Кольцо обороны

10 августа 2016 г.

В начале июля 2016 г. в российском и украинском сегментах Facebook стартовала акция «Я не боюсь сказать», получившая название от хештэга, который использовали участники. Тысячи пользователей соцсети открыто делились своими историями о пережитом насилии. 


Акция получила мощный резонанс и весьма разные оценки – от безусловной поддержки до категорического неприятия. О чем продолжают говорить уже по итогам акции, это о более чем остро стоящей в современном мире, не только в России, проблеме обеспечения личной безопасности. На помощь, возможно, готов прийти технический прогресс. Последняя громкая новинка рынка гаджетов для безопасности от стартапа Nimb с российскими корнями – одноименное кольцо с функцией тревожной кнопки. По задумке разработчиков, функциональное украшение дает владельцу дополнительный шанс на помощь и спасение в трудной ситуации. «Умное кольцо, которое поможет в экстренных ситуациях» – так описывают устройство основатели проекта, и похоже, аудитория им готова поверить. Или как минимум проверить утверждение на себе. Открыв сбор средств на площадке Kickstarter 21 июня 2016 г., менее чем за сутки Nimb собрал $50 000 (столько планировалось собрать за месяц), а через 72 часа цифра выросла до $100 000. На 21 июля сумма сборов превысила $220 000, а проект поддержали более 1800 пользователей.  

 

Спешит на помощь 

С точки зрения участников проекта, это лишь начало большого пути: они рассчитывают, что через 5 лет кольцо от Nimb будут  использовать более 5,7 млн человек, среди которых, предполагается, будут женщины до 45 лет, рискующие столкнуться с насилием, пожилые люди и те, кто страдает от различного рода заболеваний, а также владельцы малого и среднего розничного бизнеса. В целом потенциальную аудиторию проекта здесь оценивают в 1,3 млрд человек по всему миру, а объем рынка – $195 млрд (планируемая стоимость устройства – $149).

Между тем, как теперь вспоминают сооснователи проекта, друзья детства Леонид Берещанский и Никита Маршанский, идея создания гаджета родилась отчасти случайно: в неприятной ситуации оказалась знакомая девушка Леонида, когда случайная встреча с экс-поклонником переросла в ссору. На помощь ей никто не пришел, хотя время было далеко не позднее. 

Куда более страшной историей поделилась позже одна из участников проекта Екатерина Романовская, которая 16 лет назад в результате нападения едва не погибла. Сегодня Романовская отвечает в Nimb за коммуникации и, как и другие участники проекта, уверена, что гаджет поможет быстро позвать в сложной ситуации на помощь, а значит, в конечном счете может спасти не одну жизнь.

«Экстренные ситуации случаются неожиданно, на то они и экстренные. Кнопка на кольце всегда под рукой. Нажать ее очень просто, а вот быстро достать телефон и позвонить – далеко не всегда», – говорит генеральный директор проекта Леонид Берещанский.

Все и правда выглядит предельно просто. Обладателю Nimb достаточно лишь нажать на тревожную кнопку и подержать три секунды: просьба о помощи поступит по Bluetooth на смартфон владельца, откуда специальное приложение уже разошлет его всем, кто готов прийти на помощь, – близким, друзьям, в экстренные службы.

У приложения при этом довольно широкий функционал. В нем, к примеру, предусмотрена возможность чата – получив сигнал тревоги, пользователи смогут координировать действия. Кроме того, в приложении каждый пользователь создает свой профиль, куда может внести важную информацию о себе – например, группу крови, данные о заболеваниях, любимые маршруты и т.д. Все эти опции, предполагают создатели гаджета, смогут существенно упростить оказание помощи в критической ситуации. 

Самое интересное, что всех, кто готов при случае выступить в роли спасателя и помочь, устройство позволяет объединять в так называемые «круги безопасности». Первый круг – друзья и семья, второй – службы спасения, и третий круг – это комьюнити. В его состав попадут пользователи кольца и приложения, которые согласятся приходить на помощь людям поблизости. Если идея сработает, Nimb может положить начало новой социальной сети из готовых приходить на помощь друг другу участников. 

Из России с кольцом 

Основная часть команды стартапа сегодня находится в США: помимо Леонида Берещанского, это финансовый директор Дмитрий Гордиенко, директор по маркетингу Никита Маршанский, а также Екатерина Романовская. В России остался лишь технический директор Алексей Медведев, который координирует разработчиков и инженеров. 

