Импортозамещение: российские электромобили могут оснастить саратовскими аккумуляторами

21 ноября 2022 г.

В Саратове может появиться производство уникальных быстрозаряжающихся аккумуляторов для электромобилей. Уже сами по себе отечественные электромобили – сенсация для страны.

А то, что именно в Саратове будут делать для передовых машин комплектующие  – сенсация в квадрате. Обеспечить импортозамещение намерен Завод автономных источников тока.

 

О научном поиске это предприятие с почти 90-летней историей не забывало никогда.  Еще 10 лет назад на заводе была создана компания ООО «Научный центр «Автономные источники тока», которая, благодаря своим разработкам, стала резидентом фонда «Сколково».

 

У компании несколько направлений деятельности, в основу проекта будут положены ноу-хау в разработке и производстве литий-ионных аккумуляторов на основе новых электродных материалов. 

 

Накопители энергии — тема, которая в приоритете всегда, с наступлением же эры электромобилей к накопителям предъявляются особые требования. Ведь батареи и аккумуляторы стали теперь самым настоящим сердцем экологически чистой энергетики. Среди разработчиков этих устройств конкуренция идет, выражаясь фигурально, за каждый дюйм: скорость зарядки, полноту извлечения мощности из аккумулятора, безопасность в эксплуатации и прочее, прочее. Магистральные направления –  батареи на базе литий-фосфат железа ( LFP), не уступают в популярности батареям с комбинацией литий-никель-марганец-кобальт (NMC) , на них базирует свои достижения Азия, чьи города давно задохнулись бы без электромобилей.

 

На российских просторах электромобиль – пока что зверь редкий. Но саратовские инноваторы уже могут предложить уникальную вещь – литий-ванадиево-фосфатные аккумуляторы, которые выгодно отличаются от других предложений тем, что способны очень быстро зарядить экологически чистые электромобили.

 

Это важный момент – быстро заполнить аккумуляторы и двинуться в путь – любой автомобилист оценит эту возможность. И такое бесспорное преимущество — дело рук саратовских разработчиков.

Уже 10 лет в лабораториях научного центра создаются заделы для будущего, конкретно литий-ванадиево-фосфатная (LVP) батарея уже готова для производства на опытном участке.

 

Завод автономных источников тока производит щелочные аккумуляторы, а в научном центре сделали новый продукт и готовы запустить его на опытном заводе.

 

Плечом к плечу с учеными-практиками работает университетская наука – Межотраслевой научно-инновационный центр «Электрохимическая энергетика» во главе с доктором наук Иваном Казариновым. Для студентов и аспирантов переход от лабораторий к опытному производству – редкая возможность реального опыта. А если посмотреть в масштабах страны, то саратовский рывок – редкий для России пример высокой культуры внедрения технологий.

 

Технологии, разработанные Научным центром — это базовые компетенции, их важно сохранять и развивать. Поэтому на проект опытного завода на 250 мегаВатт мы смотрим с особой надеждой, он не только будет производить абсолютно новый продукт, но и работать будет по технологии замкнутого цикла и безотходного производства.

 

Отметим, что накопители нужны не только для электромобилей, они важны для устойчивой работы мощных энергопотребителей – Центров обработки данных, для повышения стабильности работы электросетей и объектов зеленой энергетики, помогая безболезненно проходить пики потребления, способные вывести инфраструктуру из строя.

 

Что важно, за 10 лет работы Научный центр «Автономные источники тока» стал признанным экспертом в сфере накопителей энергии. Неслучайно, именно специалистов центра пригласили на техническую поддержку проекта в Калининграде, где «Ростатом» намерен построить предприятие по производству электромобилей мощностью 4 гигаВатт.

Саратовские инноваторы предлагают построить сначала опытный завод, а затем масштабировать его. Так будет проще понять все нюансы производства, выстроить логистику, считают в Научном центре. На днях проект был представлен в «Центре развития Саратовской агломерации», который курирует создание Столыпинского индустриального парка. Производство новых литий-ионных аккумуляторов и батарей целесообразно разместить на свободных площадках Завода АИТ, что было бы логичным развитием кластера химических источников тока (ХИТ) в регионе. Идея была поддержана в правительстве области.

 

Предполагается, что открытие завода потребует привлечения инвестиций в объеме 3,8 млрд рублей, годовой объем производства составит  250 МВт·ч, что означает около 5,8 млрд рублей выручки в год.

 

Отметим, что Научный центр является разработчиком нескольких уникальных запатентованных технологий, уже востребованных крупными заказчиками. Среди них – «Транснефть», концерн «Созвездие», концерн «Гидроприбор» и другие.  На подходе – крупный проект с «Вымпелкомом», который включён в общий проект обновления Завода АИТ на 1 млрд рублей инвестиций. Этой осенью он был защищен в Фонде развития промышленности (ФРП) , готовом профинансировать работы.

К сожалению, корпоративные споры на головном предприятии – ООО «Завод АИТ», могут поставить крест на планах как по получению субсидии от ФРП, так и по созданию уникального аккумуляторного производства. Совладельцем компании  выступает «Трансмашхолдинг», который настаивает на банкротстве предприятия, хотя еще считанные месяцы назад завод был вполне платежеспособен.

 

Напомним, что саратовское предприятие занимает 80% российского рынка щелочных аккумуляторов, а применяются они даже в оборонке, в том числе на морских судах и подводных лодках. Более того, у ООО «Завод АИТ» есть гособоронзаказ, но, несмотря на это, менеджмент предприятия смело отправил коллектив в простой.

 

Эксперты полагают, что планы по застройке территории не могут перевешивать важные для страны импортозамещающие проекты. И расчищать пространство для многоэтажек, оставляя в нынешнее сложное время без работы почти тысячу человек, а рынок – без отечественных аккумуляторов, не дело. А потому к ситуации на «Заводе АИТ» стоит присмотреться не только областным чиновникам, но и Минпромторгу РФ.

     

Источник: business-vector.info

Поделиться