Кирилл Каем: Поддержка «Сколково» позволяет стартапу расти в два-три раза быстрее рынка

21 сентября 2023 г.

Меры поддержки стартапов, развитие отечественных инновационных технологий и возможности кооперации на стадиях разработки и внедрения новых решений, в том числе в контексте опережающего импортозамещения — обсуждали на Восточном экономическом форуме (16+). О том, как в этой работе участвует Фонд «Сколково» (Группа ВЭБ.РФ) и какую роль в развитии инноваций в России играют стартапы Дальнего Востока в интервью ИА PrimaMedia рассказал старший вице-президент по инновациям Кирилл Каем.

 

— Кирилл Владимирович, какие меры поддержки в настоящее время могут получить стартаперы в «Сколково»?

 

— Меры поддержки делятся на финансовые и нефинансовые. По мнению большинства стартапов, нефинансовые меры важнее. Например, многие стартапы приходят к нам для того, чтобы получить менторскую помощь для формирования продукта. Бывает, что благодаря участию менторов и сотрудничеству с индустриальными компаниями — партнерами Фонда, стартапы меняют саму концепцию продукта. Существует также большое количество акселерационных и учебных программ — это блок нетворкинга, в рамках которого организована работа с различными специалистами — разработчиками технологий, представителями бизнеса, экспертами. Участие в таких программах стимулирует инновационную активность и позволяет стартапу расти в два-три раза быстрее рынка.

 

Если говорить о финансовой поддержке, то можно сказать, что стартапы «Сколково» находятся в «налоговом раю»: они не платят НДС, налог на прибыль, имущественные налоги. Мы также субсидируем им таможенные платежи для импортируемых товаров, которые необходимы для разработки инновационных продуктов — это приборы, материалы, реагенты, тесты и т.п., частично компенсируем социальные взносы, которые по законодательству РФ они должны платить в бюджет. 

 

Вторая часть финансовых льгот — это грантовые программы. Например, микрогранты, которые стартап может получить для создания прототипов, проведения испытаний, участия в выставках и конференциях, покупки комплектующих и лицензий ПО, а также для использования маркетинговых сервисов и программ защиты интеллектуальной собственности. Совокупный размер грантовой поддержки на одного участника не может превышать 4 млн рублей в течение одного календарного года. 

 

Кроме того, действует программа минигрантов. Мы проводим большое количество корпоративных программ, где по заказу партнеров выбираем лучшие технологии. Те из них, которые партнер считает применимыми для своей компании, мы можем профинансировать так называемым грантом на «доращивание», то есть на доведение до готовности к пилотированию или внедрению.

 

— Помогает ли «Сколково» стартапам привлекать инвестиции из внешних источников? 

 

— Да, мы помогаем стартапам получить финансирование в других институтах развития за счет повышения оценки проекта, привлечь заемное финансирование. Так, в 2022 году по программе льготного кредитования высокотехнологичных МСП 25 резидентов «Сколково» получили финансирование на общую сумму 2,4 млрд рублей. У нас действует специальная программа для резидентов Фонда «Сколково» в Фонде содействия инновациям. Они получают дополнительные баллы, поскольку прошли через нашу экспертизу. Мы также помогаем привлекать частное финансирование из различных источников на увеличение уставного капитала. У нас есть дочерняя компания ООО «СК Капитал» (SK Capital), которая оказывает консультации по привлечению инвестиций, а также самостоятельно управляет несколькими венчурными фондами.

 

У «Сколково» есть специальные меры поддержки для физических лиц, так называемых бизнес-ангелов. Это программа работает как для сколковских резидентов, так и для университетских стартапов в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» Минобрнауки России. Эта программа позволяет частному лицу, инвестировавшему в стартап, вернуть до 50% вложенных средств, если их объем не превышает НДФЛ за предыдущие три года. 

 

Меры поддержки стартапов включают и льготный доступ к инфраструктуре. У нас более 20 партнерских технопарков в стране, где компании-участники могут получать льготы резидентов «Сколково», много аккредитованных лабораторий (часть из них на территории Инновационного центра), где стартапы могут заказать исследование или получить доступ к оборудованию по льготной цене. 

