Как аналитика соцмедиа меняет города

21 апреля 2023 г.

В Улан-Удэ под председательством Владимира Путина состоялось совещание по развитию дальневосточных городов. Первым в повестке обсуждался мастер-план столицы Бурятии. Стратегический документ был разработан с учетом мнений горожан о проблемах Улан-Удэнской агломерации и о возможных путях их решения для создания более комфортной жизни в столице. В исследовании наряду с классическими опросами применялся анализ сообщений пользователей социальных медиа, проведенный командой Brand Analytics (резидент «Сколково») с помощью одноименной аналитической системы.

 

 

По итогам совещания Президент России поддержал основные пункты мастер-плана и дал поручение до 1 сентября 2023 года утвердить план комплексного социально-экономического развития агломерации.

 

Стратегический мастер-план агломерации Улан-Удэ был разработан проектно-консалтинговой компанией «Новая земля» совместно с Правительством Республики Бурятия, Администрацией города Улан-Удэ, агентством территориальных исследований и проектов Loccom при участии компании Brand Analytics по заказу ДОМ.РФ. Впервые мастер-план был презентован осенью 2022 года на Восточном экономическом форуме, где был признан одним из лучших агломерационных проектов Дальневосточного федерального округа.

 

В основу мастер-плана легли результаты масштабного социологического исследования, в рамках которого применялись не только классические опросы, глубинные интервью и фокус-группы, но и такой современный метод исследований, как аналитика соцмедиа.

 

Наталья Соколова, CEO Brand Analytics:

 

«Наш опыт показывает, что наилучший подход к изучению общественного мнения – это совместное использование классических социологических методов и аналитики соцмедиа.

Анализ мнений в соцсетях позволяет «шагнуть» за пределы выборки респондентов и услышать каждого высказавшегося, обогатив или уточнив результаты социологов. Не задавая вопросов, аналитика соцмедиа изучает мнения, высказанные «по собственному желанию». Это дает более реальную картину происходящего. К тому же мы можем узнать то, что сами не догадались бы спросить.

Исследователи широко применяют анализ соцмедиа для выявления текущих проблем, волнующих граждан. Проект разработки мастер-плана Улан-Удэ показал, что аналитика соцмедиа имеет большой потенциал еще и для разработки стратегий. Будь то стратегический маркетинг территорий или любые другие социально-значимые проекты.

Мы рады известию, что мастер-план Улан-Удэ поддержан Президентом, и верим, что город ждут перемены к лучшему».

 

Антон Финогенов, директор по развитию городской среды ДОМ.РФ:

 

«Ключевой задачей ДОМ.РФ является повышение качества жизни россиян, именно поэтому в своей работе мы активно привлекаем горожан к участию в разработке мастер-планов — встречаемся, общаемся, собираем идеи и предложения на таких встречах, а также создаем онлайн платформы для сбора идей. Мы считаем, никакие конструктивные перемены невозможны без непосредственного участия жителей.

Современные технологии и активное пользование жителями городов социальных сетей расширяет наши возможности для анализа, теперь мы можем видеть ряд территориальных проблем, которые горожане могли постесняться рассказать нам лично или не посчитали нужным. ДОМ.РФ активно продвигает цифровизацию строительной отрасли, мы разрабатываем и внедряем разнообразные инструменты. Рады видеть, что Президент оценил нашу работу. Уверен, и Улан-Удэ, и другие города России ждёт новое качество развития территорий».

 

Исследование для разработки мастер-плана было сфокусировано на теме застройки города. Благодаря анализу упоминаний достопримечательностей и общественных пространств Улан-Удэ в социальных медиа были выявлены ключевые локации, к которым проявляют интерес как местные жители, так и туристы. Рейтинг наиболее обсуждаемых городских объектов и контент-анализ обсуждений наглядно показал, в каких направлениях необходимо развивать город, чтобы создать условия для комфортного проживания местных жителей и повысить его туристическую привлекательность.

 

Еще одним важным результатом исследования стало понимание, насколько чувствительным вопросом для горожан является вопрос национальной идентичности и присутствия национальной символики в костюмах и повседневной одежде. Также эксперты Brand Analytics обратили внимание, что местное сообщество считает проблему алкоголизма и ее влияния на разные сферы жизни достаточно серьезной для города.

 

Данные исследования

 

Чтобы узнать, что волнует жителей Улан-Удэ, из потока объемом более 15 млрд публичных русскоязычных сообщений, которые опубликовали пользователи социальных медиа за исследуемые шесть месяцев, был сформирован массив в 1,2 млн публикаций с прямыми и косвенными упоминаниями города. Для глубинного анализа был вычленен массив в 500 тыс. сообщений с содержательными обсуждениями уникальных архитектурных сооружений и объектов Улан-Удэ, высказываниями о праздниках, мероприятиях, знаковых персонах т. д.

Поисковые теги
Поделиться