Group-IB: фишинговые атаки становятся автоматизированными

7 апреля 2021 г.

Украденные в результате фишинговых атак данные пользователей все чаще выгружаются не только с помощью электронной почты, но и таких сервисов, как Google-формы и мессенджер Telegram, обнаружила сколковская компания Group-IB, говорится в сообщении, полученном редакцией Sk.ru.

Альтернативные способы доставки украденных с помощью фишинга данных позволяют злоумышленникам обеспечить их сохранность и оперативность использования. Telegram-боты также используются киберпреступниками в готовых платформах для автоматизации фишинга: в них на основе ботов реализована административная часть, с помощью которой контролируется весь процесс фишинговой атаки и ведется учет похищенных денег. Такие платформы распространяются по формату cybercrime-as-a-service, за счет чего растет количество атакующих группировок и масштаб преступного бизнеса.

Изображение: Group-IB.

Команда CERT-GIB (Центр мониторинга и реагирования на инциденты информационной безопасности Group-IB) проанализировала инструменты для создания фишинговых страниц, так называемые, фишинг-киты, и выяснила, что в 2020-м году с их помощью фишинговые сайты чаще всего создавались под различные онлайн-сервисы (онлайн-шоппинг, онлайн-кинотеатры и др.), электронную почту, а также под финансовые организации. Суммарно Group-IB обнаружила фишинг-киты, нацеленные на более чем 260 уникальных брендов в России и за рубежом.

Как правило, фишинг-киты продаются в даркнете, на специализированных форумах. С их помощью преступники, не обладающие глубокими навыками программирования, могут легко разворачивать инфраструктуру для масштабных фишинговых атак и быстро возобновлять ее работу в случае блокировки. Исследователям по кибербезопасности такие фишинг-киты интересны, прежде всего, тем, что анализ одного набора позволяет разобраться в механизме реализации фишинговой атаки и установить, куда отправляются похищенные данные. Помимо этого, исследование фишинг-китов зачастую помогает обнаружить цифровые следы, ведущие к разработчикам такого «товара».

Как в 2019 году, главной мишенью фишеров были онлайн-сервисы (30.7%): похищая учетные данные пользовательских аккаунтов, злоумышленники получали доступ к данным привязанных банковских карт. Привлекательность почтовых сервисов для атак в прошлом году снизилась, а доля фишинг-китов, нацеленных на них, сократилась до 22.8%. Тройку замыкают финансовые учреждения, на которые приходится немногим более 20%. В 2020 году наиболее часто эксплуатируемыми в фишинговых наборах брендами были Microsoft, PayPal, Google и Yahoo.

Изображение: Group-IB.

Функциональность фишинг-китов не ограничивается созданием страниц для похищения данных пользователей: некоторые из них могут подгружать вредоносные файлы на устройство жертвы. Иногда продавцы наборов для фишинга обманывают своих же покупателей, пытаясь заработать на них дважды. Помимо продажи созданного ими вредоносного инструмента, они могут заинтересоваться и похищенными с его помощью данными. Используя специальный скрипт, встроенный в тело фиш-кита, они направляют поток украденных пользовательских данных себе или получают скрытый доступ к хостингу своего покупателя.

«Фишинг-киты изменили правила игры в этом сегменте борьбы с киберпреступлениями: раньше злоумышленники прекращали свои кампании после блокировки мошеннических ресурсов и быстро переключались на другие бренды, сегодня они автоматизируют атаку, моментально выводя новые фишинговые страницы на смену заблокированным, — комментирует заместитель руководителя CERT-GIB Ярослав Каргалев. — Автоматизация таких атак, в свою очередь, приводит к распространению более сложной социальной инженерии, которая начинает применяться в масштабных атаках, а не в точечных, как было ранее. Это позволяет представителям одной из самых древних киберпреступных профессий оставаться на плаву».