Как прошла первая программа Сколково для стартапов в области ИИ и больших данных

3 сентября 2020 г.

В конце августа завершилась первая программа развития Фонда «Сколково» для ИТ стартапов, создающих решения с использованием технологий искусственного интеллекта и больших данных.


В этой статье мы расскажем, какой была программа и как в ней проходили подготовку стартапы. Своими впечатлениями поделились организаторы, менторы и сами участники Tech Explorer.

Как появилась идея и какие задачи решает программа? 

«Уже 10 лет «Сколково» поддерживает развитие российских технологических стартапов. За это время мы накопили огромный опыт и сформулировали набор стандартных проблем, с которыми стартапы сталкиваются на каждом этапе развития: 

  • Компании тратят много времени на общение с заказчиками, но у них не получается закрыть сделку.
  • Компании создают технологию, а не продукт, который нужен рынку.
  • Из-за ограниченного финансирования компании вынуждены браться за кастомные проекты, а не развивать собственный продукт.
  • Компании создают продукт необходимый только на локальном рынке, с сильно ограниченными возможностями на международном рынке.

Мы видели истории сотен компаний и хотим сохранить и передать этот опыт. - рассказывает Сергей Ходаков, операционный директор ИТ-кластера Фонда «Сколково» и содиректор Tech Explorer.

Сергей Ходаков, содиректор Tech Explorer. .

«Ключевой вопрос, стоящий перед каждым стартапом, - это выбор правильного пути к рынку в условиях неопределенности и ограниченного времени. Цель нашей программы – помочь молодым компаниям найти свой путь» - дополняет Евгений Шеенко, содиректор и создатель методологии программы.

Создавая Tech Explorer, мы задавались целью передать накопленный опыт стартапам, чтобы они смогли избежать базовых ошибок и создать устойчивый 

 

Как стартапы попадают в Tech Explorer 

Наш опыт и лучшие практики подсказали наиболее оптимальный формат работы - это интенсивная программа в 9 недель для группы в 10-15 стартапов. 

Результаты программы определяются качеством участников. Именно поэтому мы постарались отбирать стартапы максимально тщательно: все заявки проходили формальный отбор, за которым следовало интервью с старшим менеджером программы Павлом Кривозубовым. 

Для успешного прохождения отбора проект должен был соответствовать трем основным критериям:

  • укомплектованная команда,
  • начальные вариант продукта,
  • использование технологий искусственного интеллекта или больших данных.

Отбор компаний проходил очень тщательно. Помимо зрелости компании и продукта, старались на этапе собеседования также прояснить ожидания от участия в программе. Тем самым глубже понимали потребности конкретной компании и выстраивали для них индивидуальный трек, подбирая нужных менторов. В этом треке мы учитывали пожелания участника, его отраслевую специфику, рынки, бизнес-модели и технологические особенности.

Павел Кривозубов, старший менеджер Tech Explorer 

На интервью оценивались также мотивация и уровень амбиций команды. По мнению Сергея Ходакова, уровень амбиций основателей критически важен для успеха проектов ранних стадий: за свой жизненный путь любой стартап проживает целый ряд неудачных решений и не подтвердившихся гипотез. Способность преодолевать кризисы, способность продолжать развивать проект, искать новые бизнес возможности - это ключевой фактор, который определяет реализуемость и успех проекта.

