Исследование Дневник.ру: более 60% учителей и родителей используют соцсети и мессенджеры для школьного общения и обучения

23 мая 2022 г.

Опрос педагогов и родителей, проведенный на цифровой образовательной платформе «Дневник.ру» (выпускник Фонда «Сколково»), показал, что школьное общение без чатов и мессенджеров уже не представляют 69% респондентов. Новости образования чаще всего узнают из WhatsApp (59%), чатов в «Дневник.ру» (33%) и ВКонтакте (33%). Эти же ресурсы лидируют и непосредственно для общения по школьным вопросам: WhatsApp в этих целях используют 67%, чаты «Дневник.ру» 42%, ВКонтакте 25%, также популярны Viber (23%) и Telegram (15%).

 

Соцсети как инструмент для обучения раз в неделю задействуют 32% опрошенных педагогов. Реже (несколько раз в месяц) — 29%. Например, таким способом учителя задают задания или проекты, которые предполагают публикации, ведение блогов, подготовку контента. 

 

Ирина Газизова, учитель иностранных языков школы № 27 города Астрахани: «В последнее время часто пользуемся с детьми чатами внутри "Дневник.ру". Удобно, что вся коммуникация происходит в одном месте. Есть ребята, которые болели или не успели ответить на уроке, но очень хотят оценки, в чатах они мне присылают выполненные задания. Также удобно собирать проекты, которые дети готовят к какому-то уроку, чтобы на нем я могла сразу все подготовить для защиты, например. Были случаи, когда ребята присылали проекты, домашние задания на электронную почту, и эти письма не доходили до меня — скорее всего, из-за ошибки в адресе. А в чатах ребенок видит мою аватарку и точно знает, что это я. Раньше мы общались в другом популярном мессенджере, но дети забывались, отходили от темы, а коммуникация через чаты в "Дневник.ру" держит их в рабочем ритме, они понимают, что тут нужно общаться только по делу, чтобы не отвлекать других».

 

Среди популярных инструментов 52% учителей и 38% родителей отметили также записи на стенах школы и класса в «Дневник.ру». В основном это сообщения о мероприятиях и конкурсах, изменениях в расписании, а в периоды дистанта — в заданиях и уроках. Педагоги могут создавать такие новости, а родители — читать и комментировать. Как отметил один из родителей-участников опроса: «Не надо ничего специально искать. Все школьные новости у меня всегда перед глазами на главной странице образовательной платформы».

 

Среди удобств всех выбранных инструментов основными участники опроса считают доступность работы с телефона, а также быстроту передачи информации и получения обратной связи. Кроме того, в чатах «Дневник.ру» помимо прочего многие отметили удобную возможность связаться с любым учеником, учителем или родителем, не имея прямых контактов, и возможность задать уточняющие вопросы по домашнему заданию или ответить на них. Как отметил один из родителей-участников опроса: «В ВК может быть закрыта возможность написать сообщение, а для использования WhatsApp необходим номер мобильного телефона».

 

При выборе инструмента для общения наиболее важными критериями для респондентов оказались: возможность общения с телефона, невозможность попадания в чат нежелательного или запрещенного контента, безопасность, доступность 24/7, отсутствие лишней информации и легкость нахождения контактов нужных людей.

 

Исследование также показало, что недавняя блокировка некоторых популярных соцсетей практически не повлияла на выбор инструментов для онлайн-общения учителей и родителей — это отметил 91% респондентов. Те же, кому все-таки пришлось перенести школьные коммуникации на другие площадки, чаще всего выбирали вариант их замены на Telegram.

 

Отметим, что в опросе приняли участие 1234 учителя и родителя из разных регионов России, 8% из них активно ведут свой публичный блог или страницу в соцсетях, еще 11% редко публикуют там контент. Респонденты, которые не используют подобные онлайн-инструменты для школьных коммуникаций (31%), в качестве альтернативы чаще всего называли личное общение, планерки, методические часы, педсоветы и рассылки по электронной почте.