Город для избранных

18 февраля 2013 г.

Зачем правительство России строит инновационный город Сколково и кому это выгодно


Мимо стеклянного здания Гиперкуба, увешанного солнечными батареями, по зеленой дорожке мчимся к зданию IT-кластера. Тут офисы стартапов соседствуют с офисами компанийгигантов. Из-за близости зданий и особой атмосферы IT-специалисты вовлечены в работу биомедицинского и энерготехнологического кластеров. Перекрестное «опыление» происходит и среди резидентов кластеров космических и ядерных технологий. Таким образом, здесь возникают новые компании и идеи для исследований, которые ведутся в 15 научных центрах. Минуя московские пробки, сотрудники высокотехнологичных компаний добираются в этот городок на современной электричке. А от кластера к кластеру передвигаются на велосипедах и экомобилях.

Так инноград Сколково, расположенный в 13 км от Москвы, должен выглядеть уже через семь лет. Пока же гулять по нему можно виртуально. 3D-презентация, созданная компанией Vizzera, резидентом Сколково, детально визуализирует архитектурные объекты, позволяет заходить в здания и даже наблюдать вид из окна, максимально приближенный к реальности.

В 2011 году такую «прогулку» совершил тогдашний президент РФ Дмитрий Медведев. Проект был одобрен. «В Сколково должны быть сосредоточены ученые, предприниматели, студенты, крупные и мелкие корпорации. Когда эта критическая масса достигнет определенного уровня, она будет способна сама воспроизводить появление новых продуктов.

Вот наша цель», — так сформулировал задачу создания инновационной среды Дмитрий Медведев. В феврале 2013-го с крыши семиуровневого Гиперкуба, ключевого и пока единственного в иннограде, видны только заснеженные поля.

 

Долина и система

Между тем, как выглядит инновационный центр Сколково в проекте и в реальной жизни, есть разница. Так, например, в «окне» интернета видна широкомасштабная деятельность. На деле же она несколько скромнее. Из 815 резидентов Сколково вблизи строящегося инновационного центра поселились пока только 36 компаний. Они занимают здание бизнес-школы Сколково, с которой у госпроекта нет ничего общего, кроме места расположения в одноименной деревне.

Остальные резиденты, среди которых большинство стартапов, располагаются в собственных офисах, в университетах, НИИ или в арендуемых помещениях. Мозговой центр проекта — фонд «Сколково» — поселился в крупнейшем бизнесцентре российской столицы — Центре международной торговли. Из окон офиса на 24-м этаже — Москва как на ладони.

Руководитель инвестиционной службы фонда Эдуард Каналош встречает словами: «Только не пишите, что мы гранты раздаем». По его словам, раздача грантов не является основной задачей фонда. Но именно в этой «раздаче» чаще всего и упрекают фонд.

За два года, прошедших с тех пор, как Дмитрий Медведев определил первую резервную точку, от которой началась система координат иннограда, проект навлек на себя немало критики. В фонде объясняют это «перепиаром» — еще до закладки первого кирпича Гиперкуба широкой общественности с помпой объявили о грандиозных планах строительства «российской Силиконовой долины». Умных людей сравнение напугало. Кто робко, а кто вслух стал заявлять: «Такие проекты по принуждению не строятся». К тому же обвинения в «распиле» госсредств оказались не беспочвенными.

На прошлой неделе Следственный комитет РФ заявил о возбуждении уголовного дела против бывших сотрудников фонда. Их подозревают в растрате более $700 тыс.

Каналошу приходится объяснять, что не возьмись за это дело государство, шансы на то, что такая среда сама собой возникла бы, — нулевые. Задача фонда — создать экосистему. «Этакую консервную банку», — говорят идеологи проекта. И на это денег не жалеют. С 2010-го по 2014 год из госбюджета РФ на проект создания инновационной среды вблизи Москвы выделено $2,8 млрд. ($1,9 млрд. будут потрачены на строительство иннограда).

 

Прикорм

Чем заманивают резидентов? Конечно, налоговыми льготами и преференциями (см. «Привилегии»).

Количество желающих стать резидентами Сколково уже превысило четыре тысячи. В фонде гордятся, что при отборе резидентов технопарка человеческий фактор минимизирован. Заявка принимается только через сайт и только на английском. Далее она рассылается десяти случайно отобранным экспертам — ученым, признанным в мировом сообществе. В базе фонда — около тысячи экспертов, треть из них иностранцы. Их задача — провести научно-техническую экспертизу, оценить инновационность и, что еще более важно, коммерциализируемость проекта, а также способность команды реализовать задуманное. «Этот фильтр позволяет отобрать наиболее перспективные из идей», — уверяют в фонде.

Помимо налоговых льгот, компании борются за получение грантов, о которых говорил Эдуард Каналош. В прошлом году на гранты для пяти кластеров российский бюджет выделил $299 млн. Но задача Каналоша, как бывшего главы департамента прямых инвестиций ИБ «ТРАСТ» и консультанта офиса McKinsey & Co в Нью-Джерси, не раздавать гранты, а привлекать инвесторов. Главный фильтр для получения гранта под конкретный проект — наличие внешнего инвестора, который гарантирует 40-50% стоимости проекта.

В прошлом году внешние инвесторы вложили в сколковские компании $254 млн. «С каждый годом пропорция «государство — инвестор» будет увеличиваться в пользу инвестора. В этом году она составит 50 на 50, в следующем 40 на 50», — поясняет Каналош. К 2020 году, согласно плану, участие государства должно свестись к нулю.

