«Если сегодня не появилась пара новых метавселенных, то это значит, что мы плохо читали новости»

24 июня 2022 г.

На сессии «Метавселенная. От виртуального общества до реального рынка» приглашенные эксперты ЦИПР обсудили, как метавселенные изменят нашу жизнь и почему со временем они могут вытеснить привычные социальные сети.

 

Фото: Пресс-служба конференции ЦИПР

 

В обсуждении приняли участие эксперты, которые занимаются развитием метавселенных и цифровых экосистем в России, а также представители компаний, работающих в смежных областях. В числе приглашенных спикеров был Алексей Каленчук, руководитель направления «Виртуальная и дополненная реальность, технологии геймификации» ИТ-кластера Фонда «Сколково». Он рассказал, насколько сейчас резиденты «Сколково» и ИТ-среда заинтересованы в создании продуктов для метавселенных и в какой форме это может быть реализовано.

 

Алексей Каленчук:

 

«Я считаю, что metaverse — это не виртуальный мир, это не AR или VR, а продуктовое стратегическое видение, к которому нужно стремиться. У меня возникают вопросы. Куда инвесторы и государство должны вкладывать средства, если речь идет о метавселенной? Куда должен переместиться интернет, если он будет не только мобильным, но еще и иммерсивным, когда аватар является вашей цифровой копией, с которой могут взаимодействовать? Мы считаем, что запрос будет произрастать прежде всего из потребительского сектора».

 

Сегодня многие бренды выходят в метавселенные. Спикеры отметили, что изначально мало кто из брендов понимал, зачем это нужно. Цели выявлялись в процессе исследований. Прежде всего это PR, вовлечение новой аудитории, демонстрация инновационного подхода и, разумеется, монетизация. Примечателен кейс Netflix, который между двумя сезонами сериала «Очень странные дела» запустил квест-игру. Ею пользовались 35 млн человек: это половина от числа подписчиков Netflix, которые смотрят этот сериал.

 

В процессе обсуждений был затронут вопрос самого понятия «метавселенная». Оно включает в себя множество направлений, поэтому на практике границы метавселенной весьма размыты. Некоторые эксперты отметили, что на данный момент не нужно пытаться найти четкое определение, а лучше наблюдать за процессами.

 

Алексей Помыканов, CEO компании Maff Ecosystem:

 

«Можно придумать кучу определений, но гораздо легче смотреть на сами проекты, что они делают. Самые первые — я их называю протометавселенные — появились еще в 1990-х годах. Сейчас их уже огромное количество. Если сегодня не появилась пара новых метавселенных, то это значит, что мы плохо читали новости. В метавселенных действительно много игрового контента. Может показаться, что это игровая среда. Но если мы вспомним интернет, то он тоже был сначала развлекательным. Метавселенная — это отражение нас. Если у нас есть потребность как-то выделиться, это делается и в метавселенной. Экономика там будет так же существовать».

 

Борис Глазков, вице-президент по стратегическим инициативам ПАО «Ростелеком»:

 

«Через 10 лет метавселенные изменят нашу жизнь. Это будет огромный рынок, сопоставимый с тем, который сейчас есть у магазинов приложений. Сейчас они зарабатывают на рекламе, потом это будет комиссия за транзакции цифровых активов, а далее — комиссия за работу с реальными активами. Это станет сферой экономики, поэтому возникает логичный вопрос: кто будет их контролировать? Как мне кажется, правильным будет встраиваться уже на текущем этапе».

 

Значительная часть конференции как раз была посвящена вопросам регулирования и этической составляющей. Не секрет, что многие технологии, в том числе VR и AR, искажают восприятие реальности. В связи с этим необходимо разработать нормативное и правовое регулирование, чтобы минимизировать негативные психологические последствия и сохранить нормальное социальное взаимодействие. Сюда входят контроль времени нахождения, информирование о негативных последствиях, ограничение распространения опасного контента и персональных данных. Со стороны государства необходима разработка правовых инструментов, позволяющих при необходимости воздействовать на среду, в том числе через аффилированных посредников.

Поделиться