История Hoversurf: 3500 предзаказов на ховербайк, партнёрства с полицией Дубая и Yamaha и инвестиции в $2,4 млн

27 февраля 2019 г.

Основатель компании Александр Атаманов о том, как превратить разработку прототипов в бизнес.


Компания Атаманова известна по проекту ховербайка — летающего мотоцикла, который Hoversurf впервые представила на конференции Startup Village 2016 в «Сколково». С тех пор Hoversurf привлекла $2,4 млн инвестиций, разработала прототип аэротакси и заключила партнёрства с полицией Дубая и Yamaha.

Александр Атаманов рассказал vc.ru:

  • Как получить 3500 предзаказов на продукт, не тратя ничего на маркетинг.

  • О технологиях, используемых в ховербайке и аэромобиле Hoversurf.

  • Как могут зарабатывать технологические проекты, у которых нет собственного производства.
  • О согласовании полётов и навигации дронов при помощи мобильного приложения.

  • Как будет проходить процесс распространения аэромобилей и какая инфраструктура для него понадобится.

Александр Атаманов. Фото: Sk.ru

 

История компании

Hoversurf — не первый бизнес Атаманова. Прежде чем заняться разработкой летающих мотоциклов, он развивал сервис для регистрации патентов Online Patent и компанию «СПЭНС», которая производит установки для очистки поверхностей в промышленности, энергетике и нефтегазовом секторе.

Доход от предыдущих проектов позволил ему профинансировать давнюю мечту, делится предприниматель.

Идея проекта — из глубокого детства. Отец брал меня в конструкторское бюро, где проектировал сверхлёгкие летательные аппараты, а я c энтузиазмом разбирался в их устройстве и летал на них.

Первую модель ховербайка Scorpion 1 компания Атаманова представила в 2016 году. Детали для прототипа предприниматель привёз из США, где их помог изготовить специалист по композитным материалам из Tesla Motors, а на разработку устройства ушёл год.

Инженеров Атаманов нашёл в конструкторских бюро «Сухой» и «Миля» и ведущих технических институтах — например, МФТИ и МГТУ имени Баумана. Сейчас в команде проекта 18 человек: инженеры, разработчики и промышленный дизайнер. 

По словам предпринимателя, проект привлёк приблизительно $2,4 млн инвестиций — за предпосевной и посевной раунды. Первыми в проект вложились сам Атаманов, бизнес-ангелы Николай Белых и Сергей Солонин, венчурный фонд Starta Capital и компания Electa Capital — суммарно они проинвестировали $500 тысяч. Инвесторов предприниматель знал по своему прошлому проекту Online Patent

Деньги инвесторов компания тратит на зарплаты инженерам, изготовление прототипов, аренду офисов, страховку и патенты. Больше всего средств тратится на прототипы.


Фото: Sk.ru

 

Филиалы проекта расположены в «Сколково» и в Калифорнии. В «Сколково» работает основная команда разработчиков Hoversurf, и здесь же собираются прототипы устройств. В США у компании находятся тестовая площадка для сертификации и шоурум, в котором Hoversurf демонстрирует прототипы потенциальным партнёрам.

В Штатах есть аэродром, на котором мы можем тестировать прототипы в течение года и получать обратную связь от федерального авиационного агентства (FAA). Американские стандарты безопасности — самые высокие в мире, поэтому для нас важно, чтобы все полёты и сертификация проходили там.

Ангар Hoversurf в Калифорнии 

Не только ховербайки

По словам изобретателя, рынок летательных аппаратов устроен аналогично рынку наземного транспорта: на нём есть грузовые дроны, легковые автомобили и более компактные мотоциклы. Hoversurf начала разработку летательных аппаратов с ховербайка, чтобы на нём отработать использование технологий дронов для полётов с пассажиром. 

Технология новая и необъезженная, и тестировать её лучше на байке, когда на нём сидит подготовленный спортсмен в специальном защитном костюме.

Ховербайк послужил компании и как маркетинговый инструмент. В июне 2016 года Hoversurf публично протестировала летающий мотоцикл на конференции Startup Village в «Сколково» — байк поднялся вверх на два метра и сел. Несмотря на это, информация о тестировании несколько дней продержалась в топе новостных лент. Атаманов говорит, что внимание вокруг проекта помогло Hoversurf привлечь партнёров и инвесторов.

Hoversurf не тратит средства на маркетинг: компания продолжила продвижение, публикуя ролики с испытаний на YouTube, и открыла предзаказы на ховербайк, чтобы протестировать спрос. Получив положительный отклик от рынка (на мотоцикл поступило 3500 предзаказов), в Hoversurf продолжили совершенствовать байк и разработали два новых устройства: аэротакси «Формула» и грузовой дрон.

Испытания прототипа аэротакси в масштабе 1:10.

