ИИ: продажник, рекламщик, врач, журналист

22 мая 2020 г.

Как искусственный интеллект решает задачи, которые раньше считались исключительно «человеческими»


Искусственный интеллект (ИИ) рядом с нами на каждом шагу: выдает результаты в поисковиках, находит ближайшее такси, управляет домашним роботом-пылесосом и делает десятки других бытовых дел. Это привычно и неудивительно. Но ИИ пришел и в те сферы, которые до сих пор считались прерогативой человека.

Фото: Sk.ru.

Искусственный интервьюер может снизить риски банка и нанимать людей на работу

Объем потребительского кредитования в Китае постоянно растет (за год — на 15%, за два года — на 40%), а сумма непогашенных кредитов по итогам 2019 года достигла $1,5 трлн. Банки стремятся снизить риски, в том числе с помощью ИИ.

Например, клиенты китайского банка Ping An могут взять кредит через мобильное приложение, ответив на обычные в таких случаях вопросы. Они не подозревают, что, пока отвечают, приложение сканирует их лицо. ИИ оценивает мимику и распознает до 50 признаков лжи. Если заемщик ведет себя подозрительно, ИИ рекомендует сотрудникам-людям перепроверить клиента.

У сколковского резидента «Импортрусь» есть алгоритм, который проводит видеоинтервью, исследует соцсети человека, собирает «досье» и с точностью до 99% описывает его личностные качества. Пока он применяется для найма и оценки сотрудников, но ничего не препятствует ему попробовать себя в других профессиях, требующих эмпатии и проницательности.

У робота-продажника конверсия, как у живого оператора

Обычно телефонные роботы маршрутизируют звонки или решают типовые задачи, а чтобы успешно вести «холодный» обзвон или решать входящие задачи, нужны операторы-люди. Во всяком случае так было раньше. Сегодня телефонные роботы с искусственным интеллектом работают с входящими и исходящими звонками так же хорошо, как полноценный сотрудник отдела продаж.

«Звонобот» от компании «Виджет» (еще один резидент «Сколково») распознает речь на нескольких языках и синтезирует ответы. Он интегрируется с CRM-системами, может за 10 минут обзвонить всю клиентскую базу или принять входящие звонки, проводить опросы и даже делать рассылки. При этом он в 10 раз дешевле кол-центра достигает конверсии в 47%.

ИИ способен поддержать разговор, даже если он идет по нетиповому сценарию. Что бы ни сказал собеседник, робот поймет его всего через доли секунды после завершения фразы и даст осмысленный ответ. Он даже делает в беседе паузы, как свойственно людям. Беседу с таким роботом не отличить от общения с живым человеком — и это повышает его эффективность. Другой аналогичный робот с ИИ, сделав 90 тысяч звонков за 3 дня, добился конверсии, как у оператора-человека.

Существуют телефонные роботы, способные безошибочно узнать человека по голосу, делая дистанционное обслуживание в банках, страховых компаниях и пенсионных фондах удобнее для миллионов людей. Подобную систему, созданную нашими соотечественниками из компании «ЦРТ-инновации», используют в 75 странах мира — в том числе в первой в мире общенациональной системе голосовой идентификации в Мексике.

ИИ освободил журналистов от рутинной работы

Подписчики крупнейших изданий уже с 2014 года читают заметки, написанные искусственным интеллектом. В Associated Press ему поручили рутину: статьи-отчеты о финансовых результатах компаний, для которых нужно долго собирать данные, но не нужно давать экспертное мнение. ИИ делает это в 15 раз продуктивнее журналистов-людей. Каждый квартал ИИ анализирует 3000 корпоративных отчетов и публикует до 4400 заметок, а люди раньше успевали сделать только 300. Также ИИ умеет отчитываться о бейсбольных матчах. Взяв на себя такие «нетворческие» темы, ИИ освободил журналистам 20% времени для более сложных и интересных задач. Позже похожие системы применили Bloomberg и Reuters.

А в The Guardian в 2019 году вышла первая история за авторством ИИ. Он проанализировал статистику о пожертвованиях для политических партий Австралии, дал свои выводы, составил для статьи рейтинг партий и нарисовал графики.

