«ЭкзоАтлет»: домашняя работа в разгар кризиса с COVID-19

6 апреля 2020 г.

Формула «Целься в Солнце, попадешь в Луну», никогда не была более справедливой, чем в разгар пандемии COVID-19. Коронавирус, усадивший полмира по домам, не только не помешал компании «ЭкзоАтлет» заниматься основной деятельностью в рамках подготовки к выходу с медицинскими экзоскелетами на европейский рынок, но и дал шанс продвинуться в гораздо более глобальном проекте, связанном с искусственным интеллектом.

Об этом в телефонном интервью из Люксембурга, где находится европейская штаб-квартира «ЭкзоАтлета», рассказала Sk.ru сооснователь сколковской компании Екатерина Березий. Она также поделилась своими наблюдениями за тем, как работа на удаленке в разы повышает производительность труда.

Екатерина Березий с коллегами в люксембургском офисе компании "ЭкзоАтлет". Фото: "ЭкзоАтлет"

Как компании удается выплачивать зарплату своим девяти сотрудникам, сидящим по люксембургским квартирам? Что происходит с арендной платой за неиспользуемый офис? Какие меры поддержки оказывают бизнесу в Люксембурге и как ими воспользоваться стартапу? Все это – глазами российского технологического предпринимателя, оказавшегося в центре Европы в разгар самого серьезного кризиса XXI века.

«Это выглядит так: выключили свет и сказали, что ночь теперь будет длиться не восемь часов, а несколько недель, - говорит Екатерина Березий. - Те, кто не хочет спать, могут делать домашку. Мы делаем домашку».

Компания «ЭкзоАтлет» - один из мировых лидеров по производству экзоскелетов для реабилитации и социальной адаптации людей с нижней параплегией. Но мир сейчас интересуют не экзоскелеты, а одноразовые маски и латексные перчатки. Клиники в Европе закрыты для доступа, врачи заняты острыми вопросами заботы о своих пациентах, а не запуском новых проектов или новых методик. Сможет ли «ЭкзоАтлет» пережить этот кризис?

Екатерина Березий: Работа на удаленке оказалась кратно более производительной. Фото: "ЭкзоАтлет"

«Европа закрыта на весь апрель, при этом вся Европа реально работает, - говорит г-жа Березий. - В Люксембурге работают все министерства, все чиновники, все банки; нормально функционирует доставка, а люди находятся в нормальных рабочих графиках. Активно внедрены разные инструменты поддержки бизнеса.

Все 9 сотрудников нашего представительства сидят по домам, мы в офис не ездим. У нас регулярные коллы друг с другом. Запущено несколько больших процессов, которые мы и называем «домашней работой». Мы готовим материалы по работе с дистрибьютерами, учебные материалы для презентаций в клиниках, собираем все наши научные коллаборации.

Сейчас планируем подаваться на один из больших грантов, Horizon 2020».

«Горизонт 2020»

Речь идет о крупнейшей за всю историю Евросоюза программе по поддержке исследований и инноваций, на которую в совокупности выделено 80 млрд евро на семь лет: на эти средства плюс привлеченные программой частные инвестиции предполагается помочь прорывным идеям дойти до рынка. Структурно программа состоит из определенного набора запросов (calls). «ЭкзоАтлет» нашел запрос, соответствующий идеям и планам компании. Необходимо составить такую заявку на грант, чтобы и другая сторона убедилась в этом соответствии, что есть по многим причинам нетривиальная задача.

«Это выглядит так: выключили свет и сказали, что ночь теперь будет длиться не восемь часов, а несколько недель. Те, кто не хочет спать, могут делать домашку. Мы делаем домашку».

На грант могут претендовать только те проекты, которые объединяют не менее десяти коллаборантов из Европы. У «ЭкзоАтлета» полтора десятка таких партнеров в разных странах ЕС – от Португалии до Германии: это и клинические научно-исследовательские центры, и компании, работающие с персональными данными, плюс одна компания – производственный партнер по изготовлению измерительных девайсов. Каждый из партнеров решает собственные задачи, которые необходимо максимально подробно описать, а вместе они должны сложить цельную картину из отдельных элементов мозаики, определив не только конечную цель работы, но и смоделировав весь будущий процесс исследований, включая его финансовые параметры.

В первом приближении основная идея проекта – анализировать медицинские данные, снимаемые с пациентов, с целью предсказания улучшений в процессе реабилитации; для этой цели необходимо создать искусственный интеллект, который прогнозировал бы эффективность реабилитации. На первом этапе будет замеряться эффективность реабилитации с использованием экзоскелета. В дальнейшем, подчеркивает Екатерина Березий, «можно будет эту модель развивать для реабилитации чего угодно, кого угодно, на чем угодно».

«Невероятно концентрированная работа»

Пандемия COVID-19, как это ни странно, предоставила авторам проекта дополнительный шанс. Дедлайны подачи заявок в разделе Health отложены, по очевидным причинам, на два месяца. «Для нас это потрясающая возможность дать врачам-исследователям (это именно исследователи, а не практикующие врачи, которые работают в госпиталях) время написать тексты заявок на гранты, - комментирует сооснователь «ЭкзоАтлета». - И это очень здорово».


Фото: "ЭкзоАтлет".

«Конечно, месяц, когда все сидят по домам, - это невероятно концентрированная работа, - продолжает собеседница Sk.ru. - Мы заметили, что все работают в несколько раз активнее по сравнению с тем, когда люди находятся в офисе. Непонятно, почему это так. Возможно, потому что люди не перемещаются. Возможно, потому что работа дома, - единственный способ избежать выполнения домашних задач. Это та реальность, в которой человеку комфортнее и, возможно, даже интереснее: заперся у себя в кабинете – и работаешь».

