение инвестиций, то про привлечение инвестиций именно в EdTech. Мы в этом плане очень сфокусированная образовательная программа.

 

Наш основной фокус в работе со стартапами — коммерциализация. Мы работаем со следующими задачами: в несколько раз увеличить выручку проекта за период акселератора, проверить как можно больше гипотез, запустить несколько пилотов и, если нужно, начать переговоры с инвестором. Совокупно за это время мы провели более трех сотен пилотов разного масштаба в разных образовательных учреждениях, корпоративных университетах и даже на площадках организаций, которые к образованию не имеют никакого отношения, но могли дать клиентов. 

 

Я считаю основной ценностью акселератора именно умение пилотировать и апробировать образовательные продукты, а также наличие очень классной команды, которая много лет работает в сегменте EdTech с образовательными стартапами.

 

Какие проекты вы ждете в хабе? Каким критериям они должны соответствовать?

 

У нас нет никаких ограничений. Это любые проекты, связанные с образовательной деятельностью. Это может быть корпоративный университет, подразделение большого EdTech, крупный коммерческий игрок, венчурный фонд, маленький или не очень стартап, которому просто нужен офис. Здесь у нас нет никаких ограничений, будем рады всем.

Поисковые теги
Поделиться