«Факультетус» создал цифровую биржу труда для студентов

23 апреля 2020 г. 6:48

Один из самых молодых резидентов Фонда «Сколково» создал платформу, которая помогает студентам в онлайне находить работу, а работодателям – перспективных молодых сотрудников. Ярмарка вакансий от сколковского участника работает бесплатно.

В разгар пандемии звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой? Правда, однако, заключается в том, что компания «Факультетус» - не благотворительный проект, просто ее экономическая модель предполагает, что работодатель платит не за пользование ярмаркой вакансий, а за постоянный доступ к базе данных. Для студентов и университетов цифровая платформа действительно бесплатна, рассказал Sk.ru генеральный директор компании Сергей Вищипанов.

Сергей Вищипанов. Фото из личного альбома

 

Читателям сайта Сергей знаком как сооснователь другой сколковской компании, QRepublik, которая производит медицинские идентификаторы. В свои 24 года он также один из самых молодых резидентов Фонда из числа учредителей компаний.

Как прогульщик откупался от своей альма-матер

Сергей Вищипанов – выпускник факультета экономической безопасности РАНХиГСа. «В 2017 году, когда я еще учился в университете, у меня возникли некоторые сложности, и я решил сделать что-то хорошее для своего вуза, - рассказывает он. - И тогда мне предложили перенести в онлайн университетскую ярмарку вакансий, коль скоро у меня есть айтишный ресурс, и я могу что-то закодить. Я закодил, перенес, и оказалось, что эффективность онлайнового контура кратно превосходит результаты традиционной ярмарки с ее палаточками и флажками. По плану количество собеседований после ярмарки должно было составить полторы сотни. А мы организовали только через онлайн-площадку 350 собеседований».

Созданный на коленке сервис так приглянулся университету, что его решили возобновить на следующий год. Как студенту-прогульщику отказать в такой просьбе? Сергей доработал платформу. Осенью 2018-го к нему обратились представители сразу нескольких других университетов со словами: «Мы тоже хотим такое».

«Выходит, всю студенческую карьерную движуху можно делать в онлайне - с личными кабинетами, встроенным тестированием от работодателей и т.п. А работодатели убедились в том, что со студентами можно работать интерактивно в единой оцифрованной системе, а не посредством электронной почты» 

Получили, протестировали – эффективность превзошла ожидания. В том же 2018-м году один из лидеров хэдхантинга в России, проанализировав статистику сервиса Сергея Вищипанова, обнаружил, что у того за одну ярмарку появляется больше вакансий, чем у них регистрируется за год – от того же самого университета.

В следующем году Сергей решил проверить, работает ли эта идея с большим количеством университетов и запустил пилотный проект. Сервис нигде не рекламировался; участников набирали по принципу: кто обратился – тот бесплатно получал доступ к платформе. В 2019 году были таким образом оцифрованы ярмарки вакансий 12 университетов.

В конце 2019 года на Вищипанова вышли представители крупнейшего кадрового холдинга АНКОР. «Мы стали очень интересно общаться, - вспоминает Сергей. – Мне было сказано: то, что вы делаете, создает уникальную для российского рынка труда вовлеченность студентов». На тот момент компании «Факультетус» еще не существовало, а ее будущий создатель утверждает, что тогда он даже не собирался монетизировать сервис.

Миссия выполнима: интегрироваться в цифровую образовательную среду в разгар пандемии

Пообщавшись с профессионалами рынка, Сергей сделал для себя два вывода. Надо создавать компанию, но прежде следует заняться GR, чтобы в общении с вузами не приходилось долго объяснять, кто он такой. Он пообщался с министерством науки и высшего образования и получил задание интегрировать свою систему в проект «Современная цифровая образовательная среда в РФ», что и было сделано.

Пообщавшись с министерством, Сергей Вищипанов поставил перед собой амбициозную цель: до конца года подключить к своей системе 300 университетов. Дело было в марте с.г. Тут в планы стартапера вмешалась пандемия COVID-19.

Оказалось, что платформа, придуманная совсем не для чрезвычайной ситуации, очень подошла именно в разгар эпидемии коронавируса. По выражению Сергея, который, как мог заметить читатель, не лезет за словом в карман, «университеты стали обращаться табунами». В их числе – НИУ ВШЭ, Плехановка, Казанский федеральный университет, Южный федеральный университет, - всего три десятка престижных вузов.

