Исследования – залог успешной конкуренции

17 июня 2023 г.

Сегодня исследовательские центры и университеты нацеливаются на создание ценности для экономики региона, страны и даже мира. О том, какими путями идет достижение этой важнейшей задачи, шла речь на сессии «Исследования и разработки – обуза для компаний или основа долгосрочной конкурентоспособности?» на полях ПМЭФ-2023.

 

Фото:  Сергей Отрошко/Росконгресс.

 

Один из ключевых вопросов, который неизбежно встает в теме технологического суверенитета – кто будет обеспечивать его? Если разработкой технологий должны заниматься университеты и научные центры – то запрос на инновации должен исходить от бизнеса. Как и инициатива последующего внедрения продуктов в реальный сектор экономики.

 

«Сегодня ситуация в отрасли неоднородная. Некоторые университеты считают своей основной задачей обеспечение качественного образования. Другие отдают приоритет НИОКР. Однако, так или иначе, но экономическое влияние университетов обеспечивается не только через разработки и продукты – но, в первую очередь, через кадры. Ведь люди, окончившие вуз, приходят в реальный сектор экономики и обеспечивают тем самым новую ценность», – сказал директор департамента по науке и образованию Фонда «Сколково» Александр Фертман.

 

Новые технологии и разработки являются основой долгосрочной конкурентоспособности бизнеса. Ведущие ВУЗы страны выполняют большие объемы НИОКР заказов, но далеко не всегда взаимодействие становится взаимовыгодным.

 

«Я наблюдаю, что за последнее время вузы сильно выросли. Они пытаются слушать индустрию, они выдвигают свои гипотезы о том, какие продукты будут нужны рынку, какие технологии будут востребованы. Но не каждая индустрия отвечает им взаимностью. Большая часть компаний в России не имеет долгосрочных технологических планов. Это связано с мнением, что надо зарабатывать деньги – а технологии можно купить на рынке. Но ситуация меняется, и компании уже не просто покупают технологии, как продукт, не задумываясь, кто их делает – а сами приходят в вузы и вкладываются в разработку», – добавил Александр Фертман.

 

Таким образом, сегодня на рынке заметен растущий тренд спроса на конкретные продукты и решения, которые нужны «срочно, еще вчера». И хотя большинство компаний еще не достигли понимания того, что подобные решения являются результатом длительной работы исследователей и инженеров, некоторые участники рынка уже воспринимают НИОКР как долгосрочные инвестиции. Такой подход позволяет накопить опыт и компетенции, чтобы, в дальнейшем, конвертировать их в ответы на запросы индустрии.

Поделиться