«Факультетус» создал цифровую биржу труда для студентов
Один из самых молодых резидентов Фонда «Сколково» создал платформу, которая помогает студентам в онлайне находить работу, а работодателям – перспективных молодых сотрудников. Ярмарка вакансий от сколковского участника работает бесплатно.
В разгар пандемии звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой? Правда, однако, заключается в том, что компания «Факультетус» - не благотворительный проект, просто ее экономическая модель предполагает, что работодатель платит не за пользование ярмаркой вакансий, а за постоянный доступ к базе данных. Для студентов и университетов цифровая платформа действительно бесплатна, рассказал Sk.ru генеральный директор компании Сергей Вищипанов.
Читателям сайта Сергей знаком как сооснователь другой сколковской компании, QRepublik, которая производит медицинские идентификаторы. В свои 24 года он также один из самых молодых резидентов Фонда из числа учредителей компаний.
Как прогульщик откупался от своей альма-матер
Сергей Вищипанов – выпускник факультета экономической безопасности РАНХиГСа. «В 2017 году, когда я еще учился в университете, у меня возникли некоторые сложности, и я решил сделать что-то хорошее для своего вуза, - рассказывает он. - И тогда мне предложили перенести в онлайн университетскую ярмарку вакансий, коль скоро у меня есть айтишный ресурс, и я могу что-то закодить. Я закодил, перенес, и оказалось, что эффективность онлайнового контура кратно превосходит результаты традиционной ярмарки с ее палаточками и флажками. По плану количество собеседований после ярмарки должно было составить полторы сотни. А мы организовали только через онлайн-площадку 350 собеседований».
Созданный на коленке сервис так приглянулся университету, что его решили возобновить на следующий год. Как студенту-прогульщику отказать в такой просьбе? Сергей доработал платформу. Осенью 2018-го к нему обратились представители сразу нескольких других университетов со словами: «Мы тоже хотим такое».
Получили, протестировали – эффективность превзошла ожидания. В том же 2018-м году один из лидеров хэдхантинга в России, проанализировав статистику сервиса Сергея Вищипанова, обнаружил, что у того за одну ярмарку появляется больше вакансий, чем у них регистрируется за год – от того же самого университета.
В следующем году Сергей решил проверить, работает ли эта идея с большим количеством университетов и запустил пилотный проект. Сервис нигде не рекламировался; участников набирали по принципу: кто обратился – тот бесплатно получал доступ к платформе. В 2019 году были таким образом оцифрованы ярмарки вакансий 12 университетов.
В конце 2019 года на Вищипанова вышли представители крупнейшего кадрового холдинга АНКОР. «Мы стали очень интересно общаться, - вспоминает Сергей. – Мне было сказано: то, что вы делаете, создает уникальную для российского рынка труда вовлеченность студентов». На тот момент компании «Факультетус» еще не существовало, а ее будущий создатель утверждает, что тогда он даже не собирался монетизировать сервис.
Миссия выполнима: интегрироваться в цифровую образовательную среду в разгар пандемии
Пообщавшись с профессионалами рынка, Сергей сделал для себя два вывода. Надо создавать компанию, но прежде следует заняться GR, чтобы в общении с вузами не приходилось долго объяснять, кто он такой. Он пообщался с министерством науки и высшего образования и получил задание интегрировать свою систему в проект «Современная цифровая образовательная среда в РФ», что и было сделано.
Пообщавшись с министерством, Сергей Вищипанов поставил перед собой амбициозную цель: до конца года подключить к своей системе 300 университетов. Дело было в марте с.г. Тут в планы стартапера вмешалась пандемия COVID-19.
Оказалось, что платформа, придуманная совсем не для чрезвычайной ситуации, очень подошла именно в разгар эпидемии коронавируса. По выражению Сергея, который, как мог заметить читатель, не лезет за словом в карман, «университеты стали обращаться табунами». В их числе – НИУ ВШЭ, Плехановка, Казанский федеральный университет, Южный федеральный университет, - всего три десятка престижных вузов.
