Иногда они оседают

13 февраля 2013 г.

Следственный комитет присмотрелся к масштабному проекту и возбудил уголовное дело по факту хищений бюджетных средств в фонде «Сколково». Один из самых амбициозных проектов Дмитрия Медведева – город «Сколково» – обещал стать прорывом в мир современных технологий, но пока не оправдал ожиданий.


Речь идет о махинациях в дочерней фирме «ТФК Сколково». Эта компания занималась оформлением таможенных грузов, предназначенных для развития иннограда. По данным СК, в прошлом глава департамента финансов «Сколково» Кирилл Луговцев вместе со своим партнером похитили около 24 млн рублей через компании, которые, по сути, были фиктивными.

 Алексей Филиппов/РИА Новости

 

Уголовное дело возбуждено не в отношении всего фонда, а конкретных людей – директора департамента финансов некоммерческой организации «Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий» Кирилла Луговцева, который сейчас занимает пост гендиректора Российского энергетического агентства и генерального директора таможенно-финансовой компании «Сколково» («ТФК Сколково») Владимира Хохлова.

По данным следователей, в 2011 году «Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий» создал дочернюю компанию ООО «ТФК Сколково», которая должна была заниматься оформлением таможенных грузов, предназначенных для развития наукограда. На Луговцеве лежала обязанность по контролю за финансовой деятельностью компании. Для нужд компании в аренду было взято помещение у ООО «Ника», которое принадлежит родителям Луговцева. Предполагалось, что в этом помещении разместится офис ООО «ТФК Сколково». Договор аренды был весьма нетрадиционным – все денежные средства перечислялись авансом за три года вперед, причем без права их возврата арендатору в случае расторжения соглашения.

Также Хохлов и Луговцев решили сделать в новом офисе капитальный ремонт, средства на который были взяты из бюджета.

– 24 миллиона, сумму, которая была выделена на функционирование компании. Большая часть средств, которые были выделены на аренду и ремонт помещения, либо не были потрачены, либо были возвращены, это около 11 миллионов рублей, – заверил вице-президент фонда «Сколково» Александр Чернов. – Но остальная часть (13 миллионов рублей – «РР») средств там осела, так как есть некая стоимость аренды, а какая-то часть денег была потрачена на ремонт. Он действительно был произведен, и этому есть подтверждения. Но, с моей точки зрения, неофициальной, это те средства, которые возврату не подлежат, потому что они потрачены, условно говоря, на покраску стен.

– Получается, что факта хищения нет, если деньги вполне законно потрачены, а остальная часть возвращена?

– Я этого не сказал. Оценок от меня не ждите, потому что оценку, в данном случае, формулируют следственные органы и потом выносят на решение судебных органов.

Бывший сотрудник «Сколково» Александр Туркот раньше занимал пост исполнительного директора кластера информационных технологий инновационного центра. Он говорит, что был неприятно удивлен, узнав о случившемся.

– Тут ситуация достаточно неординарная, я думаю, поскольку дело дошло до такого уровня детализации, нужно все-таки дождаться не приговора, но хотя бы суммы и деталей произошедшего.

Он не берется анализировать ситуацию, поскольку бэк-офис, связанный с таможней и логистикой, – это очень далекая от него область деятельности.

– Много людей с разным бэкграундом работало, но позиция первого лица фонда была такая: узнаю – убью, фигурально выражаясь, конечно. За те два года моей работы обвинений в адрес разного рода сотрудников было десятки – анонимок, каких-то жалоб и в прокуратуру, и в Следственный комитет, и куда угодно, – рассказывает Туркот. – На моей памяти ни одна из этих жалоб не подтвердилась. Но вот все-таки где-то что-то произошло.

Следователи установили, что сама компания была, по сути, фиктивной: за два года существования через нее была проведена лишь одна таможенная операция. А тем временем в штате фирмы числились 10 человек с зарплатой от 300 до 600 тысяч рублей ежемесячно.

В СК подчеркивают, что основанием для возбуждения уголовного дела послужили материалы Счетной палаты Российской Федерации и ФСБ России.

