Каждый второй российский школьник при выборе профессии планирует опираться на собственные интересы

13 мая 2022 г.

При выборе будущей профессии ученики 5-8 классов больше ориентируются на истории успеха известных людей (например, Илона Маска), чем ученики 9-11 классов, выяснили эксперты платформы «ЯКласс» и «Учи.ру», резиденты Фонда «Сколково», в рамках всероссийского исследования среди 1904 учеников 5-11 классов. 

 

По результатам опроса, проведённого с 1 по 13 апреля 2022 года, при выборе будущей профессии каждый второй школьник собирается опираться на собственные интересы и навыки (53%). Каждый пятый ученик будет ориентироваться на истории успеха известных предпринимателей (17%) и мнение родителей и учителей (17%). К советам одноклассников, друзей или блогеров прислушаются лишь 6% российских школьников. При этом, ученики 5-8 классов больше ориентируются на истории успеха известных людей (75%) и мнение инфлюенсеров (76%), чем ученики 9-11 классов (25% и 24% соответственно).

 

WhatsApp Image 2022-05-05 at 18.58.15.jpeg

 

Наименее интересными направлениями для дополнительного изучения учащиеся назвали медицину и фармацевтику (8%) и экологию (8%). Самыми интересными — психологию (17%), финансовую грамотность (15%), IT и программирование (14%). При этом часть опрошенных интересуется интернет-маркетингом (13%), технологиями и инновациями (робототехника, биотехнологии) (12%) и предпринимательством (11%). 

 

WhatsApp Image 2022-05-05 at 18.58.17.jpeg

 

Оксана Демьяненко, директор Международной гимназии Сколково: «Взгляд родителей и школьников на потенциально перспективные сферы для профессионального развития часто различаются. Многие студенты гимназии Сколково, по результатам наших опросов, видят себя в IT, креативных индустриях и социальной деятельности. В то время как родители видят своих детей в биомедицине и инженерии. Наши опросы подтверждают, что развитие мягких навыков — важный результат обучения в школе по мнению и школьников, и родителей. При этом развитие soft-skills — креативность умение убеждать, сотрудничать, адаптироваться, происходит не только в рамках урока, а в ежедневой школьной жизни: в средовых и во вне академических проектах».

 

По результатам опроса, лишь 38% российских школьников знакомы с понятием «гибкие навыки». Однако именно стрессоустойчивость и способность адаптироваться к новым условиям большинство респондентов считают наиболее важными навыками для успешной карьеры наряду с умением анализировать информацию. Далее школьники выделяют профессиональные навыки (9%), развитость логического мышления (9%), умение быстро концентрироваться (8%) и знание иностранных языков (8%).

 

WhatsApp Image 2022-05-05 at 18.58.13.jpeg

 

Илья Паршин, генеральный директор образовательной онлайн-платформы Учи.ру: «Гибкие навыки наряду с профессиональными компетенциями во многом определяют успех реализации личности. Поэтому все большее внимание родители и учителя уделяют развитию функциональной грамотности и метапредметных навыков детей. Мы в Учи.ру стараемся помочь педагогам, разрабатывая специальные инструменты по оценке уровня таких компетенций учеников. Созданы образовательные курсы и олимпиады, которые помогают ребенку гармонично развиваться и повышать свой уровень в таких областях, как критическое мышление, эмоциональный интеллект, тайм-менеджмент».

 

Школьная программа, по мнению учеников, помогает развивать такие навыки, как критическое мышление, умение анализировать информацию (18%), коммуникацию (11%), работу в команде (15%), креативность (12%), тайм-менеджмент (10%), стрессоустойчивость (25%), эмоциональный интеллект и эмпатию (9%).

 

Екатерина Рыжова, директор «ЯКласс»: «В быстро меняющемся мире профессиональных навыков и умений может быть недостаточно, поэтому важно развивать гибкие навыки у детей со школы. Современные школьники понимают значимость развития soft skills для достижении учебных и карьерных высот, однако важно дополнять учебные программы заданиями и упражнениями, стимулирующими развитие таких умений».