«Выходит, всю студенческую карьерную движуху можно делать в онлайне - с личными кабинетами, встроенным тестированием от работодателей и т.п., - заявляет гендиректор «Факультетуса». - А работодатели убедились в том, что со студентами можно работать интерактивно в единой оцифрованной системе, а не посредством электронной почты. Что касается университетов, то наш инструмент позволяет им полностью контролировать процесс».

Платформа предполагает наличие не только ярмарки вакансий (по природе своей ограниченной по времени), но и постоянно действующей карьерной среды. Это единый цифровой контур работы вуза с работодателями и со студентами.

Вищипанов подал заявку на резидентство в «Сколково» в конце января с.г.; экспертная панель, по его словам, очень быстро заявку одобрила, после чего «Факультетус» стал участником Фонда.

«Решение “Цифровая карьерная среда” от “Факультетус” позволяет перевести важный процесс для профессиональной самоидентификации студента в онлайн, - поясняет Дмитрий Стариков из ИТ-кластера “Сколково”. - Особенно это важно для студентов технических специальностей, которые в большинстве своем предпочитают онлайн форматы активностей по трудоустройству и развитию карьеры. Приятно отметить, что вузы и работодатели проявляют высокий интерес к решению: уже более 30 ведущих университетов используют его в пилотном режиме для перевода карьерных мероприятий по трудоустройству и организации практики студентов в онлайн. В этом году интерес к решению в связи с эпидемиологической ситуацией возрастет, ведь вузам и работодателям придется быстро адаптироваться под новую реальность».

Как это работает

Facultetus.ru – единая онлайн-площадка. На ней создается профиль университета, т.е. та самая цифровая карьерная среда. Университет может модерировать своих студентов, и туда же прикрепляется контур работодателя, который тоже находится под модерацией вуза и брендирован вузом. Модулем этой цифровой среды является ярмарка вакансий.

«С точки зрения очередности, мы вначале запускаем ярмарку вакансий для вуза – именно она сейчас максимально востребована, - а затем даем университету постоянный доступ к платформе, - рассказывает Сергей. - На страничке университета создают профили студенты со своими резюме и работодатели со своими вакансиями. Там же работодатель может разместить автопроверяемые тестирования и кейсы и подкачивать их к вакансиям.

Студенты видят все вакансии, которые имеются не только в день ярмарки, но и были размещены ранее, - с возможностью отклика. Работодатель сразу видит отклики, может их принять или отказать. Если он принимает отклик, ему доступен контакт студента. Плюс студенту поступает follow up со всеми инструкциями дальнейших действий.

В день ярмарки работодателям дается доступ непосредственно к приглашению студентов; если раньше они получали только отклики от студентов, теперь они самостоятельно могут увидеть студенческую базу с фильтрами для поиска по факультету, направлению и проч. У вуза есть отдельная панель, на которой собираются все метрики: сколько студентов, каких факультетов, уровня подготовки, профиля; сколько работодателей, сколько вакансий, с каким количеством откликов, сколько студентов получили приглашения и в какой сфере; какие интересы преобладают у студентов, какие – у работодателей. Платформа сама генерирует баннеры ярмарки и рассылает их в соцсети».

НИУ ВШЭ в нынешнем году впервые участвовал в подобной ярмарке, и, судя по словам Ксении Мардановой, начальника управления развития карьеры и взаимодействия с выпускниками, остался вполне доволен: «Для Вышки это уникальный опыт проведения ярмарок вакансий в онлайн режиме, который безусловно отлично себя зарекомендовал, - заявила г-жа Марданова. - Большинство наших студентов – миллениалы, которые живут в интернет-пространстве, и для нас критически важно менять уже устоявшиеся форматы работы для того, чтобы быть востребованными среди студентов».

С.Вищипанов утверждает, что в ярмарках вакансий с помощью платформы Facultetus.ru участвуют работодатели из «большой тройки», включая Газпром, РЖД, АНКОР.

Как было сказано выше, для университетов сервис работает бесплатно. Для работодателей участие в ярмарке вакансий, - если сам вуз не предполагает платного участия, как это происходит в случае с «Вышкой», - также бесплатно. А вот за постоянный доступ к информационной базе резюме работодатель платит. И таких крупных компаний, которым нужны «лиды» студентов, достаточно много.