Как предприниматель из Ульяновска выручил миллиарды на русском Airbnb

4 февраля 2025 г.

Ульяновский предприниматель Юрий Кузнецов запустил платформу для посуточной аренды жилья «Суточно.ру» в 2011 году. Но только в 2022-м она получила широкую известность. Всего за один год выручка сервиса выросла почти в 10 раз, преодолев отметку в 1,7 млрд рублей. Сейчас компания занимает второе место по объему бронирований и планирует выход на IPO.

 

В следующие два года рост продолжился. По итогам 2023-го выручка компании составила 3,2 млрд рублей, прибыль - 463 млн рублей. А количество гостей превысило 6,7 млн человек. «Суточно.ру» не раскрывает финансовые результаты 2024 года, но отмечает, что GBV (Gross Booking Value, объем всех бронирований без учета отмен) вырос с 29,3 млрд рублей в 2023-м до 48,7 млрд рублей, а количество гостей - до 10,1 млн человек. Основатель сообщества Travel Startups, руководитель комиссии по стартапам Российского союза туриндустрии Леонид Пустов оценивает годовую выручку «Суточно.ру» как минимум в 5 млрд рублей, а управляющий партнер Sk Capital Станислав Колесниченко - в 6 млрд рублей. По оценкам Центра стратегических разработок (ЦСР), сейчас компания занимает 27% рынка краткосрочной аренды жилья (речь о квартирах, апартаментах, гостевых и частных домах), уступая лишь «Авито», которой принадлежит почти половина рынка.

 

Директор поисковика жилья «Домклик» Сбербанка Алексей Лейпи полагает, что через два-три года в секторе краткосрочной аренды останутся четыре-пять платформ, две из которых станут лидерами, а остальные займут нишевые позиции. Положение «Суточно.ру» при этом не выглядит «незыблемым», констатирует основатель консалтингового агентства в отрасли гостеприимства HotConsulting Роман Сабиржанов. Главным вызовом для компании он считает конкуренцию со стороны экосистемных платформ, прежде всего «Яндекс Путешествий». «У «Яндекса» огромный трафик, технологические ресурсы и удобная интеграция с другими сервисами - от карт и поиска до платежных решений. Это дает ему серьезное преимущество в привлечении пользователей», - рассуждает основатель HotConsulting.

 

С ним согласен Колесниченко из Sk Capital, добавляя, что «Суточно.ру» понадобятся значительные инвестиции в маркетинг, технологии и расширение базы предложений, чтобы обогнать своего основного конкурента и лидера по объему бронирований - «Авито». «Сервисы краткосрочной аренды схожи по функционалу и предложениям. На сегодня рынок характеризуется ценовой войной за клиента. Платформы стремятся минимизировать стоимость для пользователей, предлагая существенные скидки, что сужает маржинальность и требует активного поиска способов выделиться», - говорит Колесниченко.

 

Кузнецова вызовы не пугают. В этом году компания рассматривает выход на биржу, что позволит ей привлечь дополнительное финансирование на развитие. В рамках подготовки к размещению акций предприниматель уже продал 16,03% в компании prе-IPO фонду под управлением компании «ВИМ Инвестиции». Сделка состоялась в прошлом году, ее сумму предприниматель не раскрывает. Управляющий венчурными фондами Sk Capital Александр Чайкин оценивал ее в 1 млрд рублей, а весь сервис - в 6-7 млрд рублей. Сабиржанов предполагает, что 16,03% стоили в пределах 720-960 млн рублей, а всю «Суточно.ру» оценил в 4,5-6 млрд рублей. «ВИМ Инвестиции» отказались от комментариев.

 

Колесниченко и Сабиржанов считают IPO рискованным шагом. При удачном раскладе отсутствие аналогичных публичных игроков в сегменте краткосрочной аренды может вызвать интерес инвесторов к проекту, говорит управляющий партнер Sk Capital. Однако макроэкономическая нестабильность, высокая ключевая ставка и жесткая конкуренция со стороны «Авито», Циан и «Яндекса» могут осложнить размещение «Суточно.ру», считает Колесниченко.

 

Источник: forbes.ru