Технология

Первые прототипы ховербайка критиковали за неизолированные винты, которые при неосторожном использовании устройства могли повредить ноги водителя. В новых моделях вместо винтов используют электрические вентиляторы (EDF) в кольцевых обтекателях.

Основной недостаток технологии — низкий КПД, говорит Атаманов. Чтобы поднять его до показателя обычных винтов, в обтекателях прорезали воздухозаборные щели. Благодаря этому в двигателях возникает эффект Вентури: жидкость или газ сжимается и выходит из сопла. Затем в воздухозаборных щелях обтекателей падает давление, и в двигатель завлекается воздух из внешней среды, что увеличивает его эффективность .

Александр Атаманов объясняет использование эффекта Вентури в двигателе.

 

Помимо увеличения КПД, эффект Вентури позволяет снизить шумность двигателя за счёт активного шумоподавления: так как центральный поток воздуха в двигателе «обволакивается» потоком из воздухозаборников.

Атаманов не первый, кто придумал использовать эффект Вентури в двигателях — он иcпользуется и в самолётах, чтобы увеличить тягу при подъёме в воздух, и в гоночных автомобилях.

Благодаря использованию эффекта Вентури максимальное время полётаховербайка составляет 40 минут, а его максимальная скорость — 96 км/ч.

Дальность полёта на аэромобиле — до 350 км. Она выше, чем у ховербайка, за счёт двух технологий: гибкого крыла, разработанного и запатентованного Hoversurf, и гибридного привода. Гибридный двигатель может работать на обычном топливе и позволяет использовать для дозаправки существующую инфраструктуру АЗС.

А продолжительность полёта для ховербайка Атаманов планирует увеличивать за счёт более мощных батарей.

Для аэромобиля у нас пока нет задачи увеличивать дальность ещё сильнее. Мы вышли на рынок UAM (urban air mobility) — это полёты внутри города. А для полётов между континентами или городами есть самолёты и вертолёты.

В движение «Формулу» приводят 16 турбин, а не четыре, как у ховербайка. Из-за этого себестоимость аэромобиля выше, но вес и сложность конструкции снижаются. Максимальная скорость «Формулы» — 320 км/ч.

Аппарат вертикально взлетает и садится аналогично коптеру — за счёт 16 EDF-вентиляторов. Горизонтальное движение — «экономный» режим аэромобиля: для него используются раскладывающееся крыло и оставшиеся две толкающие турбины.

По такому же принципу (переключению между «самолётным» движением и «вертолётным») перемещаются и конвертопланы. Единственная серийно производимая модель V-22 Osprey разрабатывалась компанией Bell более 30 лет и находится на вооружении военных сил США.

Основной недостаток конвертопланов — высокая аварийность, особенно при переходе от вертикального движения к горизонтальному. За последние три года разбилось 13 V-22 Osprey — при том, что в эксплуатации всего около 350 устройств.

По словам Атаманова, Hoversurf решает проблему аварийности сниженной нагрузкой на крыло: в «Формуле» нет режима перехода, в котором двигатели бы меняли вектор тяги. К тому же в аэромобиле нет тяжёлых механизмов поворота двигателей и сложных соединений топливопроводов.

 

Безопасность

В продукты компании заложены как «пассивные», так и «активные» технологии для обеспечения безопасности, объясняет изобретатель. «Пассивные» — это конструкция ховербайка или аэромобиля, использование композитных материалов и пены, поглощающих удар. «Активные» — системы, которые активируются при отказе двигателей или в другой критической ситуации.

Например, Hoversurf разработала электронную систему X-BI, которая автоматически приземляет дрон на землю, если в нём сломался пропеллер или мотор (на высоте ниже зоны парашютирования). Для поломок на большей высоте в систему встроен баллистический парашют. А столкновений с другими объектами пассажирским дронам помогают избегать системы сонара (звуковой навигации — примечание vc.ru) и компьютерного зрения.

Полётный компьютер Hoversurf 

Регулирование

Ховербайки по американским законам относятся к классу СЛА – сверхлёгких летательных аппаратов, которые весят меньше 150 фунтов (примерно 68 кг). Помимо летающих мотоциклов Атаманова, к этой категории относятся, например, воздушные шары и дельтапланы. 

Все ограничения на полёты накладываются правилами для класса: на СЛА можно летать только в зоне G — ниже 3050 метров вне городов. Для управления ховербайком не нужны лицензия пилота и сертификация, однако перед полётом придётся предупредить диспетчерскую.

По словам Атаманова, чтобы научиться управлять ховербайком, неподготовленному человеку понадобится около пары часов. А для того, кто уже умеет управлять мотоциклом, процесс займёт десять минут.

Обучение управлению ховербайком быстрее обучения для мотоцикла, потому что в воздухе гораздо больше свободы: нет правил дорожного движения, нет светофоров и развязок. Всё, что нужно уметь, это управлять дроном и соблюдать воздушный кодекс.

