Как по рельсам: инновационные технологии в железнодорожной инфраструктуре
Бесперебойную работу поездов и железных дорог обеспечивают диспетчеры, инженеры, проводники, мастера по ремонту.
Московское метро перевозит 8,3 млн пассажиров в день. Это сравнимо с населением небольшой страны - например, Швейцарии или Австрии. А если говорить про все поезда в России, то цифра гораздо больше - более 1,2 млрд пассажиров в год. Бесперебойную работу поездов и железных дорог обеспечивают диспетчеры, инженеры, проводники, мастера по ремонту. Именно эти специалисты позволяют нам быстро добраться до работы на метро, доехать на электричке до дачи или комфортно съездить на курорт на поезде дальнего следования.
В День железнодорожника мы подготовили подборку лучших разработок в этой сфере. Благодаря поддержке институтов развития, которые координирует ВЭБ.РФ, инновации выходят на рынок и не только упрощают труд специалистов - повышают эффективность и безопасность железнодорожного сообщения.
За техническим состоянием поездов теперь будет следить «Цифровой формуляр (паспорт) изделия». Такую систему при грантовой поддержке Российского фонда развития информационных технологий сейчас внедряет предприятие по сервисному обслуживанию локомотивного парка «ЛокоТех-Сервис». Саму программу разработала компания «Кловер Групп».
Разработкой прескриптивной системы диагностики занимаются также Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) совместно с Лабораторией киберфизических систем Центра системного проектирования Сколтеха. Исследователи уже создали программно-аппаратный комплекс для электропоезда «Ласточка». Он отслеживает более 2000 сигналов из систем поезда - электродвигателей, тормозной и пневматической систем, наружных дверей, системы освещения и кондиционирования. Главная особенность - система анализирует большой массив данных, сравнивает поведение реальных устройств с эталонными моделями цифрового двойника и выявляет отклонения. Поэтому комплекс может распознать неисправности заранее и предупредить оператора поезда задолго до того, как оборудование выйдет из строя.
Пассажирам стало проще ориентироваться на вокзалах страны благодаря геоинформационной системе Indoors Navigation Platform (INP). Это разработка резидента Сколково компании «Индорс Навигейшн». В рамках проекта оцифровано 42 объекта, созданы подробные 3D-карты. А на 9 крупных московских вокзалах установлено более 3000 BLE-маяков для точного определения местоположения пассажиров. Теперь в цифровых картах системы можно проложить маршрут и получать данные об объектах вокзала в реальном времени. Результат - люди быстрее находят нужные локации.
«Индорс Навигейшн» - яркий пример того, как малые и средние предприятия вносят большой вклад в реализацию различных проектов железнодорожной отрасли. Стать участниками программ «выращивания» поставщиков, чтобы затем заключить контракты, малому бизнесу помогает Корпорация МСП. Только в прошлом году такие компании подписали договоры на сумму около 1 трлн рублей, включая офсетные соглашения, когда долгосрочные поставки сопровождаются инвестиционными обязательствами для поставщика.
Источник: kp.ru