Как казахстанский рынок стал плацдармом для внедрения удалённой биометрии

27 августа 2020 г.

Значительная часть деятельности разработчика систем удаленной биометрической идентификации – Oz Forensics, несмотря на российские корни, связана с Казахстаном


 

В 2016 компания, разработавшая на основе искусственного интеллекта систему биометрической идентификации, дебютировала в конкурсе Skolkovo Startup Village и получила предложение принять участие в международной программе акселерации «Стартап Казахстан». Со временем именно наша страна стала плацдармом, на котором основатели платформы Oz Forensics внедряли собственное решение для удаленной идентификации в банковской отрасли.

Пробы и ошибки

Для 33-летнего Артема Герасимова и 43-летней Светланы Ефимовой интерес к сфере биометрической идентификации был логичным продолжением профессиональной деятельности. Уроженец Подмосковья Артем, окончив в 2009 Московский инженерно-физический институт с дипломом специалиста по информационной безопасности, остался работать в альма-матер на кафедре дискретной математики и криптографии. Молодой специалист вместе со студентами изучал вопросы проверки подлинности изображений, экспертной оценки фотографий и видеозаписи. Со временем сложился костяк группы, специализирующейся на разработках технологий для коммерческого использования. Одна из первых разработок представляла собой прототип оценки подлинности изображений.

- В нашу группу входили студенты и преподаватели, и коммерческая жилка была не самой сильной нашей стороной. К счастью, разработка привлекла внимание моего друга, работавшего в страховой компании. Как выяснилось, для страховщиков тоже актуальны вопросы информационной безопасности – в организации, где работал товарищ, имели место случаи, когда мошенники подделывали изображения, чтобы получить выплату. Наша технология мало подходила для бизнес-процессов в страховых компаниях, но этот кейс позволил понять, насколько она применима для этой отрасли в принципе. Так в 2014–2015 мы начали работать в этом направлении, – рассказывает собеседник.

Начальные инвестиции в стартап, рассказывает Герасимов, вложил друг семьи. 5 млн рублей хватило на разработку сайта, выплату зарплаты сотрудникам и доработку продукта. Со временем стало очевидно, что изображение эффективно не только для оценки страховых процессов, но и для идентификации личности. Герасимов с коллегами обратили внимание на рынок удаленной идентификации и начали думать над созданием продукта, который помогал бы удаленно идентифицировать человека по фотографии или видеозаписи.

- На тот момент биометрия только начинала развиваться, но было понятно, что она станет мейнстримом. Спустя четыре года мы являемся вендором в области биометрической идентификации, – отмечает собеседник.

В 2016 на одной из конференций он познакомился со Светланой Ефимовой, которая оценила идею и стала сооснователем.

- Проект, над которым трудилась команда Артема, частично касался сферы информационной безопасности, которая на тот момент была мне хорошо знакома, поскольку за плечами был опыт работы в «Лаборатории Касперского». С другой стороны, у меня был опыт создания конкретных проектов для бизнеса с нуля, от идеи до конкретного результата, и мне понравилась технология, команда и перспективы развития компании на рынке, – вспоминает москвичка, переводчик по первому образованию и специалист в области ИБ – по второму.

ИИ приходит на помощь

Oz Forensics – платформа, состоящая из нескольких продуктов. Изначально разработчики предложили технологию распознавания цифровых подделок в фотографиях и сканах, валидации паспортов. Позже к линейке продуктов добавилась удаленная биометрическая идентификация по лицу и решение Oz Liveness, помогающее определить, находится ли перед камерой живой человек или изображение. Получив от Techgarden предложение участвовать в программе «Стартап Казахстан», команда Oz Forensics решила предложить местному рынку уже существующие продукты для проверки сканов фотографий на предмет цифровой подделки. Результаты встреч с участниками страхового рынка и банками выявили ответный интерес и в то же время показали, что продукт не в полной мере решает задачи, стоящие перед потенциальными заказчиками.

- Мы решили посмотреть в сторону биометрии. На тот момент большинство банков задумывались о том, как предоставлять свои услуги удаленно. Когда мы заходили на казахстанский рынок, у нас был только концепт – гибкость местного законодательства позволила довести разработку до конца. В Казахстане на тот момент уже разрешалось развивать продукты и банковские платформы в сфере удаленной идентификации, тогда как российские законы запрещали удаленно идентифицировать человека без участия другого человека – сотрудника отделения банка или курьера, который должен сделать фотографию, – объясняет Герасимов.

Первый кейс удаленной идентификации для банков Oz Forensics реализовали в 2017 для Алтын банка – первого цифрового банка Казахстана. Задача заключалась в том, чтобы посредством видеоинтервью с менеджером произвести верификацию клиента и предоставить ему банковские услуги. Верификация проходила на рабочем компьютере менеджера автоматически во время беседы. Система сама захватывала из видеопотока хороший кадр с изображением лица, сравнивала его с фотографией на документе и внутренней базой клиентов, проверяла документ на подлинность, и менеджер видел результат в режиме онлайн. Внедрение технологии Oz Biometry позволило сократить время на верификацию клиента с часа до семи минут. В итоге увеличилось количество клиентов, которых каждый менеджер мог обслужить за день. Благодаря высокой точности распознавания удалось также обезопасить процесс от мошенников.