 

— Как резиденты «Сколково» участвуют в проектах импортозамещения?

 

— Как я уже отмечал, в сфере импортозамещения для нас важно работать на опережение. Одним из примеров такого подхода является компания «Оклэс Технолоджиз», работающая в области ТЭК. Она создала единственный на данный момент в России обратный клапан UCV с динамической системой поддержания герметичности для погружных установок электроцентробежных насосов. Благодаря своим конструкционным особенностям, разработка помогает решить проблему герметичности в самых сложных условиях эксплуатации скважин, которые используются в режиме периодического включения. Так, экономия в одной из нефтяных компаний Западной Сибири превысила затраты на приобретение UCV в 13 раз. Сейчас этот продукт стоит на вооружении нескольких десятков нефтяных и нефтесервисных компаний, включая глобальную Schlumberger.

 

Другая история — компания «Рапид Био» из Улан-Удэ, которая разработала и зарегистрировала экспресс-тесты для выявления COVID-19, чувствительность и эффективность которых выше ряда конкурентов из Китая, Кореи, Европы и Америки. Они пришли в «Сколково» в 2014 году с тестами для выявления повреждений мозга, а в период пандемии накопленный опыт позволил им быстро перестроиться и выпустить тест-системы для диагностики коронавируса. Сейчас компания проводит испытания для регистрации экспресс-теста четвертого поколения на ВИЧ.

 

— В каких областях наибольшее количество прорывных проектов? Есть ли среди них проекты Дальнего Востока?

 

— Здесь, конечно, надо отметить ИТ-разработки, проекты, связанные с сельским хозяйством, марикультурой и морской робототехникой. На стенде Приморского края Институт химии Дальневосточного отделения РАН и компания «Владфорум» представили специальные добавки в топливо, масла, лакокрасочные материалы и смазки, защищающие от трения, износа, ультрафиолета и коррозии.

 

Много проектов дальневосточных стартапов связаны с морем, например, проект «Атлантис». По сути, это дроны, которые с помощью специальных технологий помогают заниматься подъемом затонувших объектов и правильно их транспортировать. Компания «Посейдон» реализует проект использования акустических полей для промышленного рыболовства. Новая технология позволяет создавать «морские пастбища», в разы снижать себестоимость и сроки вылова, не меняя орудия лова и флот.

 

Следует отметить также сельхозпроекты, связанные с гидропоникой, аэропоникой, использованием световых волн для роста растений. На стенде «Территория инноваций» резидент «Сколково» — компания «Иннофарм-Дв» из Владивостока представила сразу два таких проекта. Это универсальный производственный модуль для беспочвенной аэропонной культивации листовой зелени и клубники, а также разработка для получения высококачественного семенного материала, в том числе клубневых растений. Всего в этом году на ВЭФ свои разработки представили семь компаний Дальнего Востока, которые уже получили статус резидентов «Сколково».

 

— Расскажите, пожалуйста, о поддержке цифровой экономики. Что это значит для рядового айтишника, к примеру?

 

— Совместно с министерством цифрового развития мы ведем программу по ускорению внедрения цифровых технологий. Здесь мы собираем вместе заказчиков и стартапы. Средства гранта могут компенсировать заказчику до 50% расходов на внедрение в пределах 100 млн рублей. Но стартапы получает деньги опосредовано — не в виде грантов, а в виде заказов, что очень важно. Таким образом они могут быстрее выйти на рынок и тиражировать свои решения в других компаниях отрасли. Внедрение передовых отечественных IT— решений в условиях санкций и ухода западных вендоров — это поддержка ускоренного импортозамещения в сфере цифровых технологий. Главная задача, чтобы это замещение было опережающим.

 

Рядовым айтишникам, которые разрабатывают новые продукты в российских компаниях, меры поддержки позволяют заработать и непосредственно участвовать в цифровой трансформации ключевых отраслей российской экономики.

 

Источник: primamedia.ru

Поисковые теги
Поделиться