Кибатланты Кибатлона

10 октября 2016 г.

Небольшое число людей, которых принято называть “люди с ограниченными возможностями” могут легко понять, что такое Кибатлон. Сложнее рассказать о нем всем остальным, тем кто может бегать по ступеням и скакать через лужи, готовить завтрак и вставать с дивана без посторонней помощи. Что касается меня, то я описал Кибатлон как попытку прорыва технологических барьеров для расширения (потенциально, бесконечного) возможностей человека с с помощью нового типа умных устройств.


Кибатлон — это соревнования. Здесь соперничают команды-кентавры, состоящие из кибатлантов (кто-то уже изобрел это слово?). Каждая команда состоит из инженеров-изобретателей, создающих решения — экозскелеты, экзопротезы, коляски, интерфейсы — для пилотов- людей с ограниченным возможностями.

На недавно прошедшем Кибатлоне в Цюрихе проходило соревнование по шести номинациям. Общее для всех номинаций то, что пилот, действующий в одиночестве, должен пройти через полосу бытовых препятствий, возникающих у любого человека с такого рода ограничениями ежечасно. Каждая команда имеет две попытки для преодоления трассы: квалификация и зачет

Здесь хорошо (хотя и немного искаженно) видна полоса препятствий, подготовленная для испытаний электрических колясов    

    

Чтобы дальнейшее стало понятным, нужно немного рассказать о каждой из них в отдельности.

Номинация ARM (РУКА) имела полосу препятствий, имитирующую сложности, возникающие в жизни человека без руки. Нужно разложить предметы на столе, провести кольцо через проволоку, забрать вещи из шкафа, вставить лампочку в лампу так, чтобы лампа зажглась, открыть дверь, закрыть ее, приготовить завтрак, развесить белье, собрать вещи и отнести их по лестнице. Пустяк для здорового человека. Сложнейшее задание для человека-киборга. На все задания — 8 минут.

Пилот ARM команды Imperial College of London успешно завернул лампочку  

  

Номинация LEG — по сути то же, что и ARM, но для пилота у которого нет ноги. Надо пять раз подряд встать на обе ноги и сделать шаг с софы, буквально перешагнуть через несколько рамок с препятствиями (полагаю, что они имитируют беспорядок в доме :)) подняться к двери, открыть ее, затем перепрыгнуть через лужи, пройти по наклонным поверхностям и затем два раза подняться и спустится по лестнице, неся в руках две тарелки с едой. И времени на эту полосу препятствий — 4 минуты!

Пилот команды ORTOKOSMOS Дмитрий Игнатов (Россия) переходит по камушкам реку вброд.  

  

Номинация Powered WheelChair — все тоже самое, только пилот это параплегик (паралич нижних конечностей) или тетраплегик (полный паралич). Пилот должен подъехать к столу, обогнуть ряд препятствий, забраться на крыльцо к двери, открыть ее, затем проехать через барьеры, имитирующие российские дороги ), прокатится через наклонную плоскость и затем вскарабкаться по лестнице. Время прохождения трассы — 8 минут

Пилот команды Caterwill Юрий Ларин (Россия) успешно закрывает дверь  

  

Номинация Powered Exoskeleton. Вообщем, то же самое что и на коляске, только теперь пилот (параплегик) использует силовой экзоскелет. При этом допускается опора на костыли. Время прохождения трассы — 10 минут

Пилот команды SG Mechatronics (Ю.Корея) Ким Бьюнвун преодолевает подьем на трассе  

 

Номинация Brain Computer Interface — гонка автаров людей, которые управляют ими силой мысли. Для этого нужно ясно уметь передать компьютеру три команды. Кто из пилотов может это яснее передать, тот и выигрывать гонку, которую за него бегут смешные человечки на экране компьютера. Гонка — 4 минуты.

Нума Пужюли, пилот команды BrainTweakers (Швейцария) после объявления финального результата. Победа конечно!   
 
