Гуманитарное знание поможет найти баланс между технологиями и развитием общества

8 декабря 2021 г.

Год науки и технологий в России завершается Конгрессом молодых ученых, который проходит в Сириусе 8-10 декабря. Темой пленарного заседания стало взаимодействие человека, природы, общества и технологий.

 

Технологический прогресс сделал жизнь людей более комфортной, но принес и угрозы — экономические кризисы, эпидемии, загрязнение окружающей среды, дефицит ресурсов. В сложившихся условиях необходим принципиально новый подход. 

 

На этот вопрос в рамках пленарной сессии «Человек, природа, общество и технологии» искали ответ Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков, Председатель Фонда «Сколково» Аркадий Дворкович, Вице-президент НИЦ «Курчатовский институт», академик РАН Владислав Панченко, Проректор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Станислав Бушев, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Александр Веракса и ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Андрей Рудской. Модерировал Михаил Ковальчук, Президент НИЦ «Курчатовский институт». Дискуссия состоялась в рамках Конгресса молодых ученых, который подводит итоги Года науки и технологий.

 

Председатель Фонда «Сколково» Аркадий Дворкович обратил внимание что, несмотря на значимость всех элементов в цепочке «человек, природа, общество и технологии», главным в ней является человек, его квалификация, талант, способность создавать и обеспечивать лучшее качество жизни для следующих поколений. 

 

«Соединение научных знаний, бизнеса, технологий, государственной политики может приносить значимые результаты. Однако важно подходить к этому рационально, на основе своих компетенций, достижений и понимания интересов экономики и общества. Именно такой подход в конечном счете будет признан разумным всем мировым сообществом» — добавил Дворкович. 

 

Эксперты отметили, что вопросы этики, нравственности и правового регулирования выходят на передний план в момент, когда инновационные технологии развиваются наиболее активно. В этой связи, как подчеркнул Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков, возрастает значимость гуманитарных наук. Он также отметил, что вузы находятся в поисках новой фундаментальности, достраивая и разрабатывая гуманитарную компоненту в образовательных программах. «Необходимо соблюдать баланс между творческой свободой и гармоническим развитием общества» — заключил Фальков.

 

С ним согласился ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Андрей Рудской, который указал, что задачей научного сообщества становится поиск гармонии между прорывными решениями и гиппократовым принципом «не навреди». «Балансирование на этой грани возможно через осознанное и ясное понимание ценностей и смысла происходящего, а эти задачи должно решать фундаментальное образование» — сказал Рудской. 

 

Проректор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Станислав Бушев отметил, что образование — это единство обучения и воспитания. «Воспитание — важная компонента, которая должна раскрывать, к примеру, не только преимущества и пользу технологий, но и последствия их неправильного использования» — пояснил Бушев. 

 

Подвел итоги дискуссии Президент Курчатовского института Михаил Ковальчук. «Определять лицо цивилизации будут люди творческие, которые знают о многом, умеют созидать и придумывать новые рынки. Сегодня те страны, которые не построили экономику знаний, выпадают из цивилизации» —подытожил Ковальчук.

 

В рамках трехдневного конгресса состоится около ста мероприятий. На выставке «Вузпромэкспо» будут представлены разработки и достижения университетов и научно-образовательных институтов. Представители высшей школы из разных регионов России расскажут, какие научные достижения и разработки у них появились в Год науки и технологий.

Поисковые теги
Поделиться