ИИ помогает расследовать преступления

Полиция Нидерландов использует самообучающиеся алгоритмы для анализа больших объемов данных. ИИ помогает не только найти взаимосвязи между подозреваемыми и преступными сетями, но и быстро искать в текстах и на изображениях подозрительные слова, лица и объекты, связанные с оружием, наркотиками, терроризмом и т.д. Это помогает раскрыть совершенные преступления и выявить готовящиеся.

Однако использование ИИ пока что ограничено по юридическим и этическим причинам. Например, суды и полиция должны быть уверены, что у него не возникнет «тоннельного зрения», когда на основе обработанной статистики у ИИ формируется «предубеждение» против определенных групп.

Роботы преподают английский, снижая затраты школ в 50 раз

С 2020 года английский язык стал обязательным предметом для всех японских школьников начиная с 3 класса. Стране потребовалось больше учителей и особенно помощников учителя английского. Но зарплата помощника — это примерно $44 000 в год, и многие школы не могут позволить себе нанимать больше сотрудников.

Спрогнозировав этот риск, Министерство образования Японии еще в 2018 году запустило проект по созданию робота-учителя. Сейчас такие роботы работают уже в 500 классах и помогают учить детей разговорному языку. Они ведут диалоги и проверяют произношение каждого ученика — именно это обычно делают помощники учителя. Робот хранит информацию по каждому занятию каждого школьника, так что живой учитель может легко проверить его прогресс. При этом робот стоит около $900 — в 50 раз меньше годовой зарплаты помощника. Это вполне доступно для школ и позволит им выполнить учебные планы.

ИИ ставит диагнозы, ускоряя работу врачей до 22%

Обучившись на накопленных медицинских данных, ИИ может помочь врачам. Например, лечение онкологических заболеваний начинают после того, как врач проведет биопсию и определит вид рака. Бывает, что картина неясна, и тогда врач запрашивает «второе мнение» у коллег. Но если передавать анализы другому врачу, начало лечения задерживается. Поэтому вместо живого коллеги врачи обращаются к ИИ.

Адаптивный искусственный интеллект, созданный Philips, мгновенно оценивает результаты анализов и дает второе мнение с такой же точностью, как врач-человек. Выводы ИИ и врача совпадают в 86-87%, а двух независимых врачей — в 80-90% случаев. Уже сегодня адаптивный ИИ способен ускорить работу врачей до 22%.

ИИ, который раньше диагностировал онкологию, вышел на передовую в борьбе с коронавирусом. Больницы не рассчитаны на срочную рентген-диагностику тысяч людей, а тест-систем остро не хватает. Поэтому ИИ сколковской компании «Третье мнение» сейчас проверяет рентген-снимки легких, ищет характерные для COVID-19 признаки и ставит диагноз с точностью до 94%. ИИ помогает заметить пневмонию на ранней стадии, вовремя подключить человека к ИВЛ или изменить тактику лечения. За первые недели использования ИИ обнаружил более 400 случаев пневмонии, вызванной COVID-19.

А резидент «Сколково» BID Technologies разработал промышленного робота с ИИ, которые делает ярославские торговые центры безопаснее в условиях эпидемии коронавируса — за 30 секунд дезинфицируют тележки для покупок после каждого посетителя.

ИИ ведет самолеты безопаснее, чем люди

Авиакатастрофы происходят очень редко (в одном из пяти миллионов вылетов), причем в 60% случаев — по вине людей. Чтобы снизить риски, полеты лайнеров все больше передают «в руки» ИИ.

Уже сейчас в обычном рейсе пилот Boeing 777 ведет самолет вручную всего 7 минутза весь полет, а пилот Airbus — еще меньше. В январе 2020 года Airbus научились взлетать без участия человека, и до конца года компания планирует протестировать автоматическую посадку. А к 2025 году можно ждать первых беспилотных лайнеров. Они могут сделать перелеты безопаснее, но и дешевле, позволив авиакомпаниям ежегодно экономить до $35 млрд и снизить цены на билеты до 10%.

Правда, опросы показывают, что 54% пассажиров пока не готовы летать на самолетах без пилота-человека. Но формирование доверия к ним — дело времени.