Гонка автаров в номинации BCI 
 

 Кибатланты

Пилоты команд это люди, из которых случай уже что-то сделал. Гвозди не получились, но получились люди такого качества, которого почти не встречаешь среди моих обычных, здоровых коллег. Один пилот-тетраплегик (полный паралич) про себя рассказывал, что когда у его электроколяски сел аккумулятор, когда он гулял в лесу, то он полз до дороги. Впрочем, русские люди не уникальны. Более того, наш народ брутален и силен. Но, когда я думаю о пилоте гонконгской команды, гонщице на инвалидных колясках, маленькой девчонке, банковском клерке, парализованной с детства, которая никогда в жизни не выезжала дальше острова Коулун, то я понимаю, что не все в этой жизни решается брутальностью. В ее случае это было буквально. Все те, с кем она соревновалась, действовали тщательно и осторожно, медленно передвигаясь через препятствия. Только Кларенс на своем танке (правда, танк) просто мчалась через препятствия. Команда Гонконгских студентов уступила секунды чемпиону, швейцарцу. На экранах видно было что Кларенс плакала — победа ускользнула. Но когда студенты и банковские клерки уступают секунды профессионалам и паролимпийцам, то понимаешь, что это не только технологии. Возможно, что в будущем самими смелыми разведчиками и солдатами будут именно те, в ком есть дух, но кто вряд ли отожмется 100 раз.

Пилот команды Гонконгского университета Кларенс   

  

Если пилоты — это те, кто ведет к победе технологии, то сами технологии создают инженеры. Если вы близко знаете одного инженера-робототехника, то считайте, что вы знаете всех остальных. Они любят копаться в своем железе.

  

У инженеров-робототехников есть одна загадочная для меня черта. Предоставленные сами себе, они любят разбирать свое изделие накануне соревнований, чтобы улучшить. А далее, уже в зависимости от удачи — “оно” не поехало, “оно” сгорело, “оно” перестало работать по неизвестной причине (призываются шаманы). Это касается робототехников любого возраста. Я уже многократно наблюдал это. Как мне говорили старые связисты в одном маленьком стартапе — НИКОГДА НЕ ТРОГАЙ ТО, ЧТО РАБОТАЕТ. Видимо, на роботехнических факультетах говорят по-другому: НАДО ВСЕГДА ПОПРОБОВАТЬ УЛУЧШИТЬ ТО, ЧТО РАБОТАЕТ НЕ ТАК ХОРОШО КАК НАМ КАЖЕТСЯ. 

   

Понты еще не все

Тут недавно френды в ленте верно замечали, что на пять человек которые учат инноваторов коммуникациям, рисованию слайдов, работе в команде, созданию финансовых таблиц и прочей полезной (в кавычках) деятельности, найдется едва ли один, который учит, как делать продукт. Так вот, по-моему френды ошибаются на порядок. Пройдусь по чужим, чтобы свои больше любили ). Накануне Financial Times тоже рассказал про Кибатлон и подготовку сборной Великобритании в Imperial College of London (моя альма-матер, кстати). Так вот, там профессор и компания студентов готовилась к пяти номинациям 2 (два!) года. Зная ICL, могу сказать, что и цифра финансирования у них была примерно как число лет, только в миллионах фунтов стерлингов. Если бы на Кибатлоне был конкурс на лучшее техническое решение, то первый приз достался бы им, без сомнения. Коляска или протез руки у них были вершиной инженерного творчества. Но, дело в том, что такого конкурса там не было. Нужно было лишь за лучшее время выполнить больше заданий. Так вот, ребята из лаборатории Альдо Фейзала ни по одной номинации не вошли в число призеров. Кибатлон суров, но это кибатлон. Утешает то, что англичане — уникальная нация. Там в чести культ благородного лузера. Даже если джентельмен проиграл Кибатлон, то он не перестает быть джельтенменом.

Кевин Эвисон, пилот номинации ARM в команде ICL 

   

Как там наши?

В номинации ARM наш фаворит, Моторика, оказалась лишь на десятом месте. Из двенадцати команд. Конечно, ребята ставили себе цель — войти в десятку лидеров. Попали. Команда Caterwil, выступавшая в номинации WHEELCHAIR в общем зачете заняла 6 место. Всего там было 12 команд. Замечу, что наши обошли Imperial College of London! Это само по себе достижение. Команда Neurobotics с интерфейсом МОЗГ-КОМПЬЮТЕР (BCI) заняла 5 (пятое!) место из 14! Чтобы читатели правильно оценили это достижение, скажу лишь что это самая конкурентная номинация. Всего в ней выступало 14 команд. Все остальные команды были из исследовательских университетов МИРОВОГО УРОВНЯ. Перечислю некоторых: Институт Макса Планка, Imperial College of London, Университет Эссекса, Университет Кореи и другие. Оказаться в числе пятерки лидеров — это прекрасное достижение для нашего СТАРТАПА!!! Российский кзоскелет, другая разработка Нейроботикс, представленный командой Neurowalk и собранный накануне (из того, что было :)) оказался на 7-м месте из 9 команд. Лучший результат в сборной России показала команда ORTOKOSMOS, заняв четвертое место (четвертое!!!) и обойдя при этом команды, поддержанные компанией Ottobock (100 лет истории, миллиарды евро выручки), но уступив лишь другой крупной компании OSSUR, пилоты которой заняли все три первых места.