Екатерина не согласна с предположением, что одним из мобилизующих факторов является страх потерять работу, - по крайней мере, это не так в ее компании. «Я у наших такого страха не наблюдала, - говорит она. - Когда ты в заточении, есть возможность реализовать те задачи, которые давно хотелось сделать, чтобы продвинуться дальше. И это дает удовлетворение».

Какое бы моральное удовлетворение ни давала «домашняя работа» на удаленке, платить за нее надо, как за работу в офисе. Как это удается «ЭкзоАтлету» в условиях глобального кризиса?

«У нас есть на этот год инвестиционный бюджет, который был изначально запланирован, - объясняет Е.Березий. - Нам повезло, и мы сейчас живем не в рамках выручки от продаж, а в рамках тех инвестиций, которые были подняты еще в 2018 году с нашими южнокорейскими партнерами, и этот год для европейского офиса планировался как премаркетинг и начало продаж».

Другим благоприятным для компании обстоятельством является то, что до начала кризиса «ЭкзоАтлет» успел пройти аудит в рамках получения европейской сертификации CE-mark.

«Как только закончится изоляция, - надеюсь, это произойдет в течение двух-трех месяцев - мы сможем начинать продажи, - отмечает Екатерина. - Мы уже общаемся с дистрибьютерами, с которыми познакомились в предыдущие годы на выставках; взаимодействуем с ними по электронной почте, Zoom, Skype и Hangouts, через видеоконференции. Готовим необходимые материалы, офферы, договоры. Цель на этот месяц – сформировать весь необходимый пакет документов для того, чтобы подготовиться к активной работе уже в полях».

Все это звучит, по меньше мере, необычно в сложившихся обстоятельствах, когда госпиталям во всем мире сегодня остро не хватает средств на самое необходимое для спасения жизней. Откуда у сооснователя «ЭкзоАтлета» уверенность в том, что в обозримом будущем появятся деньги на реабилитационную технику?


Фото: "ЭкзоАтлет".

«Экзоскелеты – далеко не самое дорогое оборудование, но при этом крайне эффективное с точки зрения восстановления пациентов, - настаивает собеседница Sk.ru. - Мы видим большой интерес со стороны дистрибьютеров, которые мониторят рынок и общаются со своими клиентами, с врачами. Потребность в экзоскелетах для реабилитации, скорее, даже возрастет, потому что в принципе в медицину придет новый поток денег на модернизацию, на усовершенствование, на развитие, создание новых подходов. И в этом смысле потенциал в будущем – более масштабный, чем это было до настоящего момента.

Мы общается с разными инвестиционными фондами – в этом году у нас должен быть новый раунд инвестиций. Все действительно ждут конца апреля. Главный вопрос: как долго продлится кризис? Есть предпосылки того, что скоро страны откроются и начнут вливать деньги, чтобы восстановить прерванные процессы. Фонды, которые ориентированы на медтех, по всей вероятности, будут инвестировать в истории B2B, а это наш случай. Деньги в фондах как были, так и есть, они никуда не делись. В этом смысле не очень понятно, что может помешать фондам инвестировать?

Очевидно, что государственные институты будут тратить деньги на развитие медицины, и это значит, что те стартапы, те компании, которые создают эффективные инновационные решения, смогут проще интегрировать их в существующие медицинские практики. А у нас будет CE-mark, и мы сможем, с точки зрения регуляторики, использовать экзоскелеты в медицинской практике в Европе».

Как в Люксембурге поддерживают бизнес

Выживание технологического стартапа в центре Европы в условиях масштабного кризиса предполагает также умение пользоваться теми мерами поддержки, которые объявлены, в частности, в Люксембурге.

Здесь можно подать заявку на несколько программ. Самая крутая из них – компенсация 80% зарплат сотрудников компаний, которые пострадали от ограничения деятельности. Т.е. 80% зарплат государство компенсирует в те месяцы, что сотрудники находятся дома. Происходит это, впрочем, не автоматически, надо суметь правильно составить соответствующую заявку.

Государство также предоставляет отсрочку по оплате ежемесячных налогов, таких, как налог на заработную плату: можно не платить их сейчас, а заплатить с выручки, которая появится, когда все откроется.

Несмотря на кризис, "ЭкзоАтлет" намерен довести до конечного потребителя технологии, которые сколковская компания принесла в Европу.  Фото: "ЭкзоАтлет"

«ЭкзоАтлет» получил отсрочку по оплате аренды. Офис компании находится в Технопорте – это люксембургский аналог Технопарка «Сколково». Можно предположить, что министерство экономики Люксембурга компенсирует Технопорту выпадающие платежи арендаторов.

И еще одна очень действенная мера поддержки в Люксембурге. «Поскольку все сидят по домам, и на всех висят дети, что сильно усложняет жизнь, можно подать заявление на отпуск по уходу за ребенком, и тогда люксембургское государство компенсирует 100% зарплаты, - говорит Екатерина. - Все люксембургские дети уже три недели сидят дома, школа у них в удаленке, и они будут сидеть дома до конца апреля – начала мая. При этом родители должны работать, никто работу не останавливал. И если ты не можешь выполнять свои рабочие обязанности, можно официально попросить отпуск, и его оплатит не компания, а государство».  

Наконец, сохраняются программы поддержки, которые работали и ранее: это финансирование развития бизнеса, локальные люксембургские гранты, на один из которых «ЭкзоАтлет» сейчас подается. «Это поможет нам не останавливать развитие и довести до конечного потребителя технологии, которые мы принесли в Европу», - заключает Екатерина Березий.