Из Сколково – в Дубай: «Канатоход» добрался до ОАЭ

5 апреля 2018 г.

В Дубае началось пилотное внедрение «Канатохода» - созданного на Урале и поддержанного Фондом «Сколково» роботизированного комплекса для диагностики и технического обслуживания воздушных линий электропередачи. В перспективе комплексы из Екатеринбурга смогут обслуживать тысячи километров ЛЭП на Ближнем Востоке, в Африке, Азии и Латинской Америке, рассчитывает руководитель проекта, директор малого инновационного предприятия «Лаборатория будущего» Александр Лемех

Знакомство с ближневосточными партнерами состоялось осенью прошлого года на одной из энергетических выставок в Москве, рассказывает г-н Лемех в интервью Sk.ru. «Это мероприятие привлекло в том числе представителей саудовской компании Aamal Group, которые живо заинтересовались нашей разработкой и захотели продолжить общение. Мы вновь встретились в декабре 2017-го года, а в марте с их подачи приняли участие в выставке Middle East Electricity в Дубае в числе примерно десятка других компаний из России». 

Роботизированный комплекс "Канатоход". Фото: "Лаборатория будущего". 

Роботизированный комплекс уверяет собеседник Sk.ru, привлек внимание представителей электросетевых компаний из двух десятков стран, в том числе ОАЭ, Саудовской Аравии, Индии, Пакистана, Эфиопии, Латинской Америки. Они запросили коммерческие предложения на покупку диагностического комплекса. Энергетики из стран с теплым климатом избавлены от проблем, связанных с тем, что линии электропередачи покрываются льдом или рвутся под тяжестью снега. У них другие сложности эксплуатации, порожденные тем, что провода оказываются повреждены песком, солью и грязью.

«Желающих начать с нами сотрудничество было так много, что мы, трезво оценив свои силы, были вынуждены отобрать для осуществления пилотных проектов четыре компании. Это  Dubai Electricity and Water Authority, саудовская Aamal Group, а также 2 компании из Эфиопии и Индии»,  - говорит Александр Лемех. По итогам Middle East Electricity компания «Лаборатория будущего» подписала первый зарубежный контракт о совместном с Aamal Group исследовании рынка.

Александр Лемех рассказывает о преимуществах разработки заинтересованным посетителям выставки в Дубае. Фото: "Лаборатория будущего". 

«Канатоход» позволяет дистанционно мониторить ЛЭП и определять места ее возможных повреждений, а в будущем сможет их ремонтировать. Он сканирует трассу, строит 3D-карту, выявляет дефекты, записывает и передает данные. «Мы объединили орла и ужа: орел взлетает и стыкуется с силовым проводом линии электропередачи. Дальше по ней ползет уж, который проводит необходимый контроль. Если на линии есть дефект, наше устройство обнаружит его и предотвратит системную аварию. Проект предполагает объединение летающего и мобильного роботов для выполнения комплексного контроля высоковольтной линии. Летающий робот нужен для того, чтобы быстро и по кратчайшему пути достичь любого места линии,  - поясняет Александр. - Например, в России более 2,5 млн. км высоковольтных линий, которые требуют постоянного контроля. Сегодня используется визуальный, как правило, пеший осмотр. Монтажник в бинокль пытается найти дефект на высоте более 20 метров. Это иногда получается.

Более эффективным является инженерный инструментальный осмотр с использованием специальных диагностических приборов. Однако эти приборы дорогостоящие, требуют высокой квалификации и долгого времени проведения диагностики. Также более эффективным является осмотр с подъемом на опору. Но он значительно более сложен, в большинстве случаев требует отключения высоковольтной линии, а главное - связан со смертельным риском из-за высокого напряжения и работ на высоте. Наш комплекс предназначен для выполнения комплексного инженерного инструментального верхового осмотра, который получается в 10 раз эффективнее аналогичного комплексного осмотра».

Фото: "Лаборатория будущего". 

На первом этапе работы в интересах Dubai Electricity and Water Authority, государственной компании, обеспечивающей электро- и водоснабжение в Дубае, команда «Канатохода» собирает информацию о выбранной заказчиком линии и готовит ее подробную цифровую модель (учитываются все опоры, гайки, болты и изоляторы,  говорит Александр Лемех). «Наша технология обеспечивает лучшее качество данных про линию электропередачи. На основе цифровой трехмерной модели мы задаем программу, по которой наше устройство должно облетать линию. Следующая фаза – выдача заключения на основе этих данных со всеми выявленными дефектами. Монтер через приложение на своем смартфоне сможет увидеть все выявленные нами проблемные места».

Парадоксальным образом перспективы столь полезной разработки лучше оценили зарубежные специалисты. «В России  у нас идет опытно-промышленная эксплуатация в «МРСК Урала» [проект «Канатоход» родом из Уральского федерального университета  - прим. Sk.ru]. Сейчас мы в процессе переговоров с представителями «МРСК Сибири». Наши решения используют и «Россети», - рассказывает Александр Лемех. При этом он отмечает: «Но, действительно, в России про нас узнают не так быстро, как хотелось бы».

Путевку в жизнь стартап получил в 2013 году благодаря победе в конкурсе «Энергопрорыв»,  одним из организаторов которого стал Фонд «Сколково». Затем была победа в сколковском конкурсе «Инновации в электроэнергетике», а также грант на 20 млн. рублей от Фонда. «Фонд «Сколково» является самым эффективным институтом развития  в стране. Все наши успехи так или иначе связаны с ним. Тот факт, что мы выиграли в конкурсе «Инновации в электроэнергетике»,  дал проекту возможность развиваться. В настоящее время «Лаборатория будущего» готовит заявку на финансирование второй стадии, в рамках которого будет разработан промышленный образец комплекса «Канатоход».