Если смотреть на объективный результат, то ни по одной из номинаций Россия не попала в число призеров. Это обидно. Но, это спорт, который имеет еще одно измерение — технологии.

Тем не менее, не вижу причины для печали и разочарования в отечественной отрасли ассистивных технологий. У меня есть простая метрика измерения результативности на такого рода испытаниях. Надо смотреть не только на занятое участником место, но и на то, каково соотношение между заработанными баллами и финансированием команд. Грубо говоря, сколько финансирования было потрачено на балл. Так вот, если с этой точки зрения посмотреть, то ORTOKOSMOS “сделал” компанию OSSUR, которая поддержала в номинации LEG всех пилотов. Это глобальная компания, производитель протезов, которая имеет миллиард евро на НИОКР ежегодно. Это Давид против Голифа. Но это подтверждение того, что уже не актуален вопрос “будет ли ваш бизнес disrupted”. Актуален вопрос “когда ваш бизнес будет disrupted”. Поэтому, с точки зрения инновационности разработки, ORTOKOSMOS стал не просто победителем, но ушел глубоко в отрыв от остальных конкурентов. Думаю, что это не только потому, что технология лучшая, но и потому, что их пилот, Дмитрий Игнатов — человек, который был действительно внутренне мотивирован на победу.

Минута славы для команды ORTOKOSMOS после финала  

  

Моими героями стали также ребята из команды Caterwil из номинации WHEELCHAIR. Да, конечно, шестое место это не первое. Потом ребята мне жаловались на несправедливость жизни. “Ну как же”, — говорят. “У нас точно такая коляска продается. Точно такую же мы клиентам поставляем. А у остальных — специально сделанные, подобранные для этих соревнований”. “Чудаки, вы, — отвечаю. “Подумайте сами, вы взяли серийную ладу и поехали на гонки формулы два в Монтекарло. На этой серийной ладе вы обошли профессиональные команды, которые ездили на том, что они собрали специально для этой трассы”. Ну а теперь представьте, что те же русские инженеры не на ладе приехали через всю Европу, но действительно сделали коляску, специально предназначенную для этой трассы? Думаю, что тогда бы и на Кибатлоне русских упрекнули в использовании кибернаркотиков для улучшения результатов. Не могу не процитировать еще раз Нейла Стивенсона:

Попросите русского инженера сделать пару туфель и через неделю он вам принесет что-то, отдаленно напоминающее коробку из под туфель. Попросите русского инженера сделать какую-нибудь штуку, чтобы мочить немцев и в нем проснется чертов Эдисов и чертов Эйнштейн и на следующее утро он принесет вам такую штуку, которую никто даже придумать не мог.
Юрий Ларин, тетраплегик, пилот команды Caterwil уверенно начал прохождение трассы    

   

Что не так?

Скромные успехи, которые я описал выше, не должны мешать нам видеть объективную реальность. Если кто-то и виноват в том, что наша команда выступила не так хорошо, как могла бы, то это, наверное, я. Как верно замечали некоторые из наших партнеров по коалиции, Сколково присоединилось позже всех. Да, мы много сделали вместе с партнерами для коммуникации и популяризации Кибатлона. Да, мы одели команду в легко узнаваемую униформу (Оля, ты молодец!). Но, елы-палы!!! Если бы раньше начать все делать именно с инженерной точки зрения, то следовало бы делать нормальное проектное управление. Не в смысле прикрывания бюрократией от Щетки с помощью методичек и экселек, но в смысле управления версиями, архитектурой решений, создания нормальных ремкомплектов, запасных версий, внимательного прочтения правил и тестирования, тестирования, тестирования. А финансирование стоило тратить на железо и людей больше, чем на коммуникационные идеи. Мы проиграли не потому, что были хуже в технике или в людях. Просто не подготовились достаточно. Не тренировались достаточно. Не вложились в оборудование, тестирование и обеспечение достаточно. Еще раз, сначала идут люди, софт и железо, а уж потом коммуникации и прочая а-ля-улю. Увы, времени для этого, после того, как Сколково присоединилось, оставалось смертельно мало. Сделали, что могли. Но если бы мы начали, как ICL, готовится за два года. То сделали бы так, что мир бы ахнул. Честно. Правда, стали бы подозревать в кибердопинге. 

