Как сохранить бесперебойную работу «умного» дома

10 июня 2022 г.

Может ли «поглупеть» жилье, напичканное современной электроникой, и как защитить себя и имущество от «восстания» домашнего ИИ.

 

dsgv_d1E4Rt6.width-800.jpg


Юрий Хаханов, директор по акселерации по направлению «Городские технологии» кластера энергоэффективных технологий Фонда «Сколково»:

«Умные» дома и их многочисленные элементы — светильники, розетки, термостаты, датчики освещенности, температуры, движения и другие устройства — делают жизнь комфортнее, упрощают рутину, повышают безопасность и энергоэффективность зданий. Пользователь может выстроить для себя идеальную систему, где все будет работать как часы: кофе сварится к завтраку, шторы раскроются одновременно с сигналом будильника, а через пару минут в ванной включится теплый пол. Но что если по каким-то причинам система даст сбой и перестанет работать?

Риски «умной» системы


В середине апреля 2022 года компания Insteon отключила пользователей от своего облака без предварительных уведомлений. Ее представители не отвечали на запросы через соцсети и на форумах, а руководители удалили информацию о компании из профилей LinkedIn. Мобильное приложение перестало работать, автоматизация сбилась, некоторые «умные» устройства вернулись к «аналоговой» работе и ручному включению/выключению.

Таким образом, клиенты Insteon вложили в систему сотни долларов, а компания закрылась, не предупредив и не предоставив помощи. Однако она могла бы дать время на перевод устройств на другие платформы и написать гайды, как это сделать. В итоге пользователям действительно предложили перейти на Home Assistant, OpenHab или Apple HomeKit, чтобы восстановить работу дома. Это распространенные платформы, поддерживающие подключение устройств Insteon и позволяющие ими управлять, то есть делающие их вновь «умными».

Правда, первыми подобные советы стали давать не официальные представители Insteon. Только спустя неделю компания обратилась к клиентам и объяснила причины закрытия, но так и не рассказала, почему не предупредила пользователей заблаговременно и не дала время на переход.

К сожалению, пользователям из России также приходится сталкиваться с подобной ситуацией — когда иностранные компании резко сворачивают деятельность на российском рынке, отключают от своих сервисов, прекращают техническую поддержку или продажу лицензий. Подобные шатдауны «умных» домов способны затронуть достаточно много людей, поэтому важно понимать, как обезопасить себя, свой комфорт и свое жилье.

«Умные» дома в России


Доклад Главного радиочастотного центра (подведомственный орган Роскомнадзора) говорит, что в 2020 году в нашей стране было 3 млн «умных» домов, или 18% от общего числа домохозяйств. Правда, только в 4% установлены комплексные системы, чаще же используются отдельные элементы. Ожидалось, что рынок будет расти на 20–30% ежегодно, и к 2025-му таких домов станет 8,3 млн.

В России жилье стало активно «умнеть» во время пандемии — люди много времени проводили дома, и им хотелось большего комфорта. Интересно, что Insteon, напротив, называет пандемию одной из причин закрытия — из-за разрыва логистических цепочек.

Системы «умного» дома все чаще устанавливаются в новостройках. Рынок становится более насыщенным и конкурентным, появляются новые девайсы, возможности и системы, которые объединяют устройства и позволяют ими управлять. Сейчас собрать себе «умный» дом достаточно просто, но важно обеспечить его стабильную работу в условиях новой реальности.

Как обезопасить «умный» дом от отключения


Чтобы снизить риски «оглупления», стоит придерживаться следующих принципов:

Имеет смысл ориентироваться на бренды, устройства и платформы, которые вряд ли уйдут из России по экономико-политическим причинам. Это, например, экосистемы «Яндекса» или «Сбера». Кстати, последний в начале мая объявил, что будет создавать систему на базе собственного облака, не зависящую от иностранных разработок. На российском рынке много «умных» устройств от Xiaomi, однако в новостях периодически появляются сообщения, что компания сократила или даже приостановила поставки своей продукции.Соответствующими разработками занимаются резиденты «Сколково», и таких компаний достаточно много. Например, UJIN в 2019 году создали платформу для «умных» домов, зданий и линейку аппаратных решений на основе искусственного интеллекта. В списке сколковских резидентов также есть проекты, которые будут развивать экосистему «умного города». Так, AlphaOpen за счет технологий снижения энергопотребления обеспечивает безопасность зданий и промышленных объектов, сокращая количество аварийных ситуаций.

«Умные» платформы, цифровые инфраструктуры в жилых и офисных комплексах, в коммерческих зданиях и отелях создают Rubetek и Z-Wave.Me, а «Научно-технический центр МЗТА» и компания IQnergy разрабатывают решения, способные автоматизировать производственные процессы и могут быть интегрированы в инженерные системы промышленной, коммерческой и жилой инфраструктуры.

Лучше, если данные «умного» дома хранятся и обрабатываются не только на облаке компании, но и на локальном сервере. Для резидентов «Сколково» это один из приоритетов, особенно для масштабных «умных» решений — внедряемых в жилые или офисные комплексы.

Предпочтение стоит отдавать универсальным девайсам и платформам — способным интегрироваться с решениями других производителей. Тогда, даже если компания закроется, прекратит поддержку своей системы или введет слишком дорогую подписку, «умный» дом можно перенести на другую платформу.

Повышение безопасности и кибергигиена


Даже если устройства оказываются без поддержки производителей, как правило, они не превращаются в «кирпичи», хотя этот вариант возможен. Чаще техника перестает быть «умной», сбиваются настройки, пропадает автоматизация. В некоторых случаях только перехода на другую платформу недостаточно, и требуется перепрошивка устройства.

В целом отключения «умных» домов — из-за закрытия компаний или по экономико-политическим причинам — обнажают другую актуальную проблему: безопасность. Такие системы всесторонне поддерживают безопасность домов — сигнализируют о пожаре, протечках, нахождении посторонних, но сами защищены недостаточно. Это справедливо для платформ и девайсов во всем мире, и проблема известна не первый год. Например, еще в 2018 году «Лаборатория Касперского» на Mobile World Congress в Барселоне показала, насколько легко взламывается «умный» дом.

Одна из причин слабой киберзащищенности — в дороговизне сложных решений (аналогичных, например, тем, что используются в банковской сфере). Плюс сами пользователи упрощают задачу злоумышленникам, не соблюдая правила кибергигиены: используют простые пароли, не устанавливают обновления, не защищают соединения, не отслеживают разрешения приложений.

Уже в ближайшем будущем защита «умных» домов будет повышаться. Это связано с их распространением и с ожиданиями надежности со стороны клиентов. Станет больше данных, локализованных на серверах или размещенных и на облаке, и на сервере. Возможно, и пользователи будут уделять большее внимание кибербезопасности в области интернета вещей и «умных» домов.

Источник: РБК.