«Выходит, всю студенческую карьерную движуху можно делать в онлайне - с личными кабинетами, встроенным тестированием от работодателей и т.п., - заявляет гендиректор «Факультетуса». - А работодатели убедились в том, что со студентами можно работать интерактивно в единой оцифрованной системе, а не посредством электронной почты. Что касается университетов, то наш инструмент позволяет им полностью контролировать процесс».
Платформа предполагает наличие не только ярмарки вакансий (по природе своей ограниченной по времени), но и постоянно действующей карьерной среды. Это единый цифровой контур работы вуза с работодателями и со студентами.
Вищипанов подал заявку на резидентство в «Сколково» в конце января с.г.; экспертная панель, по его словам, очень быстро заявку одобрила, после чего «Факультетус» стал участником Фонда.
«Решение “Цифровая карьерная среда” от “Факультетус” позволяет перевести важный процесс для профессиональной самоидентификации студента в онлайн, - поясняет Дмитрий Стариков из ИТ-кластера “Сколково”. - Особенно это важно для студентов технических специальностей, которые в большинстве своем предпочитают онлайн форматы активностей по трудоустройству и развитию карьеры. Приятно отметить, что вузы и работодатели проявляют высокий интерес к решению: уже более 30 ведущих университетов используют его в пилотном режиме для перевода карьерных мероприятий по трудоустройству и организации практики студентов в онлайн. В этом году интерес к решению в связи с эпидемиологической ситуацией возрастет, ведь вузам и работодателям придется быстро адаптироваться под новую реальность».
Как это работает
Facultetus.ru – единая онлайн-площадка. На ней создается профиль университета, т.е. та самая цифровая карьерная среда. Университет может модерировать своих студентов, и туда же прикрепляется контур работодателя, который тоже находится под модерацией вуза и брендирован вузом. Модулем этой цифровой среды является ярмарка вакансий.
«С точки зрения очередности, мы вначале запускаем ярмарку вакансий для вуза – именно она сейчас максимально востребована, - а затем даем университету постоянный доступ к платформе, - рассказывает Сергей. - На страничке университета создают профили студенты со своими резюме и работодатели со своими вакансиями. Там же работодатель может разместить автопроверяемые тестирования и кейсы и подкачивать их к вакансиям.
Студенты видят все вакансии, которые имеются не только в день ярмарки, но и были размещены ранее, - с возможностью отклика. Работодатель сразу видит отклики, может их принять или отказать. Если он принимает отклик, ему доступен контакт студента. Плюс студенту поступает follow up со всеми инструкциями дальнейших действий.
В день ярмарки работодателям дается доступ непосредственно к приглашению студентов; если раньше они получали только отклики от студентов, теперь они самостоятельно могут увидеть студенческую базу с фильтрами для поиска по факультету, направлению и проч. У вуза есть отдельная панель, на которой собираются все метрики: сколько студентов, каких факультетов, уровня подготовки, профиля; сколько работодателей, сколько вакансий, с каким количеством откликов, сколько студентов получили приглашения и в какой сфере; какие интересы преобладают у студентов, какие – у работодателей. Платформа сама генерирует баннеры ярмарки и рассылает их в соцсети».
НИУ ВШЭ в нынешнем году впервые участвовал в подобной ярмарке, и, судя по словам Ксении Мардановой, начальника управления развития карьеры и взаимодействия с выпускниками, остался вполне доволен: «Для Вышки это уникальный опыт проведения ярмарок вакансий в онлайн режиме, который безусловно отлично себя зарекомендовал, - заявила г-жа Марданова. - Большинство наших студентов – миллениалы, которые живут в интернет-пространстве, и для нас критически важно менять уже устоявшиеся форматы работы для того, чтобы быть востребованными среди студентов».
С.Вищипанов утверждает, что в ярмарках вакансий с помощью платформы Facultetus.ru участвуют работодатели из «большой тройки», включая Газпром, РЖД, АНКОР.
Как было сказано выше, для университетов сервис работает бесплатно. Для работодателей участие в ярмарке вакансий, - если сам вуз не предполагает платного участия, как это происходит в случае с «Вышкой», - также бесплатно. А вот за постоянный доступ к информационной базе резюме работодатель платит. И таких крупных компаний, которым нужны «лиды» студентов, достаточно много.