Управление летающим мотоциклом упрощает и то, что водителю не нужно самостоятельно держать баланс: положение ховербайка автоматически обрабатывает и регулирует компьютер.

Аэромобиль Атаманова пока не сертифицирован — компания испытала только прототип в масштабе 1:10 и готовится к сборке полноразмерной модели. Правила использования будут зависеть от итоговой конструкции и класса, к которому FAA (федеральное агентство авиации) отнесёт устройство. На сертификацию аэротакси предприниматель закладывает примерно два года.

Грузовой дрон компании Hoversurf можно использовать только в военных целях, говорит Атаманов: так как такие устройства пока нелегальны.

Инфраструктура

Основное преимущество Hoversurf перед продуктами конкурентов — E-voloLilium Jet и EHang — использование уже существующей транспортной инфраструктуры. Ховербайки и аэромобили компании взлетают с парковочного места и не требуют специальных площадок.

А от дрона «Бартини» наша разработка отличается уже тем, что летает и не падает.

Для навигации дронов уже существует мобильное приложение AirMap — с помощью него можно уведомить регуляторов о запланированном полёте, выстроить траекторию движения и избежать пересечения маршрута с другими летательными аппаратами.

Основатель Hoversurf поясняет, что инфраструктура работает похоже на воздушные коридоры для вертолётов и самолётов, но на меньшей высоте.

 

Массовое производство

Пока прототипы производится поштучно — в среднем на сборку рамы и устройства у команды уходит месяц. По словам Атаманова, прототип можно дорабатывать «до бесконечности» — совершенствуя конструкцию и дизайн.

На сайте компании указано, что на ховербайк можно оформить предзаказ, но это не так — мы таким образом тестировали спрос. У нас нет производственных мощностей, чтобы пустить мотоциклы на конвейер.

В Hoversurf не планируют запускать серийное производство самостоятельно. Изобретатель говорит, что компания выбрала для себя другой подход. Hoversurf — технологический проект, основная ценность которого в его интеллектуальной собственности: патентах и конструкторской документации, которые позволят производить ховербайки и аэромобили на базе других компаний.

Массовое производство, дилерские центры, техническое обслуживание — это не про нас. Зачем изобретать велосипед, если у корпораций уже есть инфраструктура для этого?

Hoversurf собирается создавать совместные предприятия с авиа- и автоконцернами и зарабатывать на лицензионных платежах. Например, на CES 2019 Hoversurf подписала договор о сотрудничестве с производителем мотоциклов Yamaha, но Атаманов не может разглашать его подробности.

Об ожидаемой стоимости ховербайков тоже пока говорить нельзя. Мы продали несколько прототипов, в том числе полиции Дубая: для нас это испытательный полигон в условиях высоких температур, пыли и пустыни. Но цена, за которую мы их поставили, не имеет ничего общего с рыночной.

Будущее

Основной партнёр Hoversurf — полиция Дубая. Договор о сотрудничестве компания подписала на технологическом форуме GITEX.

Полиция Дубая позволяет проекту тестировать ховербайк на их территории, а собранные данные Hoversurf использует для доработки прототипов. По словам Атаманова, Дубай поддерживает проект персональных дронов, чтобы впоследствии одним из первых внедрить воздушный городской транспорт. Но когда ждать внедрения ховербайков в флот полиции города, предприниматель пока не уточняет.

Первыми странами, где появятся дроны-такси, Александр Атаманов считает ОАЭ, Сингапур и США. А российские власти пока не проявляют инициативу по внедрению пассажирских дронов и разработке законодательства в этой сфере, сетует предприниматель.

В Москве даже до «Росавиации» не дозвониться — трубку никто не берёт. Как здесь сотрудничать?

Но в Россию всё тоже приходит, хотя и запаздывает, и потом хорошо развивается.

Атаманов ожидает, что использование пассажирских дронов начнётся в 2025 году, а «примет форму» ещё спустя десять лет. Сначала аэротакси будут использоваться на маршрутных дистанциях вне города — например, до аэропортов. Второй волной распространения будет применение дронов не только на маршрутах снаружи города, но и в его пределах. А третьим этапом — безмаршрутное передвижение в любые точки.

По мнению Атаманова, массовому распространению пассажирских дронов поспособствует использование аэромобилей как общественного транспорта: так как оно снизит стоимость поездки на человека.

Изобретатель старается активно следить за другими транспортными стартапами и разработками. Например, на конференции CES-2019 Атаманова впечатлили концепт «шагающего» автомобиля от Hyundai и беспилотный автомобиль Mercedes. Но самыми интересными ему кажутся проекты, направленные на покорение других планет.

Мы сами рассматриваем движение в этом направлении, но пока сосредоточились на том, чтобы дать людям свободу там, где они сейчас живут. Транспортная ситуация усложняется с каждым годом, а пробки и ухудшение экологии снижают уровень жизни горожан, особенно в мегаполисах.

   

Источник: vc.ru

Поделиться