На первую программу было отобрано 12 компаний:

  • Seowork - платформа для аналитики и контроля онлайн-маркетинга в онлайн-ритейле на основе ИИ,
  • Start Exam - интеллектуальная HR-платформа развития сотрудников для малого и среднего бизнеса,
  • RTsim - компьютерные тренажеры для нефтегазового сектора, основанные на достоверных математических моделях технологических процессов и принципах игровой механики,
  • RaMTech - решение комплексного анализа изображений человека на основе ИИ, позволяющую сегментировать аудиторию социальных сетей и других веб-сервисов по расширенному перечню параметров,
  • Cera Marketing - система на основе ИИ и машинного зрения для автоматизации и анализа ключевых процессов в торговых точках,
  • Phishman - система автоматизированного дистанционного обучения сотрудников распознаванию противостоянию кибератак,
  • Аватек Cофт - решение на основе технологий обмана (Deception) и машинного обучения (ML) для обнаружения компьютерных атак в технологической сети,
  • Эмбиот - программно-аппаратная платформа автоматизации управления освещением «Ambiot»,
  • Online-express - система динамического пакетирования туристических услуг,
  • NeoLabs - платформа для обеспечения комфорта и безопасности пассажиров в аэропорту на базе многомерного анализа данных,
  • Smart Player - единая платформа для реализации мультимедийных проектов и централизованного управления устройствами в местах продаж,
  • Konnektu CDP - SaaS продукт для сбора, накопления и агрегирования всех доступных данных о потребителе в единую базу.

Как работает программа 

За основу методологии программы был взят подход Disciplined Entrepreneurship, созданный профессором MIT Биллом Олетом (Bill Aulet), который был адаптирован с учетом работы в онлайн и дополнен опытом работы со стартапами по корпоративным акселераторам. 

Я впервые узнал о методологии MIT на онлайн мероприятиях MIT Enterprise Forum Cambridge. Подход привлек меня своей системностью и большим количеством инструментов, которые можно использовать в работе со стартапами. Безусловно, работа в онлайн-режиме заставила адаптировать программу, и мне очень помогла в этом библиотека материалов Y Combinator.

Евгений Шеенко содиректор, создатель методологии Tech Explorer

На старте программы стартапы проходят диагностику. Здесь жюри оценивает «входные» питчи фаундеров, по которым анализирует текущее состояние компании. На диагностике выявляются сильные и слабые стороны проектов, намечается дальнейший вектор работы: на что обратить пристальное внимание, а что пока не требует внимания. Жюри ставит оценки и дает комментарии, часто очень критичные. Всего участники проходят 3 диагностики за программу.

Мои основные переживания пришлись на стартовую диагностику. Я никогда в жизни не выступал перед инвесторами и жюри, не готовил инвестиционных презентаций и вообще более силен в том, чтобы понудеть про бизнес-процессы в аэропорту (стартап из авиаотрасли – прим. автора), чем излагать про то, чем мы интересны инвестору. 

Поэтому на подготовке мой питч ни разу не уложился меньше, чем в 8 минут, а на диагностике за первые 4 минуты я осилил выдать только рассказ про рынок...Обратная связь от коллег пришла быстро и беспощадно! А за ней посетило и ощущение описавшегося на дорогом ковролине пуделя...Неприятное, но иногда очень полезное!

Когда через полтора месяца я ждал своей очереди на демо-дне, с аккуратно вычищенной и отрисованной презентацией, с ноутбуком, установленным на коробку, с предпрогоном питча за 4,5 минуты и с четким пониманием что и когда говорить, и какой призыв выдавать в конце - волнение было только за нормальный интернет и за соседский перфоратор.

Антон Хромов со-основатель Неолабс, участник программы 

Девять недель программы были разбиты на 3 модуля. Первый модуль посвящен детальному разбору проекта и формулированию гипотез, второй – сбору информации и подтверждению гипотез, третий – формированию итоговых презентационных материалов, финансовой модели и инвестиционного меморандума.

Каждый понедельник участники посещали обучающий семинар с инструкциями на неделю и получали чек-листы с набором вопросов и задач на неделю. Со вторника по четверг проходили индивидуальные встречи и работа с менторами, в ходе которых стартапы валидировали гипотезы, проводили кастдев и тренировали питчи. Каждую пятницу команда программы проводила фидбэк-сессии (Office Hours), где участники могли задать вопросы о программе, попросить помощи или дать совет по улучшению программы.

