Как в «Сколково» учат команды вузов и научных организаций работать с бизнесом

27 октября 2022 г.

В 2022 году Фонд «Сколково» запустил специальную образовательно-практическую программу по подготовке кадров для центров трансфера технологий (ЦТТ) в вузах и научных центрах. В октябре обучение завершает первая группа университетских команд, а в конце 2022 — начале 2023 года стартует новый цикл. О программе мы побеседовали с директором департамента по науке и образованию Фонда «Сколково» Александром Фертманом.

 

Директор департамента по науке и образованию Фонда «Сколково» Александр Фертман. Фото: sk.ru

 

Сервисы для исследователей и бизнеса

«Сколково представляет собой экосистему сервисов для исследователей, предпринимателей и компаний разного масштаба: от стартапов до лидеров мирового рынка. Весной 2022 года мы запустили программу подготовки кадров для ЦТТ, нацеленную на усиление взаимодействия разработчиков технологий с реальным бизнесом и повышение эффективности введения результатов исследовательской деятельности в экономический оборот. Как правило, в центрах есть руководители с большим опытом работы, а вот специалистов, обладающих необходимыми компетенциями для «работы руками» (решения конкретных задач), часто не хватает. Наша программа позволяет частично решить эту проблему», — рассказывает Александр Фертман.

 

Центр трансфера технологий — специальное подразделение или организация, создаваемая при крупных исследовательских центрах для привлечения задач от рыночных игроков и оказания помощи разработчикам во взаимодействии с бизнесом и промышленностью, включая процесс лицензирования результатов интеллектуальной деятельности, а также для создания долгосрочных партнерств между исследовательскими центрами и организациями реального сектора экономики.

 

По словам Фертмана, сегодня наблюдается дефицит результативных коммуникаций между образовательными, научными организациями и бизнесом. Специалист, работающий в ЦТТ, должен организовывать и удерживать коммуникацию в нескольких направлениях и обеспечивать взаимовыгодное сотрудничество. Первое — это взаимодействие с разработчиками, второе — работа с рынком, заказчиками, индустриальными партнерами.

 

«Специалисты, которых берут, что называется, извне, как правило, умеют работать с компаниями и корпорациями, но им чрезвычайно сложно установить эффективную внутреннюю коммуникацию с разработчиками, а без этого невозможно собрать команду для решения задач индустриальных партнеров. Обратная ситуация наблюдается, когда вы готовите сотрудника изнутри: у него доверительные отношения с командой ученых и инженеров, однако есть сложности с тем, чтобы правильно выстроить взаимоотношения с внешними партнерами, организовать постановку технического задания и т. д. Опять же, есть разница между проектным языком внутри научно-исследовательских организаций и внутри бизнес-структур. Балансировка компетенций для членов команд ЦТТ для нас и была основной задачей», — уточняет Александр Фертман.

 

Как устроена образовательная программа

В университетах или регионах, делающих ставку на разработку и коммерциализацию технологий как на значительное конкурентное преимущество, важно построить экосистему сервисов ЦТТ для исследователей, предпринимателей и индустриальных компаний. Совместно с федеральными партнерами сотрудники ЦТТ анализируют задачи заказчиков и научные разработки, поддерживают самоопределение исследователей и формирование сбалансированных команд и помогают выводить продукт или сервис на рынок. Особенно актуально построение таких экосистем для решения задач, стоящих перед научно-образовательными центрами мирового уровня (НОЦ) и инновационными научно-технологическими центрами (ИНТЦ).

 

Образовательная программа для центров трансфера технологий состоит из трех модулей, которые проходят очно в «Сколково».

 

Первый модуль называется «Система коммерциализации знаний в университете/регионе». Он посвящен технологическим и рыночным трендам, а также исследованиям как основе для развития технологических проектов и компаний.

 

Участники узнают, каким должен быть «правильный» центр трансфера технологий, в чем заключается его функционал, какие требуются компетенции, как взаимодействовать с индустрией и т. д.