Однако Чернов эту версию отрицает.

– Материалы собственной проверки фонда «Сколково» были переданы компетентным инстанциям. Проверку проводил департамент внутреннего аудита фонда, проверки у нас проводятся постоянно, и будут проводиться дальше, – настаивает он. – У нас целый набор механизмов, которые обеспечивают постоянный контроль на всех уровнях нашей организации и за расходами, и за прозрачностью, и за системой принимаемых решений. Такие проверки – постоянный процесс, они направлены как раз на выявление такого рода ситуаций, которые, с точки зрения наших органов контроля, выглядят либо сомнительными, либо бесспорно говорящими о злоупотреблении.

Чернов также добавил, что не может исключить возникновения таких ситуаций в будущем.

Однако через несколько часов после этого на сайте Следственного комитета появилось сообщение о том, что заявления о проявленной фондом инициативе в передаче материалов о хищении не соответствует действительности.

– В действительности представители фонда сильно слукавили, заявляя о самостоятельной передаче в компетентные органы материалов о выявленных в ходе внутреннего аудита финансовых нарушениях в одной из дочерних компаний. Напротив, эти данные фонд скрывал, но был вынужден их обнародовать после того, как началась проверка Счетной палаты. 

Следственный комитет настаивает, что именно после проверки Счетной палаты и вмешательства ФСБ следствию стало известно о вскрывшихся фактах. Никаких самостоятельных обращений и инициативы в передаче материалов со стороны фонда, по данным СК, до вмешательства компетентных органов не было.

– Я не готов вступать в дискуссию со Следственным комитетом, – говорит вице-президент фонда в ответ на это сообщение. – Материалы по итогам нашего внутреннего аудита, в котором, безусловно, присутствовал этот эпизод, были переданы в Счетную палату осенью прошлого года, в октябре, если не ошибаюсь. И они были направлены туда повторно 8 февраля 2013 года.

Сейчас следователи уточняют обстоятельства произошедшего.

– В рамках уголовного дела нам предстоит выявить и другие эпизоды, проверить других руководителей фонда на причастность к преступлению, а также дать правовую оценку роли должностных лиц Минфина, на которых возложен контроль за расходованием бюджетных средств, – заявил руководитель пресс-службы СК Маркин.

В СК также заявляют, что ждут в дальнейшем от фонда реальной помощи в расследовании уголовного дела.

Расположенный в трех километрах от Москвы, Сколково, который по замыслу должен стать городом-лабораторией, занимает площадь в 400 гектаров. На этой территории должна расположиться жилая зона для 20 тысяч человек, образовательный комплекс – Открытый университет Сколково и Сколковский институт науки и технологий, технопарк, который обеспечивает компании всем необходимым для развития, а также пять кластеров: информационных, биомедицинских, энергоэффективных, ядерных и космических технологий.

Миссия фонда «Сколково» – создание экосистемы, формирование благоприятных условий для инновационного процесса: ученые, конструкторы, инженеры и бизнесмены вместе с участниками образовательных проектов будут работать над созданием конкурентоспособных научных разработок мирового уровня.

Объекты первой очереди иннограда будут введены в эксплуатацию уже к 2014 году. Полностью строительство объектов будет завершено к 2020 году. Некоторые из них, например здание Гиперкуба, электрическая подстанция и университет, уже готовы к эксплуатации.

– Сейчас идет огромный процесс строительства всего города – университета, технопарка, жилой зоны, инфраструктуры, в том числе электрических подстанций, систем водоснабжения и водоотведения, канализации, – говорит Чернов. – Они все на разных стадиях – где-то это проектная документация, где-то уже выход на площадку, во многих случаях уже стройка.

Бюджет инновационного центра уже много раз менялся и пересчитывался. В 2010 году было решено выделить для проведения работ в период с 2010 по 2015 год 85 миллиардов рублей. Общая сумма затрат на строительство объектов инфраструктуры и среды обитания, по предварительным расчетам, должна составить около 120 миллиардов рублей.

  

 
Источник: rusrep.ru
Поисковые теги
Поделиться