В программу также были включены блоки инвестиционного менторинга от Skolkovo Ventures, где стартапы могли получить обратную связь по инвестиционной привлекательности проектов и помощь в подготовке презентации и других материалов для инвесторов. Приятным бонусом шли консультации по интеллектуальной собственности и подготовке финансовых моделей.

"Кто бы ни говорил, что презентация не имеет значения, я в это не верю. То есть если вы ходите больше, чем к 2-3 инвесторам, то презентации стоит уделить максимум внимания, потому что она показывает проработанность вашей идеи. И не важно, красиво или некрасиво сделана эта презентация. Мне важно, есть ли ответы на вопросы, которые я для себя там ищу как инвестор." - из вводной лекции об инвестиционном менторинге Skolkovo Ventures

Станислав Колесниченко, управляющий директор Skolkovo Ventures, ментор программы 

«Возможность отточить инвестиционный питч с экспертами, получить обратную связь от потенциальных заказчиков и инвесторов – ценный ресурс для стартапа. Ведь венчурный рынок России очень небольшой, а значит шансов на ошибку практически нет. Фаундер должен с первого раза питчить правильно» - соглашается Павел Кривозубов.

Роль менторов в программе 

Успешную компанию почти невозможно создать без опыта и внешней экспертизы менторов, именно поэтому в программе участвует более 60 опытных менторов – успешных предпринимателей, представителей российских корпораций, венчурных фондов, ведущих университетов страны и институтов развития.

За программу каждый стартап провел, как минимум, 16 встреч с менторами. Со многими экспертами команды продолжали общаться и за рамками программы. Благодаря работе с менторами участники получают:

  • Доступ к большому предпринимательскому комьюнити. Менторы готовы делиться контактами и представлять понравившиеся стартапы “полезным” знакомым. 

  • Возможность учиться на чужих ошибках. Менторы готовы делиться своим уникальным опытом и предостеречь от неверных решений.

  • Практика питча и переговоров. Менторы укажут на слабые места и расскажут, как их улучшить.
  • Возможность собрать лиды. Ментор - это потенциальный заказчик или инвестор стартапа. Многие на программе ищут стартапы в свой портфель или вариант покупки технологии в корпорацию.
  • Возможность получить инвестиции еще до Демо-дня. Многие менторы являются бизнес-ангелами или представителями венчурных фондов.

"Опыт показывает, что предпринимательские компетенции практически не развиваются через традиционную академическую модель обучения, основанную только на лекциях и семинарах. Предпринимательство как бокс: посещение лекции по боксу не приведет вас на кубок UFC, на бой с Хабибом Нурмагомедовым или Конором Макгрегором" - отмечает Сергей Ходаков.

Очень крутой акселератор с интересной, мотивирующей программой. Жесткая, но справедливая критика помогла нам более трезво оценить проект, и ускорить работы в наработке кейсов и улучшении технологии. Было очень непросто, но это того стоило на все 100%. Нетворкинг со специалистами из самых разных областей позволил обрести новые, интересные контакты, со многими продолжаем общение и после курса. Спасибо!”

Александр Рябченко, Основатель RaMTech, участник программы 

Обратная связь от менторов вызвала волну инсайтов, которые сформировали совершенно иное понимание продукта, рынка и клиентов, чем было до программы.

Калиниченко Андрей, Директор по развитию бизнеса компании Эмбиот, участник программы 

Сейчас мы ведем набор на вторую программу Tech Explorer, которая начнется 28 сентября. Вы можете подать заявку на участие или получить всю дополнительную информацию на нашем сайте.

В рамках подготовки к запуску второй программы, 15 сентября пройдет открытый митап с организаторами Tech Explorer, на котором мы поговорим про основные проблемы, препятствующие развитию технологических стартапов в нашей стране, а также о реальных примерах их решения. Приходите!

Мероприятие пройдет в онлайн, требуется регистрация.

      

Источник: vc.ru

Поделиться