 

Мы опять идем не так, как все

На Кибатлон проявилось это особенно. Подавляющее большинство команд, которые выступили хорошо — команды университетов. Большниство участников Кибатлона — команды университетов. И только из России — нет ни одного университета. НИ. ОДНОГО. Видимо, им очень хорошо в их башне из слоновой кости, которую называют “5–100”. Френды тут говорят, что Щетка никогда не разрешит тратить деньги на такие мероприятия. Я вот что-то сомневаюсь. Видя, какие замечания Щетка делает, я понимаю, что аудиторы не меньше чем мы, налогоплательщики, хотят РЕЗУЛЬТАТ. Если будет у университета ПРОВЕРЕННЫЙ результат МИРОВОГО уровня. Правда думаете, что их кто-то осудит? Если меня что-то и расстраивает, так это то, что по-настоящему, амбиции, желание двигать НТР вперед (а не просто отчитываться статьями в скопус) я вижу в нашей стране только у стартапов. Хочу ошибаться. Очень жду что наши национальные лидеры-университеты порвут всех на следующем Кибатлон. Ну или хотя бы на следующем Робокросс.  

 

Что так?

Мы все лучше и лучше работаем вместе с партнерами. Наконец-то АСИ, РВК и Сколково не просто сидят вместе и разговаривают про будущее на одной панели, но ДЕЛАЮТ вместе сложные вещи, которые требуют планирования и обдумывания, отвественности и финансирования. Конечно, мы ссоримся. Потом миримся. Снова ссоримся и опять миримся. Дело в том, что когда люди понимают, что дело важнее,чем их должностные обязанности, то все встает на свои места. Но такое понимание приходит только с опытом совместной работы (и жизни).

Наша сборная. Не все попали в кадр, правда)  
   

Про организацию Кибатлон

Не зря швейцарские часы делают в Швейцарии. Точность выполнения графика соревнований была просто потрясающей. Отставания не было вообще.

Кроме того, очень понравилась и выставка, посвященная асситивным технологиям (с древнейших времен) до наших дней. И интерактивная экспозиция, где каждый желающий мог примерить экзопротез, попробовать себя в роли пилота экзоскелета или инвалидной коляски.

На секунду представьте у нас такую выставку. Представили? Вот это все, что я хочу сказать про нашу инклюзию.

Инклюзия это не только включение инвалидов в нашу жизнь. Это и включение обычных людей в жизнь инвалидов.    

  

Лично на меня произвело неизгладимо впечатление “шоу с палками”. Организаторы Кибатлон пригласили одного из артистов Cirque Du Soleil Дергина Токмака. Он — танцор и параплегик. Танец был на костылях. Да, обычных костылях. Но на обычных костылях Дергин просто летал в воздухе. Посмотрите сами, если не верите

 

   

Про болельщиков

Я ненавижу спорт: футбол, большой и настольный теннис, легкую атлетику, лыжи и бокс. Но меня не оставляет равнодушным рев многотысячной толпы на стадионе в Цюрихе, когда пилоты-колясочники финишировали с разрывом в доли секунды друг от друга. Это не триумф химических лабораторий и старичков-тренеров. Это триумф инженеров, ученых и очень сильных духом людей. Болеть за людей-киборгов было намного интересней чем наблюдать за тем, как роботы открывали двери на DARPA Robotics Challenge. Когда выступали местные швейцарские пилоты стадион гудел от крика толпы сочувствующих. Мы, группа поддержки команды России тоже кричали что есть сил. И даже проявляли хитрости визуализации.

Наш флаг как и полагается, в центре. Словенский флаг чуть левее)  

   

 

Немного жаль, что из России приехал лишь один болельщик, который за свои деньги купил билет. Видимо, Кибатлон, как вид спорта еще не так популярен у нас, как мне бы того хотелось. Но дело поправимое, если мы проведем такой Кибатлон у нас. Для этого нужно немного — энтузиазм и хорошая финансовая поддержка на правильные цели.

В заключении скажу, что дело поддержки превращения людей с ограниченными возможностями в людей с не-ограниченными возможностями есть дело лично нас — инженеров, чиновников, ученых, капиталистов. Это не дело государства. Это мы решаем и мы делаем мир более комфортабельным для тех кому в нем не так уютно как нам. 

  

Руководитель Робототехнического Центра Сколково Альберт Ефимов. 

  

Источник: medium.com