 

Темы модуля:

 

• взаимодействие ЦТТ с исследователями, инженерами, студентами и руководством вузов, организация кооперации и работа над мотивацией;

• проведение экспертизы технологических проектов;

• возможные стратегии научно-образовательных организаций по взаимодействию с индустрией, требования бизнеса к заказным НИОКР;

• изучение того, как устроена система технологического трансфера на примере Китая;

• case study: истории успеха команд, вышедших на международные рынки.

 

Второй модуль называется «Управление результатами интеллектуальной деятельности». Участники программы узнают, как правильно вести переговоры с инвестором, какие ключевые условия соглашений нужно понимать и учитывать, какие из юридических форм инвестиций наиболее популярны и эффективны.

 

Модуль охватывает следующие темы:

 

• формирование и управление портфелем компетенций, разработок, технологий и результатов интеллектуальной деятельности;

• коммерциализация объектов интеллектуальной собственности, аудит патентного портфеля;

• различные виды лицензий, отчуждение прав, НИОКР, служебные РИД, РИД по договорам авторского заказа и пр.;

• возможные варианты юридического структурирования сделок вузовских стартапов;

• юридическое сопровождение сделок технологических компаний.

 

Третий модуль «Взаимодействие с индустрией» включает такие темы, как:

 

• оценка потенциала коммерциализации результатов исследований и разработок, технологий, выявление ключевых компетенций исследовательской команды;

• организация эффективной работы с компаниями и корпорациями;

• продвижение исследовательских и технологических проектов через разные каналы;

• коммерциализация исследовательских компетенций мирового уровня;

• привлечение грантов и инвестиций;

• бизнес-симуляция «Продажа результатов исследований, разработок и технологий корпоративному заказчику».

 

Между модулями команды ведут проектную работу: формируют дорожные карты ЦТТ, прорабатывают логику развития и презентацию проектов для налаживания сотрудничества с потенциальными индустриальными партнерами. По итогам работы проводятся переговоры с целевыми компаниями и корпорациями.

 

«Мы ищем инструменты, которые позволят командам ЦТТ более эффективно привлекать ресурсы в университет. У разных вузов, которые с нами работают, разные модели, и даже не у всех из них сейчас есть ЦТТ. При этом подготовка кадров, способных работать как с исследователями, так и с бизнесом и приносить в университет деньги, интересует многих руководителей», — добавляет Александр Фертман.

 

В программе сильный экспертный состав: представители Фонда «Сколково», Сколковского института науки и технологий, стартапов — резидентов «Сколково», а также внешние эксперты, представляющие крупный российский бизнес. Представители индустрии участвуют как в образовательном блоке, так и в обсуждении технологических решений, предлагаемых университетскими командами.

 

Сетевой эффект и обмен лучшими практиками

«Мы предоставляем участникам нашей программы площадку, где они могут рассказать о своих лучших практиках, ведь все приходят с разным опытом. Для команд появляется сетевой эффект от обучения, поскольку они учатся не только у экспертов, но и друг у друга», — отмечает Александр Фертман.

 

Так, например, команда ТУСУР, у которой есть якорный партнер, многие годы инвестирующий в развитие компетенций в определенной области, поделилась опытом в части построения кооперации со средним бизнесом. В Сибирском федеральном университете развивается Институт гастрономии, и ключевую роль в его запуске сыграл индустриальный партнер.

 

«Фактически это работа, которую и должен вести ЦТТ, давая индустриальным партнерам возможность не только получить решения конкретных технологических проблем, но и организовать работу по достижению долгосрочных кадровых и бизнес-целей. С такими разными достижениями коллег довольно сложно познакомиться, если вы не общаетесь в сетевом формате на заданную тему», — рассказывает Александр Фертман.

 

Без построения долгосрочного сотрудничества между университетами и индустрией работа не даст значимой отдачи, уверен эксперт.

 

«Нашу программу можно будет считать эффективной, если по итогам обучения не только увеличатся доходы университетов, но и появятся экономические эффекты от того, что делают исследователи и разработчики у их партнеров», — заключает Александр Фертман.

Поделиться