При этом все участники проекта Nimb так ли иначе в прошлом плотно связаны с Россией. Например, Никита Маршанский и Алексей Медведев – давние партнеры по нескольким проектам в области IT и мультимедиа. В 2009 г. вместе с третьим партнером, Даниилом Даниным (сейчас развивает медицинский портал MedAboutMe), они основали компанию SocialCraft, занимавшуюся на старте разработкой флеш-игр для социальных сетей, а затем развившуюся в digital-агентство. Отвечающий за финансы Дмитрий Гордиенко с 2008 г. работал в «Роснано», где занимался привлечением новых проектов. Леонид Берещанский занимал пост исполнительного продюсера центра культурных инициатив «Сретение», известного, в частности, по мультимедийному циклу «Живая поэзия». А Екатерину Романовскую в России знают, скорее, как одного из авторов популярного блога в Twitter KermlinRussia, который она вела совместно с Арсением Бобровским до 2014 г. 

Но самое интересное, что именно в России была разработана сама технология нового носимого гаджета. 

«Над проектом работала российская команда, и если это значит, что разработка российская, –  да, она российская», – говорит Леонид Берещанский. 

Разработку устройства с самого начала ведет томская инжиниринговая компания «Интек». С ее директором Никитой Калиновским основатели стартапа познакомились на конференции Wearable Tech Conference&Expo в 2014 г. в Москве.

«Ко мне подошли ребята из Nimb и спросили, можно ли разработать миниатюрное устройство в виде кольца», – вспоминает он теперь. Так компания Калиновского взялась за проектирование и разработку устройства под ключ, от дизайна до печатной платы. В России занимались эскизным проектированием, разрабатывали и производили прототип устройства. Для опытного образца (сейчас, по словам участников проекта, в Нью-Йорке есть два рабочих устройства) в Томске сделали корпус, здесь же происходила конечная сборка. 

А вот печатную плату все же пришлось заказывать за рубежом. За нее попробовали взяться два отечественных завода, но в итоге о производстве договорились с израильской компанией. 

«Когда документация на изготовление платы поступила на завод к технологам, их первый вопрос был: «Неужели русские научились делать такие платы?» Нам было, конечно же, приятно», – вспоминает Никита Калиновский.

После запуска массового производства работу останавливать не собираются, продукт намерены регулярно апгрейдить – в работе находится вторая версия кольца, рассказал Калиновский, в его компании уже сейчас ломают голову, как она должна выглядеть, что в ней обязано быть, каков будет функционал.

«Вы, когда берете смартфоны Samsung или iPhone разных поколений, видите, что они отличаются? Здесь тоже будут разные поколения. Это нормальное развитие продукта – разработка проекта заканчивается, только когда проект умирает», – говорит Никита Калиновский. 

Начнут со Штатов 

«Nimb – это международный проект, мы изначально ориентировались на мировой рынок, – говорит Леонид Берещанский. – Мы придумали Nimb, чтобы им пользовались люди во всем мире».

Cтартовать проект намерен в США – онлайн- и офлайн-продажи намечены на весну 2017 г., чуть раньше кольцо получат по предзаказу участники краудфандинга. Кстати, именно из США поступило 2/3 предзаказов на кольцо во время сбора на Kickstarter. 

Серийное производство планируют размещать, в том числе, и с расчетом на импорт в США –  в Китае (в том же Шэньчжэне действует льготный налоговый режим при экспорте в Штаты). До конца 2016 г. Nimb должен встать на конвейер. 

«В Штатах более развита бизнес-инфраструктура, запускать международные проекты лучше всего здесь, к тому же это проще. Так мы охватили весь англоязычный мир, а это не только США, но и часть Европы», – поясняет Леонид Берещанский.

«В США рынок более зрелый, люди готовы рисковать и вкладываться в перспективные разработки, и, конечно же, более развитый с точки зрения покупательной способности», – соглашается директор Центра мобильных технологий фонда «Сколково» Василий Рыжонков.

В США так сделать не получится. Рынок носимых гаджетов для личной безопасности развивается здесь не первый год, устройств много, десятки, и конкуренция, очевидно, будет высокой. Конкуренты, с которыми предстоит иметь дело, – это, к примеру, брелок Athena от компании Roar for Good, также, кстати, имеющий за плечами весьма успешный опыт краудфандинга на Indiegogo (собрали $267 000 и 3800 предзаказов). Сигнал с брелока так же, как и с Nimb, по Bluetooth поступает в смартфон, откуда его получают избранные контакты пользователя. Есть еще проект Revolar, также предлагающий свою тревожную кнопку, которая отправляет сигналы заданному кругу пользователей через смартфон. Оба устройства стоят дешевле кольца от Nimb – по $99. Впрочем, оба проекта сумели получить инвестиции от местных фондов – $650 000 Roar привлек от фонда Ben Franklin TP, Revolar получил $3 млн от Foundry Group. Очевидно, что на поддержку инвестфондов, в том числе американских, рассчитывает и Nimb, а такие инвестиции получить, безусловно, проще и быстрее, базируясь в США и там же стартуя со своим продуктом.

«Мы собираемся направлять на развитие поступающие от продаж средства, а также планируем привлечь инвестиции для агрессивной экспансии», – говорит Леонид Берещанский. По его словам, проект уже получил предложения от иностранных фондов, другое дело, что о конкретике говорить пока рано.

