ESG-стратегия 2022: проверка на устойчивость

20 мая 2022 г.

В предыдущие годы роль «зеленой» повестки постоянно росла, российские компании искали новые возможности, в том числе технологические, для повышения эффективности своей работы в этом направлении.

 

 

На уровне страны появился хороший задел для развития зеленой экономики. В сентябре 2021-го была утверждена национальная таксономия проектов устойчивого развития. В ВЭБ.РФ запустили Центр зеленого финансирования, отвечающий за формирование системы верификации финансовых инструментов устойчивого развития — кредитов и облигаций, нацеленных на поддержку зеленых и социальных проектов. Таким образом, начала создаваться национальная система верификации. А уже в январе этого года первые пять российских организаций были включены в перечень верификаторов зеленых финансовых инструментов.

 

Однако какое влияние окажут на приоритеты российских компаний в сфере охраны окружающей среды, декарбонизации, использования возобновляемых источников энергии текущие экономические изменения?

 

Российская таксономия изначально состояла из двух частей: зеленой и адаптационной. И если первая в большой степени была ориентирована на европейские стандарты, то адаптационные проекты направлены внутрь страны: они включают виды деятельности, критически важные для достижения национальных целей развития. Например, снижение выбросов и сбросов при производстве различных товаров, переработка бытовых и промышленных отходов и т.д.

 

Сейчас экономическая ситуация претерпевает существенные изменения, меняются производственные и логистические цепочки, целевые рынки, продуктовые приоритеты. Казалось бы, что ESG-повестка может уйти с первого плана – бизнесу необходимо время для решения первоочередных вопросов и адаптации к новым условиям.

 

Однако компании не отказываются от своих стратегий. Примерно треть российских предприятий продолжают использовать ESG-рейтинги для работы с банками и инвесторами, для соблюдения требований со стороны контрагентов по контролю цепочек поставок. Ведь устойчивость этих цепочек особенно актуальна на сегодняшний день. В свою очередь ESG-лидеры среди российских банков по-прежнему активно внедряют повестки устойчивого развития, направив ключевые усилия в сторону социальной составляющей и поддержки клиентов и сотрудников.

 

Кроме того, не идет речи об отрицании необходимости энергоперехода как на уровне страны, так и конкретных предприятий. Просто фокус сместился в сторону адаптационной таксономии, приоритетами которой является плавное, но значительное повышение энергоэффективности и сокращение эмиссий порядка 800 млн тонн СО2-эквивалента к 2050 году, а также постепенное повышение доли низкоуглеродных источников электрогенерации – до 45% в 2035 году и до 50-52% – в 2050 году. Уже сейчас российская структура электрогенерации является одной из наиболее экологически и климатически устойчивых в мире: до 40% приходится на низкоуглеродные источники (АЭС, ГЭС, ВИЭ) и еще 45% – на газ.

 

Сохранится ли и дальше тренд на развитие зеленой повестки неизменным или тема экологии и климата потеряет свою значимость и ее роль станет минимальной? А, возможно, она сохранит свою значимость, в целом, но акценты внутри нее еще более кардинально поменяются, чтобы соответствовать новым реалиям?

 

Выясним у ведущих игроков рынка в рамках сессии «Судьба зеленой повестки. Сохранить, отменить или модифицировать», которая состоится 25 мая на площадке сцены Hyper. Модерировать беседу будет Олег Перцовский, Директор по операционной работе Кластера энергоэффективных технологий, Фонд «Сколково».

Поделиться