Руслан Синицкий, учредитель компании Jelastiс, которая базируется в Житомире (см. ИГ №25 за 2012 год), осенью прошлого года привлек от фонда около $1 млн. на проект развития масштабируемой хостингплатформы для корпоративных клиентов. Правда, для этого компанию пришлось зарегистрировать на территории РФ. Технология Jelastiс уже вышла на рынок, и для Сколково — это история успеха, которую можно приводить в пример. «При получении гранта мы проходили серьезный отбор на предмет коммерциализации, — говорит Синицкий. — У Сколково будет много успешных проектов в портфеле». Среди перспективных получателей грантов фонда — уже 180 компаний.

Что берет за это государство? «Никакой доли в акционерном капитале, никаких прав в отношении интеллектуальной собственности, никакого влияния на команды», — говорит руководитель инвестиционной службы. Безвозмездно и с размахом — такова стратегия России.

 

Мозги в кучку

Пока фонд привлекает инвесторов, университет Skoltech, основанный в 2011 году фондом «Сколково» при участии Массачусетского технологического института (MIT), ищет профессоров со всего мира. В академической среде к этому проекту относятся сдержанно. «Наверное, неплохая идея не трогать то, что уже есть, и попробовать сделать что-то с нуля. Но я пока не вижу особых сдвигов», — комментирует заведующая кафедрой химии природных соединений МГУ Ольга Донцова.

Несмотря на скепсис в российских академических кругах, возглавить зарождающийся вуз согласился Эд Кроули, профессор астронавтики и инженерных систем, занимавший в 2003-2006 годах позицию исполнительного директора института Cambridge-MIT Institute. Научным руководителем вуза от России стал Жорес Алферов.


С 2010-го по 2014 год из госбюджета РФ на проект «Сколково» выделено $2,8 млрд.


В задачи ученых входит запуск магистерской программы, которая должна обучить выпускников российских вузов исследовательским навыкам по пяти направлениям, представленным кластерами. Первых 20 студентов, прошедших отбор, прошлой осенью отправили на обучение в четыре мировых университета — MIT, Имперский колледж Лондона, Федеральный институт технологий Цюриха и Гонконгский университет науки и технологий. На каждого из них потрачено около $80 тыс.

Расчет следующий: вернуться студенты должны с проектами, которые будут реализовывать в рамках Сколково. Помимо этого, молодые ученые должны привезти опыт, который поможет создать инновационную образовательную программу. В начале года студенты встречались с президентом фонда «Сколково» Виктором Вексельбергом, который и сам, как признался «ИГ», инвестировал около $40 млн. в проекты участников. На встрече с Вексельбергом двое студентов, отправленных фондом на обучение в Имперский колледж Лондона, предложили усовершенствовать технологию сбора энергии солнечными батареями. Для этого они использовали инфракрасное излучение. В этом случае, по их расчетам, КПД возрастет с 20% до 90%. Кроме того, энергию можно будет получать даже ночью.

«Есть хорошие знаки, что те люди, которых мы отобрали, они не хуже, студентов MIT, а в некоторых случаях даже лучше», — рассказывает Константин Северинов, завлабораторией Института биологии гена РАН. Он — один из ученых-«возвращенцев». Сделав научную карьеру на Западе, Константин вернулся в Россию по приглашению правительства в рамках программы возращения 150 ученых, которым пообещали выделить 150 млн. руб. на исследования. Столкнувшись с бюрократией, молекулярный биолог стал главным критиком царящей в науке бюрократии. Сейчас ходит по Москве в футболке с надписью «Skoltech». Бариста из Старбакса спрашивает: «Вам не стыдно ходить с этой надписью?». Северинов скрипит зубами: «А что ты об этом знаешь?»

Алексей Бельтюков, старший вице-президент по развитию и коммерциализации Сколково, честно признается: «У нас все, что исходит из недр государства, считается априори плохим, и я как налогоплательщик с сожалением вынужден сообщить, что это так и есть. Сколково является счастливым исключением, но сила инерции настолько велика, что мы не успели за два года исправить положение».

 


Привилегии
Что получает резидент Сколково

Налоги
Освобождение от налога:
• на прибыль;
• на добавленную стоимость;
• на имущество организаций.
Пониженная ставка страховых взносов — 14%.
Освобождение от уплаты таможенной пошлины (кроме импортного НДС).

Льготы
Оформление документов иностранным гражданам.
Члены семей иностранных специалистов получают разрешение на работу в России.


По-соседски

В России инновации приживаются тяжело, а слова «модернизация» и «нано» у россиян пока вызывают только раздражение. Но с присущей РФ масштабностью страна планирует привлечь научный потенциал, оставшийся еще с советских времен на территории постсоветских стран. Фонд «Сколково», кроме прочего, является оператором межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств СНГ, задача которой — помогать в реализации инновационных проектов командам ученых из разных стран. А еще привлекать их как резидентов будущего иннограда.

В сентябре прошлого года научный совет Сколково заседал в Минске, в мае 2013-го такое заседание пройдет в Киеве. «Многие украинские инновационные компании заинтересованы в сотрудничестве со Сколково», — уверяет директор по взаимодействию с Институтами развития РФ и СНГ Александр Окунев. По его данным, около сотни компаний-резидентов имеют партнеров среди украинских ученых и разработчиков.

Проректор Национального политехнического университета «КПИ» Геннадий Варламов лично презентовал проект высокоэффективной и экологически чистой технологии газосжигания. «За десять лет существования этой технологии, в Украине ее удалось применить только три раза, а фонд «Сколково» ищет нам партнеров для внедрения на территории Якутии», — делится Варламов. Он уверен, что таких значимых проектов, как у КПИ, наберется в Украине десятка два. Александр Окунев считает, что даже больше. В числе перспективных научных сфер — аэрокосмические разработки, сварка, аграрный сектор.

 

ИнвестГазета

Поделиться