ИИ помогает слабовидящим лучше представлять мир

По данным ВОЗ, в мире 285 млн слабовидящих и слепых людей. Чтобы помочь им, государства улучшают среду обитания, а технологические гиганты создают электронных помощников.

Например, китайский гаджет-помощник для слепых и слабовидящих людей Baidu DuLight выглядит как миниатюрная камера, соединенная с наушником. ИИ распознает изображение с камеры и через наушник рассказывает владельцу, что находится перед ним: какой дорожный знак, какие продукты на полке в холодильнике, какой бренд одежды в магазине и так далее. Также ИИ запоминает и узнает лица людей и сообщает владельцу, когда навстречу идет друг, родственник или знакомый.

Заменив продавцов и кассы, ИИ повысил оборот магазинов на 50%

Около 14% покупок в мире перешли в онлайн, а в развитых странах становится все больше безналичных платежей (в Швеции — 98% всех платежей, в США — 80%). Следующий шаг в автоматизации торговли — ритейл, в частности, магазины Amazon GO без продавцов и касс.

Набрав с полок товары, покупатель просто выходит из магазина, а их стоимость автоматически списывается с его аккаунта Amazon. За этим следит ИИ, который собирает информацию из множества каналов: с RFID-меток на товарах, видеокамер в зале и т.д. В результате покупатели быстро и без очередей делают покупки, а компания сокращает расходные статьи — такие как зарплаты продавцов, содержание кассовых аппаратов и инкассация. В целом, по данным аналитиков RBC Capital Markets, магазины Amazon Go в среднем приносят на 50% больше выручки, чем обычные магазины у дома.

ИИ создает рекламу и занимается искусством

В 2018 году на аукционе Christie’s за $432 000 продали картину «Портрет Эдмона Белами». Ее создал искусственный интеллект, предварительно изучивший 15 000 портретов XIV-XX веков. Причем у ИИ было две независимые части: «художник» рисовал картины, похожие на реальный портрет, а «контролер» оценивал каждый вариант как «настоящий» или «искусственный».

У ИИ есть талант и в музыке — например, британский стартап Jukedeck сочиняет электронную музыку, которую неспециалисты не отличают от сетов настоящих диджеев.

Кроме того, ИИ уже создает художественные и коммерческие фильмы. Одна система, изучив лучшую рекламу автомобилей, написала сценарий для рекламного ролика Lexus. Другой ИИ придумал сценарий, диалоги и музыку для фантастической короткометражки Sunspring — антиутопии, в которой роботы отобрали работу у людей. Третий, похоже, оставит без работы маркетологов и SMM-щиков. Платформа Cubo резидента «Сколково» анализирует разные виды интернет-рекламы: SEO, контекст, email. За неделю ИИ разрабатывает индивидуальную рекламную стратегию с учетом специфики бизнеса и перераспределяет бюджеты на ту рекламу, которая приводит клиентов. Это до 20% снижает стоимость посетителя и повышает конверсию на 42%.

Вопросы о будущем

Искусственный интеллект берет на себя новые и новые задачи, и объем рынка ИИ вырастет с $37,5 млрд в 2019 году до $100 млрд к 2023-му. Это поднимает множество вопросов. Одни — глобальные: как защитить интересы людей, чтобы не допустить сценария Sunspring? Другие — частные, но не менее сложные. Например, кто владеет правами на творчество ИИ — он сам или автор алгоритма? Какие ИИ-продукты получат право войти в жизнь людей?

Мир ищет ответы в университетах, штаб-квартирах компаний и на глобальных тематических конференциях — таких как AI World в США, AI & Big Data Expo в Нидерландах. Ближайшую такую онлайн-конференцию — Startup Village Livestream (21-22 мая) — организует крупнейший российский инновационный центр «Сколково», который в этом году отмечает 10-летие. Эксперты и бизнесмены участвуют в таких встречах, чтобы найти пути развития ИИ в совместной дискуссии. Те, кто планирует работать с ИИ, — чтобы услышать новые идеи, найти инвесторов и запустить свой проект. И все вместе — чтобы заложить фундамент будущих отношений людей и ИИ.

    

Источник: suv2020.rbc.ru