«Канатоход» совершил первый автоматический облёт опоры ЛЭП

9 июня 2020 г.

На объекте компании «Россети Урал» – линии электропередачи 110 кВ «Ново-Свердловская ТЭЦ – Дачная» в Екатеринбурге успешно завершены очередные испытания комплекса «Канатоход». Роботизированная диагностическая система, разработанная резидентом «Сколково», совершила первый автоматический облёт опоры линии электропередачи без участия пилота

Автоматическое управление полётом и посадкой позволяет расширить возможности применения комплекса для мониторинга воздушных линий в труднодоступных местах, исключит ошибки пилота и сведёт к минимуму присутствие специалистов в охранной зоне энергообъектов, сообщили Sk.ru в компании «Лаборатория будущего», которая создала роботизированный комплекс. «Канатоход» позволяет дистанционно мониторить ЛЭП и определять места ее возможных повреждений, а в будущем сможет их ремонтировать. Он сканирует трассу, строит 3D-карту, выявляет дефекты, записывает и передает данные.

Фото: "Лаборатория будущего". 

Директор малого инновационного предприятия «Лаборатория будущего» Александр Лемех в интервью Sk.ru назвал разработку «гибридом орла и ужа»: «Орел взлетает и стыкуется с силовым проводом линии электропередачи. Дальше по ней ползет уж, который проводит необходимый контроль. Если на линии есть дефект, наше устройство обнаружит его и предотвратит системную аварию. Проект предполагает объединение летающего и мобильного роботов для выполнения комплексного контроля высоковольтной линии. Летающий робот нужен для того, чтобы быстро и по кратчайшему пути достичь любого места линии. Например, в России более 2,5 млн. км высоковольтных линий, которые требуют постоянного контроля. Сегодня используется визуальный, как правило, пеший осмотр. Монтажник в бинокль пытается найти дефект на высоте более 20 метров. Это иногда получается.

Более эффективным является инженерный инструментальный осмотр с использованием специальных диагностических приборов. Однако эти приборы дорогостоящие, требуют высокой квалификации и долгого времени проведения диагностики. Также более эффективным является осмотр с подъемом на опору. Но он значительно более сложен, в большинстве случаев требует отключения высоковольтной линии, а главное - связан со смертельным риском из-за высокого напряжения и работ на высоте. Наш комплекс предназначен для выполнения комплексного инженерного инструментального верхового осмотра, который получается в 10 раз эффективнее аналогичного комплексного осмотра».

Первое испытание системы автоматической навигации «Лаборатория будущего» произвела на стенде в Технопарке высоких технологий Свердловской области в мае 2020 года. «По заранее спроектированной миссии «Канатоход» взлетел, вышел на заданную точку над проводом и распознал его системой технического зрения. Позиционирование «Канатохода» и посадка на провод прошли штатно в автоматическом режиме. Затем был запущен колёсный модуль, «Канатоход» начал движение по пролёту. На заданном расстоянии от опоры дрон остановился, в автоматическом режиме взлетел с провода и перелетел через опору ЛЭП 110 кВ в соседний пролёт. Диагностическая бригада в это время наблюдала за работой всех систем «Канатохода» из мобильного пункта управления с использованием модуля телеметрии», – поделился подробностями испытаний Алексей Соколов, главный инженер «Лаборатории будущего».

Фото: "Лаборатория будущего".

Александр Лемех считает такие результаты большим прорывом для электроэнергетики. «Мы разрабатываем технологию, с помощью которой можно удалённо проводить мониторинг состояния линий электропередачи, делать техническое обслуживание и локальный ремонт. Создание робототехники для энергетики включает в себя большой спектр самых разнообразных разработок. Разрабатывается серия дронов различного назначения на унифицированной платформе, соответствующее программное обеспечение для планирования миссий, модифицируется различное диагностическое оборудование, разрабатываются устройства и технологии для технического обслуживания и локального ремонта элементов ВЛ. Опыт работы с зарубежными энергокомпаниями даёт нам вектор дальнейшего развития – предприятия заинтересованы не только в покупке комплексов, но и построении заводов и создании учебных программ на базе «Канатохода»», – рассказал директор «Лаборатории будущего».

Достигнутые результаты были продемонстрированы руководству компании «Россети Урал», где технология проходит опытную эксплуатацию. По оценке главного инженера компании «Россети Урал» Владимира Болотина, удалённое автоматизированное и роботизированное обслуживание линий электропередачи – актуальная задача, которая стоит перед каждой электросетевой компанией в рамках принятой стратегии цифровой трансформации. «Мы стремимся обеспечивать полную безопасность своего персонала и постоянно повышать надёжность электроснабжения потребителей, поэтому внимательно следим за инновациями, поддерживаем такие проекты и планируем их пилотное внедрение», - сообщил В. Болотин.