В 2019 Алтын банк внедрил в свое мобильное приложение еще одну разработку Oz Forensics – технологию Oz Liveness, позволяющую определить присутствие перед камерой живого человека, попросив его сделать короткое видео. Таким образом, процесс удалось полностью автоматизировать, а время верификации сократить до трех секунд. При этом риски открытия поддельного аккаунта не возросли.

Со слов Герасимова, по результатам независимого теста LFW (Labeled Faces in the Wild), одного из самых известных общедоступных тестов в данной области, технология Oz Biometry показала второй результат с показателем точности 99,87%, а компания попала в топ международных разработчиков в области биометрии.

- В этом направлении можно развиваться только интерактивно – вводить первые алгоритмы, получать фидбэк, думать над доработкой продукта. Это долгий процесс накопления экспертизы в сфере искусственного интеллекта, изучения данных. У нас он занял три-четыре года, зато мы получили полностью подтвержденную автоматическую систему с высокой точностью, – отмечает собеседник.

Технология Liveness сравнительно нова для рынка, ей не более 10 лет, тогда как технология распознавания биометрии лица и сравнения лиц известна с 70-х годов XX века. Liveness труднее повторить, поскольку она требует серьезных вложений и высокой квалификации специалистов. Например, для обучения системы биометрического сравнения лиц можно использовать базы качественных фотографий, которые находятся в открытом доступе, в то время как для определения «живой – не живой» систему нужно обучать на специально созданных различного рода биометрических атаках, соответствующих баз нет в доступе.

- Наша технология разработана с применением искусственного интеллекта, она позволяет практически безошибочно отсечь биометрическую подделку. Система анализирует множество параметров лица, начиная от пульса и заканчивая специфическими свойствами отражающегося света, – рассказывает Герасимов. От самого клиента не требуется ничего сложного: лишь произвести одно из действий, например улыбнуться, повернуть голову, приблизить лицо к камере.

Liveness позволяет противостоять биометрическим атакам, хотя, признает собеседник, повсеместный ввод биометрии параллельно генерирует и новые технологии атак, в том числе на базе ИИ, например синтез видео на основе фотографий (deepfake). Злоумышленник может подставить видео или фото другого человека, использовать маску и, если атака удастся, получить доступ к чужому счету, взять кредит на другого человека. Это создает серьезные риски для банка и способно нанести значительный ущерб его репутации.

По словам Герасимова, в условиях карантина казахстанские партнеры Oz Forensics столкнулись с резким ростом числа обращений за банковскими услугами в удаленном режиме. В ответ на их запрос команда проекта буквально за сутки увеличила количество идентификаций в минуту в 8 раз. Этот опыт продемонстрировал фактически неограниченные возможности горизонтального масштабирования приложения по запросу заказчика.

Испытание «удаленкой»

В период ЧП, используя технологию Oz Liveness, банки открывали 30-40 тыс. счетов в сутки. Одним из наиболее крупных для команды Oz Forensics стал проект для еще одного участника казахстанского банковского рынка – Народного банка. Возможность удаленной идентификации оказалась очень кстати для пожилых людей, людей с ограниченными возможностями, которым не пришлось выходить из дома и подвергать себя риску заражения. В связи с пандемией в целом возрос интерес к технологиям, позволяющим уменьшить «живое» взаимодействие с людьми, используя смартфон или компьютер.

По словам Герасимова, установка продукта обходится заказчику в $50–300 тыс., в зависимости от размера компании, объема транзакций и количества клиентов, которых необходимо идентифицировать удаленно. Дело не только в предотвращении атак мошенников и, как следствие, финансовых и репутационных потерь, но и в возможности частично отказаться от открытия новых отделений – для тех же банков.

- Затраты на одно отделение в течение года превосходят стоимость нашего продукта, поэтому есть смысл установить и масштабировать Oz Forensics, вместо того чтобы открывать физические точки присутствия, – уверен собеседник.

Ефимова рассказывает еще об одном, не столь очевидном, на первый взгляд, результате внедрения упрощенной системы удаленной идентификации.

- Простота процесса стимулирует клиентов заказчика чаще обращаться за теми или иными услугами: по данным банков, число запросов возрастает. Кейс с Народным банком показал, что даже пенсионер способен легко и быстро открыть счет в удаленном режиме, потому что никаких специальных знаний и навыков не требуется, достаточно просто посмотреть в камеру, – утверждает она.

Сегодня, говорят основатели проекта, информация об Oz Forensics распространяется главным образом через заказчиков, в числе которых крупная платежная система, несколько страховых компаний и банков России, Казахстана, Армении, Узбекистана. Решение также успешно внедряется в европейских онлайн-банках. В перспективе, считает Герасимов, технологии удаленной идентификации и верификации найдут применение и в других секторах, например в телемедицине, онлайн-образовании, когда понадобится исключить риск подмены личности в процессе медицинского осмотра или сдачи экзамена, а также в секторе госуслуг.

- Мы видим, что в подобных технологиях все больше нуждаются разные отрасли, но двигателем их внедрения являются финансовые организации, которые пытаются экспериментировать с клиентским опытом. Другие отрасли пока отстают, но уверены, что в течение ближайших пяти лет технологии, подобные нашей, будут внедряться более широко, – уверены сооснователи.

    

Источник: https://forbes.kz

Поделиться