В России предзаказы тоже были, по объему они заняли около 10% от общего числа участников краудфандинг-кампании и оказались на втором месте, после США. Хотя в целом на рынке спрос на подобные устройства западного производство невысокий, о них мало знают. Российских аналогов на рынке нет в принципе, а близкие по функционалу проекты развиты слабо и практически не известны широкому кругу пользователей. На рынке представлены устройства типа тревожная кнопка, которые размещают в квартирах, к примеру, пожилых людей, однако это принципиально иной класс устройств. Работает проект «Кнопка жизни», который добавил такой кнопке мобильности: сигнал о бедствии можно послать через специальный телефон нажатием одной клавиши. Однако даже он работает не на розничном рынке, а за счет контрактов с региональными администрациями.

В большей степени в ходу у пользователей фитнес-браслеты, функционал которых с безопасностью связан весьма опосредованно. 

«Тревожные кнопки и прочие специальные устройства подобного рода, популярные в Европе и США еще с 1980-х, практически неизвестны в России, и найти их в продаже сложно. Мы пропустили момент, когда появились такие устройства, и начинаем догонять сейчас, когда подобные функции взяли на себя мобильные телефоны», – говорит руководитель компании UpTrader Василий Алексеев.

Дополнительным ограничением для распространения Nimb в России может стать низкий уровень доверия людей друг к другу, что, кстати, отмечают и создатели кольца. Вместе с тем, они полагают, что с помощью их системы люди научатся кооперироваться эффективнее и приходить на помощь не только родным и близким, но и незнакомым людям.

В итоге российский рынок в Nimb даже специально не оценивали, не планируется здесь и особого продвижения. 

Модно и полезно 

Nimb – не единственный стартап с российскими корнями, который получил мощную поддержку на Западе. Не далее как в мае 2016 г. на Indiegogo стартап «Мультикубик» с проектом Сinemood за день собрал $35 000. Другое дело, что далеко не все они оказались в итоге успешны...

«90% стартапов, которые заявляются для краудфандинга, в конечном итоге не выстреливают», – напоминает Василий Рыжонков.

Показательным примером в этом плане является стартап DisplAir, обещавший вывести на рынок интерактивный безэкранный дисплей. Роль экрана исполняло облако из частиц влаги, из-за чего казалось, что картинка парит в воздухе. В общей сложности проект привлек более $6 млн, однако в начале 2014 г. основатель проекта Максим Каманин объявил о его закрытии из-за долгов, а главное, из-за «невозможности назвать продукт даже нормальным опытным образцом».

«Большая проблема с российскими стартапами в том, что они зачастую не могут преодолеть пропасть между опытным образцом и серийным производством. Очень мало кто знает, как это сделать», – согласен Никита Калиновский. С Nimb, считает он, это как раз сделать получится, в том числе благодаря компетенции разработчиков. 

Другое дело, что проблемой могут стать и другие обстоятельства, препятствующие полноценному выходу продукта на рынок, кстати, не только российский.

«Практическая реализация будет весьма непростой. Необходимо же каким-то образом связать соответствующие службы реагирования с устройством. Очевидно, что устройство не будет работать во всех городах и даже странах», – говорит директор по развитию бизнеса QB Finance Маргарита Горшенева.

Основатели проекта уже сейчас ведут переговоры со службой 911 США, рассказывала Екатерина Романовская порталу «Медуза», а вот с российской полицией пока никаких переговоров не предвидится.

Отмечают эксперты и некоторые спорные моменты технологии устройства, которые могут помешать реализации задуманного функционала, к примеру, высокую зависимость от смартфона и в конечном итоге наличия Интернета.

«Гаджет сильно зависит от подключения к смартфону владельца. Передача тревожного сигнала близким и экстренным службам зависит от состояния смартфона, который может сесть, кольцо тогда становится бесполезным. Кольцо не работает вне покрытия сотовой сети или Wi-Fi, что снизит его ценность для экстремалов. Сотовая сеть не всегда доступна даже в городских условиях», – размышляет аналитик кластера космических технологий и телекоммуникаций «Сколково» Иван Косенков. Впрочем, часть этих проблем, например, отсутствие сотовой связи, характерна скорее для российского рынка, нежели для американского.

Впрочем, критики у новых технических решений всегда были и будут (стоит вспомнить хотя бы историю Стива Джобса). На стороне проекта, помимо технической базы и востребованного на рынке на текущий момент функционала, очевидные маркетинговые преимущества.

«Nimb – это симпатичное украшение, к тому же оно несет полезную, социально значимую функцию. Нужно пожелать проекту удачи», – говорит Владимир Рыжонков. В итоге это вполне может сначала быть эмоциональной покупкой, которая потом сослужит владельцу хорошую службу.

    

Источник: ko.ru